Юрий Пашолок. Рождение легкой штурмовой САУ и альтернативная история танкостроения
Так сложилось с историей отечественного танкостроения, что в ней набралось немало заблуждений и весьма сомнительных фактов. Касается это и самоходной артиллерии, куда, кстати, далеко не каждый забирался. Вообще архивы у нас открыты довольно давно, кто хотел, тот ходил. Но с сожалением вынужден констатировать, что у нас больше принято о(б)суждать, чем заниматься полноценными исследованиями. Это же работать надо.
Одной из весьма щекотливых тем, связанных с историей самоходной артиллерии, является эпизод создания будущей СУ-76. То, что данная машина появилась благодаря Семёну Александровичу Гинзбургу, сомнений нет никаких. Нет сомнений, что и ключевую роль в создании концепции будущей СУ-76 сыграло КБ завода №37 (г. Свердловск). Но вот дальше начинается масса нюансов. Поскольку данная тематика всё еще поднимается, поработаю акыном. То есть что вижу, о том и пою.
Для начала цитата:
«К концу апреля завершилось проектирование унифицированного шасси для программы САУ, но для исполнения были выделены средства только на штурмовое орудие поддержки в безбашенном исполнении массой 7,5-8 т и 37-мм зенитный самоходный автомат кругового обстрела. Ответственным исполнителем по изготовлению машин был назначен завод № 37 НКТП. Тогда же КБ В.Г.Грабина по ТТЗ НКТП разработало «самоходный» вариант своей новой дивизионной пушки ЗИС-3, названный ЗИС-ЗШ («штурмовая»), однако за эталон приняли установку У-31, разработанную конструктором УЗТМ А.Н. Шляковым, которая оказалась значительно проще и дешевле. В мае-июне 1942 г. опытные образцы «штурмовой» и «зенитной» САУ были изготовлены и поступили на испытания. К сожалению, отчет по испытаниям этих интересных самоходов пока не обнаружен, равно как неизвестен и их войсковой индекс. Но испытания, судя по всему, закончились успешно, так как в июне 1942 г. последовало распоряжение ГО-КО о скорейшей доводке машины и подготовке серии для проведения войсковых испытаний. Но начавшееся вскоре крупномасштабное сражение за Сталинград, потребовало от завода № 37 срочного наращивания выпуска легких танков и заказ на изготовление опытной серии самоходных пушек был отменен.»
Для начала, про старт разработки. Первые требования на «универсальное шасси на базе агрегатов Т-60» датировано не мартом 1942 , как пишет автор цитаты, а 29 января 1942 года. При этом 31 января появляются уточненные требования на «76-мм штурмовую САУ». Там уже фигурирует 76-мм пушка ЗИС-3.
Далее, по итогам пленума Арткома ГАУ КА было решено строить не две, а три машины — 76-мм штурмовую САУ, 25-мм ЗСУ и 37-мм ЗСУ. Вариант с 25-мм зенитной пушкой «отвалился» потом, но его спроектировали (ЗИК-5).
Еще более интересной оказалась история с якобы ЗИС-3Ш, штурмовой САУ, которая создавалась под руководством В.Г. Грабина. На заводе №92 действительно что-то похожее спроектировали, но в ноябре 1942 года и называлось оно ИС-10. Естественно, в работу эту машину не пустили, поскольку это не более чем попытка адаптировать шасси Т-70 под установку ЗИС-3.
Ну и, наконец, про те САУ, которые стали прародителями СУ-76. Звались они СУ-31 и СУ-32, их предварительные эскизные проекты были подготовлены 22-23 мая 1942 года. Введущим инженером «шасси 31» был инженер-конструктор отдела 030 К.Е.Истомин. Шляков же вел проект БГС-3 (штурмовую САУ на «шасси 31»), который даже не довели до эскизной стадии.
ЗСУ СУ-31 действительно построили в июне 1942 года, но дальше заводских испытаний дело не продвинулось. И при чем тут Сталинградская битва, непонятно. 3 июля 1942 года И.В. Сталин подписал постановление ГКО № 1958сс, по которому выпуск Т-60 на заводе №37 прекращался. А затем, 28 июля 1942 года, было подписано постановление ГКО №2120сс «Об организации производства танков Т-34 на Уралмашзаводе и заводе № 37 Наркомтанкопрома». Так что СУ-31 и построенная в июле СУ-32 оказались без производственной базы. И легких танков завод №37 выпускать уже никак не мог. Поэтому, после испытаний августа-сентября 1942 года, работы по легким штурмовым САУ передали на завод №38 НКТП.
Список источников:
- ЦАМО РФ
- РГАЭ
источник: https://dzen.ru/b/ZiqYT5qTe26PGWog