История появления Char B1, первой серийной версии Char de Bataille
Содержание:
Одним из выводов, которые были сделаны французскими военными по итогам Первой мировой войны, стала необходимость развития средних танков. Это может показаться удивительным, ведь самым массовым французским танком Первой мировой войны стал Renault FT. Другой вопрос, что после бойни под Берри-о-Бак, где из 132 танков французы потеряли 76, мнение изменилось. Прежде всего у генерала Жана Эстьена, главного человека во французском танкостроении. Он пришел к выводу, что легкий танк слишком слабый, требовалась боевая машина с массой среднего танка, легкой противоснарядной защитой, а также 75-мм орудием как главный калибр. Башня у этого танка изначально не предусматривалась, вместо нее имелась командирская башенка. Так на свет появилась концепция Char de Bataille, или Char B.
В конце 1921 года генерал Эстьен окончательно сформировал требования к Char B. Предполагалось, что танк будет иметь боевую массу 13 тонн, толщину брони до 25 мм, экипаж из 3 человек и 75-мм орудие как основное вооружение. Также Эстьен планировал, что танк будет разрабатываться силами нескольких фирм. Но вместо одного танка получилось 5, из которых только 2 (SRA и SRB) действительно создавались в кооперации. Они же оказались и наиболее удачными. Впрочем, и эти танки не стали победителями. В марте 1925 года Эстьен подготовил новую спецификацию на Char B, на сей раз о конкуренции не шло и речи. Так начиналась работа по Char B1, первом серийном «боевом» танке.
9 лет разработки
Подготовка новой спецификации совсем не означало, что танк тут же пойдет в работу. Французские военные в 1925-26 годах переосмысливали как вооружение танков, так и броневую защиту. К моменту, когда созрела спецификация по улучшенному Char B, англичане выкатили Medium Tank Mk.I, а далее Medium Tank Mk.II. Эти танк оснащались 3-фунтовыми (47 мм) пушками, которые броню толщиной 25 мм поражали на средних дистанциях. По этой причине в 1926 году появилось требование увеличить толщину брони до 30 мм. В случае с Char B требования оказались еще более жесткими. Толщину брони увеличили с 25 до 40 мм, то есть пушка Vickers не могла пробить такой танк даже в упор.
Не менее важным моментом стало переосмысление вспомогательного вооружения. Изначально Char B предполагался без башни, в распоряжении командира имелась только командирская башенка. Уже в процессе создания опытных образцов башенка превратилась в пулеметную башню. И вот теперь дело обретало новый оборот. Действуя в кильватере программы улучшенного Renault NC, позже переименованного в Char D1, «боевой» танк получил два варианта башни. Первая версия имела вооружение из двух пулеметов, а вот вторая уже получила 47-мм пушку. Если 75-мм орудие в корпусе предполагалось больше для «штурмовых» функций, то 47-мм пушка ставилась с явно противотанковыми функциями.
Окончательно требования на новый Char B были формированы в марте 1927 года. Тогда же, 18 марта 1927 года, было подписано 3 контракта — №215 D/P, №216 D/P и №217 D/P. Связано это оказалось с тем, что Эстьен всё же заставил производителей работать сообща. Первый опытный образец строили силами Renault, второй достался FAMH (Compagnie des Forges et Acieries de la Marine et d’Homecourt), а третий — FCM (Forges et chantiers de la Méditerranée). В этом списке отсутствовала Schneider, автор SRB (Schneider-Renault B), самого удачного из первых Char B. На самом деле французского оружейного гиганта не отодвинули — ему достались башни.
