История ARL 44, первого послевоенного французского серийного танка.
Содержание:
После окончания Второй мировой войны страны, которые были оккупированы немецкими войсками, стали возрождать собственные армии. Одновременно шли попытки возродить собственные программы разработки военной техники, включая танки. Прежде всего это касалось Франции и Чехословакии, у которых имелась развитая танкостроительная промышленность. И если чехи, оказавшиеся в немецкой оккупации, получили более-менее богатый опыт разработки танков, французы долгое время сидели почти без движения. Это, разумеется, прямым образом повлияло на их послевоенные разработки.
О возрождении собственного танкостроения французское военное командование задумалось уже во второй половине 1944 года. К осени того же года оказались освобождены основные районы разработки и производства бронетанковой техники. Впрочем, желания и возможности далеко не всегда совпадают. Как и в случае с чехами, французы первые свои танковые разработки создавали на старой материальной базе. При этом активно применялись идеи, заимствованные с немецких танков. Это очень хорошо заметно по ARL 44, первому французскому послевоенному танку, запущенному в серийное производство.
Char B с немецкими стероидами
Поражение Франции летом 1940 года и оккупация оставшейся части страны в 1942 году не означало, что французы совсем сдались. Еще в 1942 году французские инженеры из ARL (Ateliers de construction de Ruei) начали работы по среднему танку SARL 42. Общее руководство осуществлял Морис Лавиротт, главный конструктор ARL, который одновременно являлся руководителем работ по программе Char B. Примерно в этот же период ARL занималась 30-тонным танком, который явно являлся наследником Char B. После оккупации южной части Франции работы застопорились, поскольку исчезла производственная база. Но так продолжалось недолго.
В августе 1944 года Париж, который являлся и основным производственным центром французского танкостроения, был освобожден. Рюэй-Мальмезон, где находилась ARL, снова стал ключевым центром разработки французских танков. И вот тут пригодились разработки периода оккупации. Разработанный под руководством Лавиротта танк изначально имел толщину брони 60 мм, основное вооружение состояло из 75-мм зенитного орудия Canon de 75 CA Mle.32. Приводить танк в движение должен был 500-сильный мотор Talbot, но рассматривались двигатели и других фирм. Все эти наработки пригодились уже осенью 1944 года, поскольку легли в основу тактико-технических требований на новый танк.
В требованиях на новый танк от 9 октября 1944 он именовался как Char de Transition, или переходный танк. С учетом того, что он из себя представлял обозначение вполне уместное. Согласно требованиям, которые утвердил генерал-лейтенант Роже Лейе, начальник штаба французской армии, боевая масса танка оценивалась в 35 тонн. Вооружение и силовая установка оставались теми же, что и у более раннего проекта. 25 ноября задание уточнили: требовалось 500 танков, а пушку стали обозначать как 75 mm SA 32. Первые танки ожидались уже в мае 1945 года, а ежемесячно производилось по 50-70 машин данного типа. Впрочем, эти требования продержались очень недолго, поскольку становилось очевидно, что делать свой «Шерман» (а ориентировались на него) не стоит. Скорее требовалось получить свою «Пантеру», да еще и с более мощным орудием. Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B видели и французы.
28 декабря 1944 года появились измененные требования. Теперь из 500 танков исходную конфигурацию имели только 200. Остальные получали 90-мм зенитное орудие CA Mle.1939 S, то самое, что изначально предполагалось ставить на сверхтяжелые танки FCM F1 и AMX Tracteur C. Но и это решение стало промежуточным, поскольку Schneider запустила работу над специальной танковой пушкой с начальной скоростью 1000 м/с. В ее основу легла немецкая 88-мм танковая пушка KwK 43 L/71. Под новую систему Schneider начала проектировать и новую башню, получившую обозначение D.M.S.1. Что же касается 75-мм орудий, то их предполагалось ставить в башни A.C.L.1 разработки Ateliers de Chantiers de la Loire. Создавалась эта башня, литой конструкции, под руководством инженера Девенна, автора башни SARL 42. Ее орудийная установка сильно напоминала установку M34A1 с башни Medium Tank M4.
