Рассказ о немецком истребителе танков Jagdpanther, находящемся в коллекции Имперского Военного Музея, Даксфорд
Немецкие истребители танков появились в начале Второй мировой войны как средство механизации противотанковой артиллерии. Вместо быстроходных боевых машин с вооружением в башне кругового вращения, которые создавались в 30-е годы, получился «самоходный лафет». Вместе с тем, постепенно концепция немецких истребителей танков менялась. Выяснилось, что истребитель танков с противопульной броней и высоким силуэтом уязвим. Поэтому появилась новая концепция — истребитель танков с противоснарядным бронированием, а также орудием, более близким к танковому.
Одним из самых «раскрученных» немецких истребителей танков времен Второй мировой войны является Jagdpanther. С одной стороны, вроде как характеристики у этой боевой машины впечатляющие. С другой же стороны, можно говорить о том, что полностью свой потенциал Jagdpanther не реализовала. Да и в целом ей сильно не везло. В Имперском Военном Музее, что в Даксфорде, стоит одна из САУ, которой не повезло. Она была подбита в бою, после чего захвачена английскими войсками. Ныне это музейный экспонат со своей историей.
История Jagdpanther началась 29 июня 1942 года, когда с Krupp заключили контракт на изготовление трех рубок для САУ Pz.Sfl.IVd. К тому моменту о шасси Pz.Kpfw.IV уже не шла речь. Более перспективным выглядело шасси VK 30.02(M), позже превратившееся в Pz.Kpfw.Panther. Выбор шасси выглядел абсолютно логично. В отличие от предыдущих Pz.Sfl.IV, новая машина должна была иметь надежную броневую защиту, достигавшую толщины 60 мм в лобовой части корпуса и рубки.
Изначально schweren Panzerjäger 8.8 cm KwK L/71 mit Baulementen des Pz.Kpfw.Panther, так машина стала именоваться в августе 1942 года, имела боевую массу 35 тонн. Вооружением была 88-мм противотанковая пушка 8.8 cm Pak 43 L/71. Предполагалось, что первые образцы машины будут готовы в июне 1943 года, но тут немецкие военные явно поспешили. Дело в том, что сначала требовалось закончить базовый танк, а уже потом рисовать планы по машинам на его базе. А вот тут ждали подводные камни. Начиная с того, что серийный Pz.Kpfw.Panther Ausf.D имел боевую массу 45 тонн.
Перспективный танк неоднократно видоизменялся, как и его обозначение. Некоторое время он именовался как 8.8 cm Sturmgeschütz 43 (Panther). Финальное обозначение, Jagdpanther, появилось в ноябре 1943 года. Менялся и состав экипажа, увеличенный до 6 человек, оборонительное вооружение, толщина брони. Даже на некоторое время поменяли шасси, хотя Pz.Kpfw.Panther II побывал таковым недолго. По итогам всех изменений первые опытные САУ появились в ноябре 1943 года, а серийный выпуск начался в январе 1944 года.
Это стало только началом невезения Jagdpanther. По планам, завод MIAG в Брауншвейге должен был сдавать по 80 Jagdpanther к середине лета 1944 года. На самом же деле за первое полугодие 1944 года MIAG смог сдать аж 46 САУ, и еще 58 с июле по октябрь. Связано это с тем, что MIAG неоднократно бомбили (10 раз за 1944 год). Так что наполеоновские планы по выпуску 150 Jagdpanthrer в месяц успешно ушли в утиль. Уже потом подключили другие заводы, но время оказалось упущенным.
Всего за время производства MIAG, а также подключенные к выпуску заводы MNH и MBA сдали 425 Jagdpanther. Вроде бы много, но это красиво на бумаге. А на практике что-то похожее на серию появилось только в ноябре 1944 года. Даже 72 САУ, которые выпустили за январь 1945 года на пике производства, уже выглядели каплей в море. Их хватало на восполнение потерь, а вот на полный состав дивизиона истребителей танков — нет. Посему за всю войну был всего один «полновесный» дивизион на «Ягдпантерах» — 654-й.