Головным разработчиком танка стала Renault, но работы, начавшиеся с 1926 года возглавил представитель другой компании. Речь идет о Морисе Лавиротте, который работал на APX (Ateliers de Puteaux). Также к разработке танка самое прямое отношение имела техническая секция по танкам (Section Technique des Chars de Combat, или STCC). Формально базой для нового танка выступил тандем SRA/SRB, но на практике дела обстояли не совсем так. Слова о кооперации не являлись пустым звуком. От SRA/SRB осталась только общая компоновка. Длина корпуса выросла с 5950 до 6370 мм, также полностью переработали ходовую часть. Работы по ней шли на FCM, возглавил их инженер Бурдо. Новая ходовая часть получилась менее громоздкой, хотя и прогрессивной ее назвать сложно. 3 передних и 1 задний каток крепились на листовых рессорах, остальные были блокированы в 3 тележки по 4 катка в каждой.
Приложили к шасси руку и FAMH, и Schneider. Подобно SRB, танк, для соображения секретности именовавшийся как Ttracteur 30, получил радиальный гидрообъёмный привод поворота Naeder. Тем самым решалась проблема с наводкой 75-мм орудия по горизонтали. Наводил орудие механик-водитель. От FAMH шасси получило часть элементов подвески и двойной дифференциал. Также из Сен Шамон шли броневые листы (на первом образце корпус был из конструкционной стали). Изначально на танке предполагался 180-сильный мотор, но усиление броневой защиты привело к тому, что даже по оптимистичным подсчетам боевая масса выросла до 23 тонн. Поэтому Renault далее подготовила новый мотор, объемом 16,6 литров, который официально развивал мощность 250 лошадиных сил. В реальности мощность была выше — 272 лошадиные силы. В целом складывалось ощущение, что в STCC догадывались о дальнейшем росте массы.
Первый опытный образец с серийным номером 101 был построен Renault в марте 1929 года. Вместо 23 тонн получилось 25, так что изготовление шасси «на вырост» оказалось очень кстати. Танк получил башню Schneider, похожую по конструкции на ST1. Разница состояла в том, что в качестве вооружения использовалось 2 пулемета MAC. Несмотря на то, что гидрообъёмный привод Naeder работал не всегда хорошо, машина показала себя неплохо. Особенно это стало очевидно в ходе испытаний, когда танк преодолел маршрут из Рюэй-Мальмезона в Бурже, пройдя за сутки 250 километров. Для французов это было достижение. Средняя скорость движения была 16,5 км/ч, вроде бы немного, но для столь толстобронного танка очень достойно.
Танк 101 стал настоящим испытательным стендом, только одних башен на нем обкатывалось несколько вариантов. Также он проходил испытания по установке радиостанции, вместе с ним обкатывался прицеп, куда грузили топливо и боезапас. В 1930 году танк получил обозначение Char B1. Дело в том, что начались работы по более защищенным вариантам танка, по большей части «бумажные». В отличие от них, дела Char B1 шли неплохо, если только не считать, что в марте 1930 года стукнуло 5 лет с начала работ, и 3 года с подписания контракта на выпуск трех опытных образцов. Еще две машины пришлось ждать дольше, в том числе и по причине финансовых проблем.
Танки 102 и 103 сдали в 1931 году. Машину 102 вместо FAMH сдал Renault, а танк 103 — FCM. Несмотря на то, что изначально машины ездили с макетами башен, это уже были полноценные танки. То есть с броневыми листами. По конфигурации они несколько отличались от танка 101. Вместе с тем, именно эти танки позже оказались в войсках. Правда, окончательно их сдали только в 1934 году. Что же касается официального принятия Char B1 на вооружение, то оно состоялось только 16 марта 1934 года. Итого от запуска программы улучшенного Char B до заказа первой партии прошло 9 лет. Увы, для французской армии такие долгострои не являлись чем-то редким.
Разминка перед крупной серией
К моменту, когда первый опытный образец Char B1 вышел на испытания, вокруг программы «боевого» танка начались довольно любопытные события. Для начала, в октябре 1930 года стартовала программа по разработке перспективных танков нового поколения. Как раз это и привело к появлению индекса Char B1. К нему прибавился более тяжелый Char B2,имевший броню толщиной 50 мм, более мощное 75-мм орудие, а также боевую массу 35. тонн. Существовал еще и Char B3, с экипажем из 6 человек, более мощным 47-мм орудием, толщиной брони 60 мм, а также боевой массой 45 тонн.
