Юрий Пашолок. Последний комплектный «Зверобой»

15

Юрий Пашолок. Последний комплектный "Зверобой"

Рассказ о тяжелой самоходной артиллерийской установке СУ-152 из коллекции парка «Патриот»

Отслужившая военная техника, как правило, быстро превращается в металлолом. Такова суровая правда жизни. В полной мере это касается и бронетанковой техники. К моменту, когда ее списывают, она мало кому интересна с точки зрения музейного объекта. Это уже потом начинают вспоминать, что такие машины нужны. Но к тому моменту может быть и уже слишком поздно. Это общемировое явление, от чего, впрочем, не легче. Нередко единственным местом, где сохранились танки и САУ времен Второй мировой войны, оказываются ведомственные музеи.

Нынешнее состояние СУ-152 в парке "Патриот"

Нынешнее состояние СУ-152 в парке «Патриот»

Так сложилось, что подавляющее большинство сохранившихся советских танков и САУ времен Великой Отечественной войны — это образцы, созданные в 1943-45 годах. Объясняется это просто: СУ-100, Т-34-85, ИС-2, а также ИСУ-152 довольно долго служили после войны, не раз проходя модернизацию. Остальные же образцы советской военной техники того периода, по большей части, попали под нож. Касается это и СУ-152, первой серийной отечественной тяжелой САУ. Известно всего 3 машины данного типа, дожившие до наших дней. Из них лучше всего сохранилась СУ-152 из коллекции парка «Патриот». Она же единственная СУ-152, находящаяся в России.

Машина занимает одно из важных мест в экспозиции, посвященной боям 1943 года

Машина занимает одно из важных мест в экспозиции, посвященной боям 1943 года

Сама по себе история появления СУ-152 (исходной КВ-14) нетривиальна. Изначально командование Красной Армии хотело получить «истребитель ДОТ-ов», вооруженный 152-мм пушкой большой мощности БР-2. Такую САУ, получившую обозначение «212», спроектировали на Кировском заводе, а ее корпус изготовили на Ижорском заводе. Но дальше Кировскому заводу стало не до того. Корпус так и продолжал стоять в Колпино, а Кировский завод занимался другими делами. Дальше началась война, Кировский завод уехал в эвакуацию, а тему «212» пытались поручить конструкторскому бюро УЗТМ. Там даже пытались что-то проектировать, но ничего путного из этого не получилось.

Таким образом СУ-152 выглядели летом-осенью 1943 года

Таким образом СУ-152 выглядели летом-осенью 1943 года

Между тем, осенью 1941 года в Челябинске, ставшем единственным местом, где выпускали тяжелый танк КВ, разработали «штурмовой» танк КВ-7. Фактически это была штурмовая САУ, с крайне экзотичным вооружением — двумя 45-мм пушками и одной 76-мм пушкой. Стрелять это чудо инженерной мысли должно было залпом, но испытания показали, что добиться точности не получится. Поскольку инициатива разработки КВ-7 шла с самого верха, завод №200 успел изготовить партию корпусов. Надо было с ними что-то делать. Поначалу речь шла о том, чтобы поставить спарку 76-мм пушек, но уже в конце января 1942 года появились требования на установку в КВ-7 гаубицы калибра 152 мм.

САУ в ходовом состоянии, но без нужды ее не катают

САУ в ходовом состоянии, но без нужды ее не катают

В апреле 1942 года задание конкретизировали: вооружением становилась 152-мм гаубица-пушка МЛ-20. А сама конверсия теперь являлась не штурмовым танком, а эрзац-истребителем ДОТ-ов. «Эрзацем» она числилась по той причине, что военные всё еще хотели 152-мм пушку БР-2. Но ни ее, ни шасси КВ-3 в серии не было. Поскольку ЧКЗ (ЧТЗ осенью 1941 года переименовали в Челябинский Кировский Завод) был загружен другими работами, разработку КВ-7 со 152-мм гаубицей поручили КБ УЗТМ во главе с Л.И. Горлицким. Разработка получила индекс У-18. Одновременно задание получило КБ завода №8, который эвакуировали в Свердловск. Возглавил их Ф.Ф. Петров, тема получила обозначение ЗИК-20.

