Юрий Пашолок. Полугусеничный истребитель танков по-американски

14
Юрий Пашолок. Полугусеничный истребитель танков по-американски

Юрий Пашолок. Полугусеничный истребитель танков по-американски

История создания и применения 75 mm Gun Motor Carriage T12, первого американского истребителя танков, который воевал

Летом 1940 года в США внезапно обнаружили, что английская и французская армии, которые успешно сражались против немцев в Первую мировую войну, стремительно «сточились» всего за месяц с небольшим. Французы выбыли из игры, а англичане, потеряв значительную часть войск, «окопались» за Ла-Маншем, ожидая возможную высадку немецких войск. Ситуация, скажем прямо, далекая от радужной. США, конечно, уже начали подготовку к войне, но все же там не ожидали, что случится такая развязка, и уж тем более в такие сроки. По этой причине стремительно начались работы по запуску военной машины, что называется, на полную катушку. Одновременно начались активные работы и по самоходной артиллерии. Главная проблема состояла в том, что с объем шасси для самоходных артиллерийских установок был крайне ограничен. Про танковые базы и речи пока не шло, их только предстояло запустить в крупную серию. Особенно это касалось средних танков, наиболее подходящих шасси для средней и тяжелой самоходной артиллерии.

Полугусеничный БТР M3 и 75-мм полевая пушка M1897A4, маневры 1941 года. Орудие готовят к стрельбе прямой наводкой по танкам

Полугусеничный БТР M3 и 75-мм полевая пушка M1897A4, маневры 1941 года. Орудие готовят к стрельбе прямой наводкой по танкам

Как и другие страны, американцы занимались полугусеничными машинами. Подобными машинами занимались еще в 20-е годы, например, тот же Кристи имел опыт подобных конструкций. Занимался ими в 20-е годы и Гарри Нокс, с 1924 года ставший одним из ключевых разработчиков американских танковых шасси. Вместе с тем, реальный прорыв с полугусеничными машинами случился у американцев во второй половине 30-х годов. Роль местного Книпкампа (этот немецкий конструктор являлся создателем немецких полугусов) выпала на долю всё того же Нокса. Последовательно работая над различными идеями, он смог таки «победить» резинометаллическую гусеницу. Он создал оптимальную конструкцию резиновой ленты с металлическими элементами. В то время, как сам Адольф Кегресс, автор классической полугусеничной схемы, во второй половине 30-х годов перешел на металлические траки, Нокс смог данную проблему решить. Не менее важным моментом стало то, что вместо грузовиков или тягачей американцы сконцентрировались на полугусеничных бронированных машинах, имевших полный привод. Это была ключевое отличие от подхода других школ. В результате на свет появилась полугусеничная бронемашина T14 от White, которую 19 сентября 1940 года стандартизировали как half-track car M2. В тот же день стандартизировали, как M3, полугусеничный бронетранспортер T8. Также база T14 была использована как носитель 81-мм миномета, его стандартизировали как M4. Вот так осенью 1940 года американская армия стала обладателем семейства очень удачных пулугусеничных бронированных машин.

Первый образец GMC T12 в полуготовом виде

Первый образец GMC T12 в полуготовом виде

Изначально американские истребители танков предполагалось вооружать 37-мм противотанковыми пушками M3. Вместе с тем, имелось понимание, что такое орудие, при очевидном росте массы и броневой защиты танков, будет эффективным недолгое время. Поэтому еще в декабре 1940 года была запущена разработка Gun Motor Carriage T1 с 76-мм зенитным орудием T9. Правда, шасси вызывало некоторые опасения. Для GMC T1 использовалась измененная база скоростного трактора Cletrac, причем разработка явно затягивалась. Кроме того, у американцев имелась еще одна, альтернативная система, способная бороться с танками. Речь идет о 75-мм полевом орудии M1897A4, американской версии знаменитой французской пушки Canon de 75 Mle.1897. Орудие предполагалось использовать и как противотанковое, тем более что у M1897A4 лафет был вполне современным. Так вот, еще в начале 1941 года данные орудия частенько цепляли за полугусеничными тягачами M3. Связка была неплохой, но всё же требовалось время для перевода орудия в боевое положение. В результате летом 1941 года возникла логичная идея установить орудие внутри M3. Данная идея была озвучена на совещании, которое прошло 25 июня 1941 года на Абердинском полигоне. Уже 3 июля данную комбинацию официально утвердили, дав ей индекс 75 mm Gun Motor Carriage T12.