Впервые эти два «дополнительных» боевых танка появились в переписке с октября 1931 года, окончательно их утвердили в январе 1932 года. При этом все Char B стали однозначно тяжелыми танками. Между тем, в апреле 1932 года на испытания вышел опытный образец Renault UZ, позже превратившийся в Char D2. Этот трехместный танк являлся результатом эволюции Renault FT. По ее итогам получился 19-тонный средний танк, имевший ровно такую же башню, как и Char B1. А также такую же толщину брони. В командовании французской пехоты росло недовольство тем, что программа Char B топталась на месте уже 7 лет. Три опытных танка постоянно дорабатывали, при этом некоторые изменения имели отношение к Char D2. Сама по себе программа Char D тоже была не подарок, но она хотя бы двигалась, а «боевой» танк, который в переписке нет-нет, да именовался как Char lourd (то есть тяжелый танк), продвигался очень медленно.
Одновременно происходили довольно интересные события на международной арене. В первой половине 30-х годов битвы шли на уровне дипломатии. В 1930 году поднимался вопрос об ограничении боевой массы танков в 25 тонн. Такой лимит был явно на руку французам, поскольку столько весили опытные Char B1. В 1932 году англичане пропихивали лимит массы 16 тонн, что шло уже на руку им. Правда, в обоих случаях стороны ходили по очень тонкому льду, поскольку что Char B1, что Medium Tank Mk.III в официальные лимиты массы не пролезали. Тем не менее, в 1932 году могла сложиться ситуация, когда Char B просто не вписался бы в лимиты массы.
Всё закончилось 23 октября 1933 года, после того, как из Женевской конференции и Лиги нации вышла Германия. Пришедшие к власти нацисты взяли твердый курс на милитаризацию Германии. Лимиты массы исчезли сами собой, и это сыграло злую шутку с французскими военными. Временно отказавшись от более тяжелых, чем Char B1, танков, они одновременно отправили Char D2 в нижний приоритет. Мсье Эстьена явно стало носить вообще не туда, как и других французских «пенсионеров». Вместо среднего танка получился тяжелый, как компенсация в 1933 году началась работа по легкому пехотному танку.
16 марта 1934 года был подписан контракт №30 D/P на выпуск 7 Char B1. Машины с серийными номерами 104-110 выпускались силами Renault. Далее, 26 декабря 1934 года, последовал контракт №1029 D/P на 20 танков, с серийными номерами 111-130. Из них Renault сдала 14 танков, еще 6 произвели на FCM. Наконец, 8 октября 1936 года последовал контракт №1891 D/P, ставший первым для Char B1 bis. В него вошло и 5 Char B1 с серийными номерами 131-135, их произвели на FCM. Первые серийные танки сдали в декабре 1935 года, а последние 30 июля 1937 года.
Для понимания глубины глубин, контракт по выпуску партии из 50 Char D2 Renault исполнила в период с 1935 по 1936 год. Не менее интересна финансовая сторона вопроса. Char D2 стоил 610000 франков, а Char B1 в 2 раза больше — 1218000 франков. При этом боевая эффективность танков была одинаковой. Оба танка, в серийном варианте, получили башни APX 1, более удачные по конструкции. Диаметр погона увеличился до 1022 мм в свету, сама башня стала более вытянутой, появилась смотровая башенка. Впрочем, упорное нежелание французских военных делать двухместную башню сделало своё черное дело. Командиру приходилось работать за троих, что его сильно переутомляло.
Char B1 стал первым французским танком, который сразу же получал имена собственные. Французская система отличалась от того, что потом применили англичане. Если у них имя собственное начиналось с номера полка (первый полк — A, второй — B, и так далее), то французские имена являлись тематическими. Все Char B1 носили имена городов. Касалось это двух опытных машин — 102 (Amorique) и 103 (Lorraine). Поскольку выпуск затянулся, машины раннего и позднего выпуска немного отличались. Например, исчез задний буксирный крюк, поскольку войсковая эксплуатация прицепов Schneider с дополнительным запасом топлива боезапаса оказалась неудачной. Вместо них было решено выпускать машины снабжения, сначала Renault ACD1 (TRC 36R), а затем Lorraine 37 L (TRC 37 L).