Можно говорить о том, что и единственный дивизион истребителей танков, имевший полный состав Jagdpanther, был невезучим. До того он воевал на истребителях танков Ferdinand, понеся тяжелые потери на Курской дуге. Кроме того, полноценный состав 654-й дивизион получил далеко не сразу. На 6 июня 1944 году у него числилось всего 8 САУ. К 17 июля число САУ достигло 25 штук, причем они уже повоевали, неудачно. Jagdpanther преследовали технические проблемы. Достаточно сказать, что скорость ограничивали 30 км/ч, ибо имелись проблемы с надежностью на более высоких скоростях.
Нет, Jagdpanther была очень опасным противником. В ходе боя 30 июля 1944 года 11 Churchill из 6-й гвардейской танковой бригады были уничтожены за считанные минуты. Но уровень надежности и потерь выглядел явно не тем, что ожидалось. Поскольку было очевидно, что дальше ждать уже нельзя, перевооружение дивизионов на Jagdpanther стал производиться по смешанному составу. Главная героиня данного материала служила в 559-м дивизионе. В его состав вошло 28 StuG 40 и 13 Jagdpanther. Согласно новому штату, введенному в августе 1944 года, соотношение Jagdpanther и других САУ составляло 1:2, но бывало по-разному.
Введенный в бой 6 сентября 1944 года 559-й дивизион оказался не менее невезучим. Воевал он в Бельгии, причем с самого начала боевые действия не задались. В Берингене английские бронетанковые силы оказались недооценены, в результате дивизион понес первые потери. Далее было сражение за Гел, где 50-ю английскую пехотную дивизию поддерживала 7-я бронетанковая дивизия. Ее Cromwell и Sherman VC оказались опасными противниками. Немецкие САУ часто страдали от огня с флангов. В результате трех недель боёв, к 29 сентября 1944 года, в составе 559-го дивизиона осталось 9 Jagdpanther, из которых боеспособными были 3. Из 8 StuG 40 все требовали ремонта. Основная масса потерянных машин осталась на территории, захваченной английскими войсками.
Среди потерь оказалась и Jagdpanther с серийным номером 300054 и рубочным номером 01. Эта машина, изготовленная в июле 1944 года, являлась командирской, ей командовал майор Эрих Саттлер. 8 сентября 1944 года САУ оказалась под фланговым огнем Cromwell IV в ходе боёв за Хехтель. Танк лейтенанта Гриффита из состава Уэльских гвардейцев, можно сказать, переиграл две «Ягдпантеры», выманив их и расстреляв командирскую машину с дистанции 45 метров. Машина отхватила в правый борт, сначала в моторное отделение, а потом 3 снаряда пробили боевое отделение. Попадания оказались не фатальными, по крайней мере самоходка не загорелась. Поскольку машина осталась более-менее целой, ее отправили в Англию на изучение.
В дальнейшем трофейная машина стала одним из натурных образцов в Королевском Военном Научном Колледже, Шрайвенхем. С левого борта рубки вырезали «окошки», чтобы было лучше видно. В таком виде машина дожила до 1969 года, когда ее выкупил Имперский Военный Музей, Лондон. Машину восстановили до ходового состояния, использовав как донор запчастей машину со стрельбища в Пирбрайте. Правда, постановка на ход не означала, что ее катали по каждому чиху. Это, прежде всего, музейный экспонат.
Когда машина находилась в Лондоне, она была максимально доступна посетителям. Имперский музей выстроен так, что с верхних этажей машина отлично просматривалась сверху. Впрочем, это всё уже в прошедшем времени. Дело в том, что Имперский Музей периодически свою экспозицию обновляет. В один прекрасный момент было решено часть бронетанковой техники из музея убрать в филиал. Так САУ оказалась в Даксфорде.