На создание САУ группе майора Икса понадобилось менее месяца

На создание САУ группе майора Икса понадобилось менее месяца

Обычно между запуском работ и появлением опытного образца проходило несколько месяцев. Но не в этом случае. На Абердинском полигоне была собрана группа под командованием майора Роберта Икса, весьма неординарной личности и одного из авторов знаменитого справочника по бронетанковой технике. Это тот самый справочник, который часто указывается «справочник Хейгля», хотя Фриц Хейгль умер за 5 лет до его издания. Взяв за основу серийный бронетранспортер M3 и 75-мм орудие M1897A4, группа Икса спустя пару недель уже изготовила опытную установку T12. Окончательная сборка машины была закончена к 19 июля. Итого от совещания до опытного образца меньше месяца, для американских военных срок фантастический.

База бронетранспортера M3 осталась неизменной, как и общая конструкция корпуса. Это стало главной причиной столь быстрой разработки GMC T12

База бронетранспортера M3 осталась неизменной, как и общая конструкция корпуса. Это стало главной причиной столь быстрой разработки GMC T12

Причины столь быстрого прогресса прозаичны. Компоновка M3 была такова, что довольно легко позволяла поставить довольно громоздкое орудие внутри боевого отделения. Естественно, про круговой сектор обстрела речи вообще не шло, но и у GMC T1 углы горизонтальной наводки были совсем не выдающимися. Качающуюся часть орудия, вместе со штатным щитом, поставили на тумбу, под которой разместилась укладка первой очереди на 19 патронов. Тем самым обеспечивался вполне приличный сектор обстрела вперед.

Для обеспечения склонения орудия в переднем откидном щитке сделали вырез

Для обеспечения склонения орудия в переднем откидном щитке сделали вырез

Самое же главное, что GMC T12 не требовалось никаких упоров, чтобы перейти в боевое положение. Остановился, зарядился, откинул передний щиток кабины — можно стрелять. Как показали дальнейшие испытания, при стрельбе машину отбрасывало назад на 10 см, а далее она возвращалась в исходное положение. Если же не требовалось обеспечивать большие углы склонения, то и щиток откидывать не имелось никакой необходимости. Кстати говоря, сильно-то на углы наводки явно не стоило жаловаться. Влево орудие наводилось на 19 градусов, а вправо — на 21 градус. Конечно, танковая база была бы предпочтительнее, но ее попросту пока не существовало в доступных объемах.

При откинутом ветровом щитке

При откинутом ветровом щитке

В окончательном варианте машины, который был готов к 19 июля 1941 года, также были проведены дополнительные изменения. Во-первых, топливные баки перенесли в кормовую часть машины. Во-вторых, в задней части боевого отделения установили тумбу для крупнокалиберного пулемета Browning M2HB. В-третьих, на полу разместили ящики на 40 патронов к орудию (10 ящиков по 4 патрона в каждом). Итого боезапас составил 59 патронов к орудию M1897A4. Самое же главное, что боевая масса GMC T12 осталась на уровне базовой машины — 9100 кг. Подвижность также осталась той же. Максимальная скорость составляла 72 км/ч.