Пока шло уточнение требований, производители постепенно готовились к выпуску танка. 28 января 1945 года танк впервые обозначили как ARL 44. Правда, самой ARL в списке производителей тогда не значилось. Между собой заказ распиливали Renault и FAMH (Forges et Aciéries de la Marine et d’Homécourt, выпускала танки под обозначением Saint-Chamond). Первые танки ожидались в сентябре 1945 года, последние в августе 1946 года, при этом объемы выпуска не выглядели фантастическими. При условии, что дальше не менялись бы требования, а вот с этим случились проблемы. Аппетит, как известно, приходит во время еды, посему требования стали ужесточаться.
К июню 1945 года характеристики ARL 44 изменились. Толщина верхнего лобового листа увеличивалась до 120 мм, а его наклон делался под 45 градусов. Боевая масса возрастала до 50 тонн, при этом скорость оценивалась в 30 км/ч. Самое интересное, что при этом танк скорее позиционировался в качестве среднего. Желающие покричать про массу и классификацию могут тут сходить погулять и попить успокоительного. Как тяжелый танк может быть с массой среднего, так и средний танк может иметь массу тяжелого. Классификация зависит от заказчика, ну а кто с этим не согласен, плохо быть вами.
Примерно к этому времени Schneider закончила проектирование 90-мм орудия, которое исходно обозначалось как Canon 90 P. Чуть позже его переименовали в 90 mm SA Mle.1945S, или 90 mm SA 45. Подготовили и башню D.M.S.1. В отличие от A.C.L.1, эта башня делалась сварной, с литой лобовой частью. При проектировании инженеры Schneider явно ориентировались на Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B. В общем-то французы не делали из этого большого секрета, и, что характерно, даже не собирались посыпать волосы пеплом. Кто умный, самобичеванием не занимается, а делает то, что нужно. У башни D.M.S.1 имелась интересная особенность: в походном положении ствол мог частично втягиваться внутрь, тем самым его вылет за пределы шасси существенно снижался. Похожу систему позже сделали шведы на Strv m/74.
20 июня 1945 года Renault подготовила полноразмерный макет ARL 44. Танк стал помесью французской и немецкой танкостроительных школ. Причем всё очевиднее становилось, что исходная идея получить по-быстрому новую машину не выйдет. Наверху стали раздаваться голоса о том, что надо данную работу прикрывать и делать танк с нуля. Тем не менее, закрывать разработку не стали. Тем не менее, шасси, ведущее родословную от Char B, становилось не плюсом, а минусом.
Дальнейшее развитие проекта показывало, что исходного двигателя Talbot явно не хватит. Поэтому немецкого в танке стало еще больше. Летом 1945 года в моторном отделении прописался немецкий двигатель Maybach HL 230 P30, который ставился на Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B. Окончательно это решение было принято 1 июля 1945 года. Помимо того, что он был мощнее (при 2500 об/мин он развивал мощность 600 лошадиных сил), этот двигатель имел одно неоспоримое преимущество. В отличие от моторов Talbot, немецкая силовая установка производилась серийно, плюс французы получили себе производство двигателей и команду разработчиков во главе с Карлом Майбахом.
Итого менее за год из аналога Medium Tank M4 «промежуточный танк» превратился в нечто среднее между Char B1, Pz.Kpfw.Panther и Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B. В командовании французской армии понимали, что это не более чем промежуточная машина, поскольку ее шасси выглядело как чемодан без ручки. Но выбросить было жалко, поэтому работы продолжили. 23 июня (по другим данным 23 мая) 1945 года контракт сократили до 150 танков, тем не менее, отменять выпуск ARL 44 не стали.
