Бронетехника, особенно раритетная, которая стоит в государственных музеях по всему миру — это в принципе больная тема. Так уж повелось, что утащить раритет к себе ума обычно хватает, а вот на его хранение — нет. Причем это равноценно как для военных, так и для гражданских музеев, по данному поводу обольщаться не стоит. По мнению руководящих органов, они же железные, чего им будет.
Очень похожая ситуация наблюдается возле Главного Храма Вооруженных Сил РФ. Там есть площадка, которая как бы имитирует поле боя. Туда накидали раритетных образцов артиллерии и бронетанковой техники, которые мало того, что гниют, там по ним еще и пробегаются стада посетителей. Впрочем, есть тут и один, можно сказать, добрый знак. Некоторое время назад на площадке прописался немецкий танк Pz.Kpfw.38(t) Ausf.E-F, оказавшийся здесь по обмену.
Танки 5-йи 6-й серии, как еще обозначались Pz.Kpfw.38(t) Ausf.E-F, оказались гораздо более массовыми, чем их предшественники. В первом случае серия составила 275 штук (серийные номера 476-650), а во втором 250 штук (серийные номера 751-1000). Эти две версии суммарно оказались более массовыми, чем их предшественники, вместе взятые.
Впрочем, с временем рождения им точно не повезло. Производство этих танков шло в период с января по октябрь 1941 года, большинство из них воевало во второй половине того же года на советско-германском фронте. Всего их получило 5 танковых дивизий, как сформированных с нуля (12-я, 19-я и 20-я), так и воевавших ранее (7-я и 8-я). Свою роль они в успехах немецкой армии, безусловно, сыграли. Обратной стороной медали стали чудовищные потери. По состоянию на 22 июня 1941 года в немецкой армии имелось 772 танка данного типа. А потеряли их за 1941 год 796 штук. Да, больше чем было изначально, поскольку в дивизии шли подкрепления. Такого процента потерь не было больше ни у одного немецкого танка. Причина кроется в их использовании как эрзац-средних танков.
Столь чудовищные потери сыграли свою роль в том, сколько таких танков дожило до наших дней. Именно танками, не собранными из разных шасси и кусков, являются всего 4 машины, из них две в России — на Поклонке и в парке «Патриот». Сейчас уже больше, и заслуга в этом мастерской Музея Техники Вадима Задорожного. Появление этих танков напрямую связано со съемками фильма «Подольские Курсанты», посвященному боям на Ильинских рубежах в октябре 1941 года. Pz.Kpfw.38(t) там поучаствовали в полной мере, колонна разбитых немецких танков стала одним из символов тех боёв. Для фильма было восстановлено из кусков три танка — ранний (Ausf.A-B), командирский, с поручневой антенной на корме, и герой данного материала. Восстановили хорошо, особенно с учетом того, как до того выглядели кинотанки. Как бы не ругали иногда «Подольских Курсантов», но планку качества по технике студия «Военфильм» поставила высокую. Теперь уже фанерными «Тиграми» кинодеятели отмахаться не смогут (и уже не могут).
Еще одним «выхлопом» фильма стало то, что появилось весьма приличное количество восстановленной техники. В том числи и для продажи/обмена. Это, кстати, норма во всём мире: тот же реквизит Fury много куда продавали, один из снимавшихся там M4A4 ныне стоит в Музее Техники Вадима Задорожного. Так Pz.Kpfw.38(t) Ausf.E-F оказался на том самом поле, по обмену.
Каким этот танк был в музее, и каким стал сейчас, можете оценить сами. А теперь представьте, что туда дали бы Pz.Kpfw.38(t) Ausf.E-F из «Патриота». Лишняя демонстрация того, что в подобные места нужно ставить либо танки из кусков, либо макеты. Для стад посетителей равнозначно, для сохранения исторических артефактов нет. Раритеты пусть стоят под крышей. К слову, процесс изготовления таких макетов уже вовсю идет, силами частников. С точки зрения музеев это даже лучше, поскольку демилитаризации они не требуют. Любителям жечь на экспонатах покрышки на заметку.
источник: https://dzen.ru/b/ZkesNd2-kEJVVq9b