Машина получилась чрезмерно высокой, но другой базы не имелось. Да и на фоне других полугусеничных САУ детище Абердинского полигона выглядело явно выигрышно

Машина получилась чрезмерно высокой, но другой базы не имелось. Да и на фоне других полугусеничных САУ детище Абердинского полигона выглядело явно выигрышно

Итого, майор Икс за неполный месяц создал то, над чем немцы бились лет эдак пять. Знай Освальд Лутц, что его концепцию «сухопутного шнельбота» успешно реализовали так быстро, а главное еще и не в пример рациональнее, неизвестно, что бы он сказал. Тут впору биться головой об стену. Что еще важнее, GMC T12 и не собирались долго тестировать. Разговор, с которого началась история машины, был о необходимости получения подобных САУ для маневров осенью 1941 года. Поэтому уже 16 июля 1941 года, то есть даже до финализации конструкции машины, была дана команда на переделку 36 бронетранспортеров M3. Далее, еще до завершения испытаний, заказ увеличили до 86 машин. Исполнителем заказа назначили Autocar Company из Питтсбурга, она уже и так являлась смежником по производству «хальфтраков».

Укладка первой очереди размещалась под тумбой

Укладка первой очереди размещалась под тумбой

Испытания, которые прошли в период с 19 июля по 15 августа, выявили однозначные плюсы машины. Она оказалась самым удачным, на тот момент, решением вопроса моторизации противотанковой артиллерии. Вместе с тем, хватало и претензий. Расчет из 4 человек был маловат, требовалось добавить помощника заряжающего. Возникли сомнения насчет необходимости тумбы для пулемета, она реально мешала. При стрельбе на определенных углах наносились повреждения фарам, предлагалось их перенести в более безопасное место. Наконец, штатный орудийный щит признали недостаточным. Предлагалось сделать более массивную конструкцию, которая более эффективно прикрывало бы расчет орудия.

Основная укладка. По центру стоит тумба для пулемета, позже ее уберут

Основная укладка. По центру стоит тумба для пулемета, позже ее уберут

Основная часть предложений была вполне справедливой и даже позже реализована. Но пока об этом думали, за август-сентябрь 1941 года сдали положенные 86 машин. При этом далеко не все GMC T12 получили радиостанции. Их банально не хватало, причем та же самая проблема существовала и с танками. Уже в августе 1941 года первые машины данного типа попали в 93-й противотанковый дивизион. Всего туда попало 36 машин, в августе они впервые приняли участие в учениях. Так что пожелания насчет применения данных машин осенью 1941 года в учениях умудрились реализовать раньше срока.

Первые учения с участием GMC T12, Форт-Мид, август 1941 года

Первые учения с участием GMC T12, Форт-Мид, август 1941 года

Еще более интересно сложилась судьба 50 машин, которые заказали дополнительно. То, что на тихоокеанском ТВД ситуация накалялась, ни для кого не являлось секретом. Япония недвусмысленно давала понять, что данный регион видит своим. Касалось это и Филиппин. В июле 1941 года на должность командующего войсками на Филиппинах (и американскими, и филиппинскими) назначили генерала Дугласа Макартура. Понимая, что японцы явно нанесут удар по Лусону, самому крупному острову, здесь сформировали наиболее крупную группировку. И именно сюда направили те самые GMC T12. Ими укомплектовали 3 дивизиона, в каждом из которых находилось по 4 батареи с 4 машинами в каждом.

САУ из состава 93-го противотанкового дивизиона

САУ из состава 93-го противотанкового дивизиона

В таком составе данные дивизионы приняли бой. Наиболее активно их применяли в ходе боев за полуостров Батаан. Впрочем, чем-то особенным машины не отличились. Разве что тем, что стали японскими трофеями. Часть GMC T12 оказалось захвачено в рабочем состоянии. Японцы их ввели в строй и продолжали использовать вплоть до 1945 года. При этом с другой стороны воевали GMC M3, так именовалась крупносерийная версия машины, которую стандартизировали 21 ноября 1941 года. Она достойна отдельного рассказа.

Список источников:

      1. US NARA
      2. Half-Track: A History of American Semi-Tracked Vehicles, R.P. Hunnicutt, Presition Press, 2001
      3. Фотоархив автора

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/polugusenichnyi-istrebitel-tankov-poamerikanski-60a6e89815e4731483de5a76

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account