Немецкие инженерные войска отличались высокой эффективностью, являясь одной из составляющих блицкрига. Они были хорошо оснащены, в том числе и специальной техникой. Вместе с тем, по ряду направлений работ по специальной инженерной технике выглядели, скажем так, довольно неоднозначно. Особенно это касалось таких направлений, как мостоукладчики и саперные машины. Вроде бы даже серийные машины имелись, но результат их применения выглядел неоднозначно.
Согласно изначальной концепции, немецкие управляемые по радио машины должны были использоваться как тральщики. Вместе с тем, опытная эксплуатация Minenräumwagen Borgward B I (Sd.Kfz.300) показала их крайне низкую эффективность. Поэтому следующая модель, Minenräumwagen Borgward B II, использовалась как самоходная мина. Но также выглядела сомнительной идеей. 5 км/ч для такой машины выло явно маловато. Поэтому в 1941-42 годах немцы проводили эксперименты. Одним из них стало создание kl.Kettenkw. (f.g), самоходной мины на базе полугусеничного тягача Sf.Kfz.2, более известного под прозвищем Kettenkrad.
То, что Minenräumwagen Borgward B II совершенно не годится для поставленных задач, четко показало боевое применение данных машин. Слишком тихоходный аппарат становился отличной мишенью, неудивительно, что 1-й батальон разминирования пробыл на фронте всего 2 недели. Еще в июне 1941 года Borgward начала работу по альтернативному носителю заряда. Им стал легкий полугусеничный тягач NSU HK-101, он же Sd.Kfz.2. Главным преимуществом машины стало то, что она уже находилась в серийном производстве, причем ценник оказался сопоставимым с Minenräumwagen Borgward B II. При этом скорость передвижения у Sd.Kfz.2 была на порядок выше, чем у самоходной мины.
Судя по всему, первый построенный образец оказался не особо удачным. Borgward пыталась оснастить тягач минимальной броневой защитой, что стало плохой идеей. Прототип засветился на снимках в учебке батальона, который 15 сентября переименовали в 300-й танковый батальон. Дальнейшие работы по машине шли силами NSU, курировало их командование батальона.
Весной 1942 года был готов опытный образец kl.Kettenkw. (f.g) разработки NSU. Кардинальным отличием стало то, что на сей раз переделывалась не носовая, а кормовая часть машин. Вместо задних сидений ставился короб, в котором размещалось 300 килограмм взрывчатки. Согласно концепции, на дальние дистанции машину вел человек, управление ничем не отличалось от обычного Kettenkrad. Далее машину переводили в режим радиоуправления. Управляли им из специально оборудованного танка Pz.Kpfw.III (funk).
Идея выглядела более разумно, хотя и не идеально. Во-первых, kl.Kettenkw. (f.g) получилась довольно высокой машиной, что делало ее хорошей мишенью. Во-вторых, радийное оборудование, уезжающее в один конец — это накладно. По этой причине 300-й танковый батальон, который 3 февраля 1942 года переименовали в 300-й танковый батальон радиоуправляемых машин (Pz.Abt.300(F.L.)), продолжил эксперименты.
К моменту, когда батальон оказался в Крыму, kl.Kettenkw. (f.g) существовал уже в двух вариантах. Помимо радиоуправляемой машины, появилась версия, которая управлялась по кабелю. В кормовой части корпуса крепилась катушка, управляли машиной из укрытия. Такая система выглядела заметно проще и дешевле, хотя тоже не идеально. Дальность действия была более ограниченной, чем у радиоуправляемой машины, а оператор более уязвим. Впрочем, в тепличных условиях использования этими машинами к Крыму риск оказывался небольшим.
Итог применения kl.Kettenkw. (f.g) оказался неоднозначным. Не отрицая в целом саму идею, командование батальона прямо намекало на простую истину. В чистом виде Kettenkrad не особо годился для подобных целей. Требовалась специально разработанная самоходная мина, в которой можно было использовать элементы Sd.Kfz.2. Результатом стало создание самоходной мины Sd.Kfz.304, более известной как Springer.
Список источников:
- Panzer Tracts No.14 Gepanzerte Pionier-Fahrzeuge, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 1998
источник: https://dzen.ru/b/ZfaP3h2Y4Qmjlyav