В отличие от других машин семейства КВ родом из Кубинки, машина более-менее сохранила родной обвес

В отличие от других машин семейства КВ родом из Кубинки, машина более-менее сохранила родной обвес

Общая идея заключалась в том, что в Свердловске должны были разработать САУ, а на ЧКЗ ее выпускать. В случае с артиллерией это работало. Но в случае с танками и САУ далеко не всегда. На УЗТМ и завод №8 свалились другие задания, поэтому сроки разработки САУ неприлично затянулись. Кроме того, что У-18, что ЗИК-20 получились далеко не идеальными, особенно что касалось боевой массы. В августе 1942 года начался выпуск КВ-1с, так что корпуса КВ-7 стали не актуальными. Время шло, а результата не было. Поэтому осенью 1942 года руководство НКТП (Наркомат Танковой Промышленности) решил брать ситуацию в свои руки.

Правда, родной мотор в 60-е местные самоделкины заменили на В-54

Правда, родной мотор в 60-е местные самоделкины заменили на В-54

13 ноября 1942 года был подписан приказ о создании конструкторской группы самоходных артиллерийских установок. Общее руководство работами возложили на Ж.Я. Котина, а непосредственно разработку возглавил Л.И. Троянов. Было подготовлено 2 варианта САУ — на обычном и удлиненном шасси КВ-1с. Из двух проектов выбрали наиболее простой с точки зрения производства. Тема получила обозначение КВ-14, также некоторое время она обозначалась как СУ-14. По иронии судьбы, Троянов уже занимался СУ-14, но речь шла о совсем другой САУ.

Нанесение маркировок в декабре 2006 года. Еще тот опыт

Нанесение маркировок в декабре 2006 года. Еще тот опыт

Руководство НКТП использовало стахановские методы разработки и принятия на вооружение новых образцов бронетанковой техники. Это создавало проблемы, но в сложившейся ситуации И.М. Зальцман был прав. Кроме как в режиме «вокзал отходит» добиться результатом добиться было невозможно. Артиллеристы даже во время войны действовали неспешно, работала только пинковая тяга. И ведь сработала! 3 января 1943 года проект КВ-14 утвердили, на следующий день И.В. Сталин подписал постановление ГКО №2692, которое запустило САУ в работу. Уже 24 января опытный образец КВ-14 вышел на заводские испытания, а 14 февраля 1943 года САУ приняли на вооружение Красной Армии. Итого от момента создания конструкторской группы до принятия КВ-14 на вооружение прошло чуть больше 3 месяцев. Первые 15 САУ официально приняли в том же феврале 1943 года.

Зачем эти маркировки наносились. В ангаре с осени по весну было реально темно. Так машина хотя бы немного выделялась

Зачем эти маркировки наносились. В ангаре с осени по весну было реально темно. Так машина хотя бы немного выделялась

Такая скорость, безусловно, имела свои последствия. Поначалу вылезали различные дефекты, поэтому отправки КВ-14 в войска начались только в апреле 1943 года (к тому моменту САУ переименовали в СУ-152). Тем не менее, детище Троянова оказалось наиболее удачным среди троицы СУ-76/СУ-122/СУ-152, принятых на вооружение в конце 1942-начале 1943 года. Окончательное решение о запуске в серию приняли после испытаний, а не до их окончания, как это случилось с СУ-76 и СУ-122. Кроме того, с точки зрения проработки боевого отделения машина получилась более удачной.