Нельзя сказать, что условия хранения в Даксфорде плохие. Машина оказалась внутри павильона Land Warfare, где сконцентрирована бронетанковая техника. Но есть ряд нюансов. Во-первых, ангар находится на отшибе музея, это самое дальнее его здание. Во-вторых, для Даксфорда приоритетом является авиация, как-никак, бывшая авиабаза. Причем часть авиационной составляющей музея вполне летающая. А наземная техника… она скорее «второй сорт».
Самое же главное, что павильон Land Warfare отнюдь не резиновый. Сюда много чего привезли, поэтому условия экспонирования совсем другие. Нет, конечно, поснимать со второго этажа вы можете, но обойти машину — уже нет. В этом смысле даже с ограждениями музейный сектор парка «Патриот» выглядит более выигрышно. Не говоря о том, что техника в Даксфорде стоит довольно плотно.
Частенько странные люди, любящие всякие рейтинги, называют «Ягдпантеру» лучшей машиной в своём классе. Уже то, как эти САУ повоевали, вызывает улыбку по поводу подобных рейтингов. Впрочем, самое смешное в другом. В качестве прямого аналога подобные составители указывают СУ-85 и СУ-100. Алё-куку, болезные, вы там совсем того? Jagdpanther — это тяжелый истребитель танков, причем по версии самих же немцев. Ее прямым аналогом является ИСУ-122. И если сравнивать с реальным одноклассником, то ситуация оказывается уже не столь однозначной.
Надо сказать, что на советско-германском фронте Jagdpanther встречалась нечасто. Но и на западном фронте ей было совсем не сладко. Вроде бы по характеристикам всё хорошо, но на самом деле нет. Орудие у машины, безусловно, было очень мощным. И если в случае с советской бронетехникой существовали ИС-2, чья спрямленная лобовая деталь корпуса защищала от огня 8.8 cm Pak 43 L/71 на дистанции 500 метров, то у союзных танков такой брони не было. Но война — это не конкурс бодибилдеров. В боевых условиях «Ягдпантеры» отхватывали практически сразу, от танков, которые вроде как хуже по ТТХ.
Причиной тому стала, в том числе, и не самая лучшая обзорность. Теоретически у Jagdpanther имеются и боковые смотровые приборы, и даже перископический смотровой прибор командира с круговым вращением. Но на практике по сторонам из машины обзорнать была так себе, потому значительный процент поражений приходился на борта. Дырки в правом борту героини данного материала соврать не дадут. Кроме того, осенью 1944 года появились GMC M36. Поначалу они поражали лоб Jagdpanher на дистанции около 500 метров, дальше эта дистанция стала неуклонно возрастать. Так что крепкая лобовая броня уже не являлась серьёзным аргументом.
Имелись и другие проблемы. Базировалась САУ на агрегатах Pz.Kpfw.Panther Ausf.A, который не являлся образцом надежности. Впрочем, на Jagdpanther ситуация усугубилась, поскольку нагрузка на передние опорные катки возросла. Часто шли жалобы на поломку бортовых передач. А еще вылезли проблемы с обслуживанием. Менять коробку передач на Jagdpanther — это отдельный цирковой номер.
Машина эта здоровенная (она не только равнозначна ИСУ-122 по массе, но еще и превосходит ее по габаритам), но внутри это не особо ощущается. Конечно, попросторнее ИСУ-122, но тут и разница в орудии существенная. А вот места над головой не так много, как это может показаться. Тем более что там «живут» шестеро. Большим плюсом, безусловно, является внушительный боекомплект — 60 унитаров. Также машина отличалась наличием полноценной установки курсового пулемета MG 34. Но он, как показывает практика, использовался не так часто.
Напоследок следует сказать, что и про павильон Land Warfare можно говорить в прошедшем числе. Его закрыли, идет перестройка. Но Jagdpanther доступна для посещения — ее перевезли в ангар №5, где находятся реставрационные мастерские и хранилище. В Даксфорде сейчас идут большие работы по переделке музея, больше всего от этого пострадали любители «брони».
источник: https://dzen.ru/a/ZdLqNlI15nBN6qIL