Назначение Char B1 было четко видно по тому, куда они попали. Их стали отправлять в 511-й танковый полку, где ранее находились танки прорыва FCM 2C. В полку находились два батальона — легкотанковый и тяжелотанковый. Все 32 серийных и 2 опытных Char B1 направили на вооружение батальона. Первый опытный танк из конструкционной стали имел другую судьбу. Он стал базой для разработки Char B1 ter, о котором следует поговорить отдельно.
511-й танковый полк, как и 507-й танковый полк, куда ушли Char D2, стал своеобразным инкубатором. Полк, который базировался в Вердене, периодически отправлялся на маневры. Числившийся в 6-й танковой бригаде, он являлся одни из двух полков, которые находились в ее составе. При этом в 512-м танковом полку, также входившем в состав бригады, имелся только один танковый батальон — тяжелый.
Судя по всему, получившаяся структура французских военных не удовлетворила. 27 августа 1939 года, за считанные дни до начала войны, танковые полки поделили на кучу маленьких медвежат. Касалось это и 511-го полка. Его 2-й батальон переформировали в 37-й танковый батальон. Командиром батальона стал майор Курто де Сиссе. Изначально в батальон попали все 34 Char B, но дальше началось броуновское движение. К началу войны танки, как и Char D2, были сильно изношены. Поэтому их стали направлять в капитальный ремонт, параллельно заменяя 47-мм пушки SA 34 на длинноствольные SA 35. Одновременно менялась и орудийная установка. Посему отличить Char B1 от Char B1 bid стало непросто. Смотреть надо на смотровые приборы башни, самый верный признак.
Итогом броуновского движения стало то, что к середине мая 1940 года в 37-м батальоне имелось всего 5 Char B1. Остальные танки, включая и командирский Bearn II, являлись Char B1 bis. Бывшая матчасть 37-го батальона оказалась разбросана по другим частям, включая 347-ю отдельную танковую роту (туда попало 12 танков). Несмотря на проведенный ремонт, часть Char B1 попросту сломалась на марше. То, за что часто ругают Красную Армию летом 1941 года, до того мастерски изобразили французы. Касалось это и обоих прототипов.
Часть танков, впрочем, вполне себе погибла в бою. Как выяснилось, главным врагом французских танков оказались не 47-мм и 25-мм пушки, а 3,7 cm Pak и их танковые версии. На близкой дистанции, но они всё же пробивали броню толщиной 40 мм. Кроме того, у танка хватало уязвимых мест, например, смотровой прибор механика-водителя. Для французских военных недостаточная броневая защита Char B1 не являлась новостью. Неспроста серия ограничилась всего 3 опытными машинами и 32 серийными. Уже с апреля 1938 года в войска стали поступать Char B1 bis, о котором следует рассказать отдельно.
Несмотря на небольшую серию, один Char B1 всё же дожил до наших дней. Этот танк, оснащенный более поздней башней APX 4, ныне находится в коллекции M & M Park в Вонзено, принадлежит она Эрику Кауфману. Машина ранее была тактическим объектом. Будем надеяться, что рано или поздно она будет восстановлена.
Источники
-
-
- Le Char B, Pascal Danjou, TRACKSTORY №3, 2005
- Le Char B1, Pascal Danjou, TRACKSTORY №13, 2012
- The Encyclopedia of French Tanks and Armoured Fighting Vehicles: 1914–1940, François Vauvillier, Histoire & Collections, 2014
- CAAPC (Centre des archives de l’Armement et du personnel civil)
- eBay
-
источник: https://dzen.ru/a/Y3Ny_QFW63v8fzWa