Заваренное попадание снаряда калибра 88 мм

Заваренное попадание снаряда калибра 88 мм

Самое же главное, что СУ-152 оказалась наиболее адекватной отечественной боевой машиной по состоянию на лето 1943 года. Дебют САУ состоялся на Курской дуге. Изначально СУ-152 создавалась как средство борьбы с вражескими ДОТ-ами, а в историю она вошла как «Зверобой». Так сложилось, что СУ-152 оказалась единственной боевой машиной Красной Армии, способной бороться с любыми немецкими танками и САУ, которые дебютировали на Курской дуге. Бронебойных снарядов у СУ-152 в тот момент не было, но это не являлось ее проблемой. Попадание снаряда МЛ-20 не сулило ничего хорошего.

Выходное отверстие

Выходное отверстие

Не менее важным моментом стало то, что СУ-152 стала по-настоящему массовой боевой машиной. Всего изготовили 670 таких САУ, которые очень активно использовались начиная со второй половины 1943 года. Они применялись и против вражеской бронетехники, и как средство борьбы с укреплениями. В дальнейшем СУ-152 передала эстафету ИСУ-152, которая стала самой массовой тяжелой САУ в истории. С точки зрения вооружения СУ-152 оставалась адекватной боевой единицей до самого конца войны. Но… Поскольку она базировалась на шасси КВ-1с, после окончания войны оказалась лишней. Поэтому СУ-152 быстро списали. Почему нельзя было их поставить на памятники, это вопрос сложный. Тогда об этом не думали.

Каток осени 1942 года - результат войскового ремонта

Каток осени 1942 года — результат войскового ремонта

Собственно говоря, из трёх СУ-152, доживших до наших дней, две (сейчас находятся в Джонуве, Польша) были памятниками. Единственная СУ-152, находящаяся в России, сохранилась потому, что стала одним из экспонатов музея при НИБТ Полигоне. Увы, боевой путь машины неизвестен. Судя по серийному номеру КСУ30778, машина сдана в самом конце июля 1943 года. Что она повоевала, определить несложно. После последней перекраски стала видна заваренная пробоина в лобовом листе рубки, рядом со смотровым лючком механика-водителя. Пробоина сквозная, судя по диаметру, прилетело что-то калибра 88 мм.

С точки зрения шасси машина была равнозначна КВ-1с

С точки зрения шасси машина была равнозначна КВ-1с

То, что у этой СУ-152 была бурная жизнь, видно и по ее состоянию. Еще во время войны она проходила войсковой ремонт, в результате чего на ней появились неродные детали ходовой части (у машин в Джонуве та же история). Например, можно видеть опорный каток КВ-1с, датированный 1942 годом. Также на САУ можно видеть поддерживающие катки КВ-1, а вот это может быть и «тюнинг» в Кубинке. В 60-е годы значительная масса экспонатов пострадала от реставрации по-военному, тогда же случился круговорот деталей семейства КВ по экспонатам. СУ-152 легко отделалась: ей заменили двигатель, но не изуродовали боевое отделение.

Кормовой фонарь с бронировкой

Кормовой фонарь с бронировкой

СУ-152, как и другие тяжелые САУ, занимала место в павильоне №1 танкового музея в Кубинке. В 2006 году наша малярная бригада наносила надписи на САУ. Главной задачей было «выделить» машину в плохо освещаемом ангаре. Поскольку никакой информации по САУ не было, нанесли надписи опытной КВ-14. Прожили они, правда, недолго: летом 2007 года состоялся полный перекрас экспонатов, надписи «ушли». В 2019 году СУ-152 переместили в музейный сектор парка «Патриот». Одновременно машину привели в ходовое состояние, благо она комплектная. Заехала она на нынешнее место размещения своим ходом. Так что это еще и единственная ходовая СУ-152. Решение о перемещении верное, поскольку здесь ее увидит больше людей, да и светлое, отапливаемое, а главное большое помещение — это точно в плюс.

