Юрий Пашолок. Резиновые брызговики от Valentine для ИС-1 и ИС-2

13

Юрий Пашолок. Резиновые брызговики от Valentine для ИС-1 и ИС-2

То, что наиболее интересные технические решения, особенно по военной технике, копируют, не является чем-то странным. Есть, конечно, впечатлительные барышни мужского пола, которые заламывают руки и начинают причитать про «надо всё самим делать». Правда жизни в том, что все так делают. Если что-то не получается у самих, или какое-то решение на стороне получилось лучше, его копируют. В полной мере это касается и бронетанковой техники. Копировать могут как весь танк целиком, так и отдельные элементы, которые показались интересными с точки зрения технического решения.

Вторым по массовости зарубежным танком, который поступал в Красную Армию, стал Infantry Tank Mk.III, он же Valentine, он же, в наших документах, MK-III (MK.3). Машина оказалась весьма удачной разработкой, она нашла своё место в Красной Армии. Отдельные элементы, которые использовались на этом танке, вызвали большой интерес. В том числе это касалось и передних крыльев, которые всерьёз рассматривались для установки на тяжелый танк ИС-85.

Идея передних брызговиков из резины или брезента появилась еще в 30-е годы. Смысл ее состоял в том, что такие брызговики более эффективно работали с точки зрения защиты то летящей грязи. Впрочем, конструкция, которая впервые появилась на Cruiser Tank Mk.I, заметно отличалась от других разработок того периода. На Vickers пошли значительно дальше, сделав развитые брызговики, изготовленные из армированной резины. Она была достаточно толстой, чтобы держать форму. Причем такие брызговики появились не только на передних, но и на задних крыльях.

Аналогичную схему с передними и задними брызговиками по наследству получил Valentine, выросший из шасси A9/A10. Естественно, шасси переработали, но в целом концепция не изменилась, благо ходовая часть хорошо подходила для пехотного танка, который разгонялся до примерно 25-30 км/ч. Развитые полужесткие брызговики очень понравились нашим военным. Если стальные передние брызговики при наезде на препятствие гнулись и ломались, конструкция из довольно толстой резины выдерживала подобные испытания значительно лучше.

Впервые о том, чтобы установить передние брызговики сделать «по типу Валентин», было указано в списке улучшений тяжелого танка Объект 237, подготовленном по итогам первого этапа испытаний в августе 1943 года. Надо сказать, что у танка уже имелись съемные передние брызговики, изготовленные из листового железа. Комиссия посчитала, что резиновые брызговики будут более удачным решением. Альтернативой считались брызговики по типу танка M4A2. Впрочем, они довольно быстро ушли на второй план, поскольку жесткие брызговики американского танка мало отличались от уже имеющейся конструкции.

Остались новые брызговики и в окончательном перечне изменений по серийному ИС-85, датированном 13 сентября 1943 года. Они шли в списке пунктом 18. Предполагалось, что в декабре 1943 года закончатся испытания новой конструкции, а далее, со второй серии, их внедрят на танках. Учитывая тот факт, что на вооружение приняли ИС-2, а также даты, скорее всего брызговики попали бы уже на этот танк.

Впрочем, испытаний так и не состоялось. Идею зарубил лично Ж.Я. Котин, который 14 декабря 1943 года отправили письмо руководству ГБТУ КА. Там он аргументировал тем, что брызговики на «Валентайнах» быстро изнашиваются и приходят в негодность. Отчасти он прав, но есть нюанс. Действительно, часто можно видеть советские «Валентайны», у которых брызговики сорваны. Связано это отнюдь не с плохой эксплуатацией танков. Дело в том, что нередко за брызговики цеплялись дополнительные грунтозацепы, которые наваривали на траки. Естественно, шансы оборвать брызговик резко повышались. Про это Котин не упоминал, да и вряд ли был в курсе данного нюанса. Но дело было сделано — на ИС-2 сохранились брызговики старой конструкции.

И всё же резиновые брызговики на ИС-2 появились. Правда, с массой нюансов. Во-первых, случилось это на ИС-2М, то есть в самом конце 50-х годов. Во-вторых, крепились они на задние крылья, выполняя совсем другую функцию — снижение количества грязи и пыли, летящей из-под гусениц.

Юрий Пашолок. Резиновые брызговики от Valentine для ИС-1 и ИС-2 Юрий Пашолок. Резиновые брызговики от Valentine для ИС-1 и ИС-2 Юрий Пашолок. Резиновые брызговики от Valentine для ИС-1 и ИС-2 Юрий Пашолок. Резиновые брызговики от Valentine для ИС-1 и ИС-2 Юрий Пашолок. Резиновые брызговики от Valentine для ИС-1 и ИС-2 Юрий Пашолок. Резиновые брызговики от Valentine для ИС-1 и ИС-2 Юрий Пашолок. Резиновые брызговики от Valentine для ИС-1 и ИС-2

источник: https://dzen.ru/b/ZrMytiX54C0B42kn

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account