«Зато серийный»
Снижение объемом выпуска оказалось связано, в том числе, и с имеющимся запасом моторов. Всего удалось раздобыть 140 двигателей Maybach HL 230, остальные собирались достать позже. Следует отметить, что дальнейший их выпуск находился под большим вопросом, поскольку аппетиты французских военных продолжали расти. В августе 1945 года появились первые проекты 45-тонных средних танков (для любителей измерять классы танков по массе — открываете франко-русский словарик и читаем значение слова Moyen). Так вот, их предполагалось оснащать 1000-сильным двигателем. Сначала предполагалось обратиться к швейцарской Saurer, но дальше появился мотор Maybach HL 295. Но это всё выглядело как перспектива, а вот Char de Transition уже существовал в виде макета, а часть его агрегатов существовала в металле.
По состоянию на 2 января 1946 года, ожидалось получить 100 танков в 1946 году и 50 в 1947 году. Из них первые 50 танков сдавалось с башней A.C.L.1. Со стороны французских военных работы курировал полковник Marie Adrien Joseph Balland, известный по различным бронетанковым разработкам межвоенного периода. Оговаривалось, что опытный образец ARL 44 будет изготовлен из конструкционной стали.
Как и планировалось, опытный образец «промежуточного танка» был готов с башней A.C.L.1, случилось это 1 марта 1946 года. К тому моменту стало очевидно, что 75-мм пушка SA 44 выглядит несуразно, особенно для такого тяжелого шасси. Поэтому дальше опытного образца A.C.L.1 не продвинулась. Выбор окончательно сделали в пользу башни D.M.S.1. и 90-мм пушки SA 45. В апреле 1946 года FAMH и Renault начали готовиться к серийному выпуску.
Освоение нового танка оказалось очень сложной задачей. Французское командование явно переоценило возможности своих предприятий, которые и до войны выпускали танки не в гигантских объемах. Первый танк был изготовлен в июне 1947 года, после чего началось медленное производство, растянувшееся не на один год. В итоге Renault сдала 24 танка, а FAMH — 36 штук. Пока шел выпуск, проходили испытания, результаты которых оказались совсем не радужными. Именно поэтому заказ срезали до 60 танков.
Главной проблемой стало то, что выглядело очевидным — исходное шасси Char B. Оно попросту не могло реализовать потенциал двигателя, поскольку рассчитывалось на небольшую скорость передвижения. Даже 30 км/ч для такой ходовой части выглядело предельной скоростью. На фоне того, что работы по сменщикам постепенно переходили в стадию изготовления опытных образцов, ARL 44 становился всё более сомнительной разработкой.
Окончательно машину приняли на вооружение 26 октября 1950 года, но не как танк. Официально она обозначалась как Chasseur de Chars de 48 tonnes. То есть танк переквалифицировали в истребители танков. Достались они 503-му танковому полку, где вряд ли были рады свалившемуся не них счастью. 14 июля 1951 года Chasseur de Chars de 48 tonnes прошли по Елисейским полям в ходе парада, а 15 декабря того же года машины временно убрали из полка. Произошло это на фоне постоянных жалоб и доработок танка-истребителя.
Окончательно Chasseur de Chars de 48 tonnes исчезли из французской армии 20 декабря 1954 года. Из 60 танков до наших дней дожило 5. Из них 2 комплектные, остальные бывшие мишени со стрельбища. Вроде бы судьба печальная, но как сказать… ARL 44, по крайней мере, стал серийным. Чего не удалось ни одному из его сменщиков. Кроме того, даже со всеми своими проблемами французские инженеры смогли создать новый танк, причем довольно быстро. От идеи до первого опытного образца прошло всего полтора года.
В истории ARL 44 много вопросов есть к французскому командованию. Всего за полгода они умудрились поднять боевую массу танка почти в полтора раза. Естественно, это повлияло и на сроки, и на надежность танка. То есть шарахание 1934-40 годов, которое привело к глубочайшему кризису, ничему их не научило. Даже удивительно, что они на этот раз хотя бы дали зеленый свет «промежуточному танку». Остальные танки из программы лета 1945 года так и не стали серийными, в том числе и по причине неумения французского командования остановиться. Необучаемые…
Список источников
- Материалы CAAPC (Centre des archives de l’Armement et du personnel civil)
- Guerre, Blindés & Matériel (GBM) №111
источник: https://dzen.ru/a/Ze7LysoT9w3FpHFM