Крыша рубки была съемной

Крыша рубки была съемной

Обычно когда речь идет про тяжелые САУ, в голове проецируется что-то монументальное. Но когда вы видите СУ-152, выясняется, что так бывает не всегда. САУ стоит рядом со своим прародителем, тяжелым танком КВ-1с (точнее, Объектом 238). И на его фоне выглядит весьма приземисто. Нет, это не оптическая иллюзия: СУ-152 действительно ниже, при этом почти не в ущерб удобству работы расчета. На ИСУ-152 рубку сделали повыше, но всё равно машина получилась ниже танка, на базе которого сделана. Причины надо искать, в том числе, в лимите на боевую массу. Она не должна была сильно превосходить базовое шасси.

Большой люк в корме рубки использовался, в том числе, для загрузки боекомплекта

Большой люк в корме рубки использовался, в том числе, для загрузки боекомплекта

При создании КВ-14 команда Троянова пошла по иному, нежели иные КБ, пути. Они всё же немного «влезли» в шасси, как это, кстати говоря, сделали и на СУ-122. Верхний лобовой лист корпуса стал частью рубки, а бортовые листы сделали шире «ванны». Как показали дальнейшие события, и этого оказалось маловато. Поэтому на ИСУ-152 наклон бортов уменьшили, а задние борта расширили. Так или иначе, СУ-152 оказалась более просторной, чем СУ-122. Также челябинская САУ оказалась более продуманной с точки зрения обзорности, хотя, будем честными, со смотровыми приборами у нас было плохо и в 1943 году. Только после введения смотровых приборов MK-IV ситуация изменилась.

Топливные баки разместили в правом борту рубки

Топливные баки разместили в правом борту рубки

Чего у СУ-152 не отнять, так это огневой мощи. Гаубица-пушка МЛ-20 оказалась оптимальным орудием, а шасси СУ-152/ИСУ-152 — оптимальным «лафетом». Для понимания, со второй половины 1943 года «самоходных» орудий МЛ-20с выпускалось больше, чем буксируемых систем. Причем СУ-152, как и ИСУ-152, часто называли отнюдь не «Зверобоем». Здоровенный ствол с массивным дульным тормозом быстро приклеил к этим САУ всякие неприличные прозвища. Ну вы поняли какие… Одним из отличий МЛ-20с было то, что маховики механизмов наводки находились слева. Так что наводчик у орудия был один. В его распоряжении был вполне удачный телескопический прицел СТ-10, ведущий родословную от «капонирного» прицела 45-мм установки ДОТ-4. Для стрельбы с закрытых позиций применялся панорамный прицел ПГ-1. Для его использования открывался люк наводчика, а панорама ставилась в «стакан».

Размещение снарядной укладки в переднем левом углу рубки было не лучшей идеей

Размещение снарядной укладки в переднем левом углу рубки было не лучшей идеей

Боевое отделение СУ-152 было вполне неплохо организовано, хотя и не без недостатков. Одним из существенных недочетов стало размещение баков. Из боевого отделения их было девать некуда, поэтому баки разместили на правой надгусеничной полке. Они заняли много места, по сути попадание в правый борт рубки для СУ-152 было смертельным. Но это еще полбеды. Командир и замковой, которые размещались по правому борту, имели совсем немного места.

У командира места было немного

У командира места было немного

Хуже всего было замковому, который был вынужден куда-то прятаться, когда орудие было на больших углах горизонтальной наводки. Самое же главное, что заряды располагались не справа, а слева, плюс несколько штук под орудием. Поэтому на ИСУ-152 боевое отделение переделали. Баки перенесли вперед-влево, а зарядные укладки вправо. Впрочем, на ЗИК-20 и У-18 всё было куда хуже с точки зрения удобства работы. Для первой серийной САУ челябинцы очень неплохо справились.

Над установкой орудия разместили укладку дисковых магазинов ППШ

Над установкой орудия разместили укладку дисковых магазинов ППШ

Появление СУ-152 сложно переоценить. Эта машина стала большим событием для отечественного танкостроения. А в экспозиции парка «Патриот» СУ-152 является одним из «ударных» экспонатов. Она удачно размещается с точки зрения экспозиции и пользуется популярностью среди посетителей.

источник: https://dzen.ru/a/ZUIMCnBqol6WlYUx

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account