История Light Tank M3 со сварной башней D38976, первой версии танка, которая массово применялась в боевых действиях
К началу Второй мировой войны американское танкостроение уже успело пройти долгий путь, полный проб и ошибок. Американцы переболели колесно-гусеничными танками, это направление оказалось тупиковым, поскольку боевые машины получались чересчур дорогими, а их ТТХ уступали чисто гусеничным боевым машинам. Особенно это касалось броневой защиты, да и чисто пулеметное вооружение, которое перекочевало с них на гусеничные легкие танки, тоже оказалось тупиковым путем развития. Несмотря на все проблемы, которые вылезли в ходе проектирования и эксплуатации, американские легкие танки показали себя как минимум не хуже английских. Комичность ситуации в том, что Light Tank M2 и Combat Car M1 вели прямую родословную от Vickers Mk.E, который англичанами был забракован. Они выбрали двухместных (позже трехместных) «тараканов», которые к концу 30-х годов безнадежно устарели и не имели никаких перспектив для развития. Совсем другая ситуация была с американскими легкими танками. Спустя 5 лет после начала производства они эволюционировали в боевые машины, которые как минимум не уступали лучшим представителям в своём классе.
В 1940 году начался выпуск Light Tank M2A4. Несмотря на то, что у машины всё еще имелись определенные недостатки, связанные с продольной устойчивостью на высокой скорости, плохой ее точно назвать нельзя. Даже интересно, что сказали немецкие эксперты, которые в 1935-37 годах осмеивали легкие танки семейства M2. Их Pz.Kpfw.II в 1940 году выглядел откровенным анахронизмом, хотя появился примерно в то же самое время, что и M2A1. Про Light Tank M2A4 и говорить не приходилось. Эволюционным путем американцы довели танк до уровня, которого немецкой «двушке» было просто невозможно достичь. Изначально обладая лучшей подвижностью в классе, американский танк получил более мощную броневую защиту, двухместную башню и самую мощную в классе пушку. Самое же главное, что даже в таком виде танк, к середине 1940 года, американские военные рассматривали как промежуточный. 5 июля 1940 года Комитет по Вооружениям утвердил улучшенный танк, получивший обозначение Light Tank M3.
Принятый на вооружение более чем за полгода до постройки первого образца, Light Tank M3 оказался большим успехом американского танкостроения. Успех этот оказался совсем не случайным. Light Tank M3 стал логичным продолжением эволюции американских танков. Правильно выбранная платформа порой творит чудеса, и пример Light Tank M3 типичный тому пример. Из боевой машины массой около 6,5 тонн и противопульной броней к весне 1941 года образовался в 2 раза более тяжелый танк с едва ли не лучшем сочетанием характеристик в своём классе. Самое главное, что американцы продолжали его развивать. Еще в конце 1940 года был поставлен вопрос о том, что клепаная конструкция его башни не совсем удачная. Поэтому 27 декабря 1940 года Комитет по Вооружениям принял решение о замене клёпаной башни D37182 на сварную. Башня, получившая обозначение D38976, появилась в мае 1941 года. Танки с такими башнями стали первыми американскими боевыми машинами, массово пошедшими в бой.
К чести американцев, впервые сварка у них появилась еще в конце 20-х годов. Те же танки Кристи были сварными, заклёпки и рейки там применялись исключительно как средство усиления конструкции. Но клепальщиков было найти намного проще, поэтому сварка у американских танков появлялась очень медленно. Дошло до смешного: частично сварные танки у японцев появились, в массовом количестве, еще во второй половине 30-х. Американцы же с этим явно не спешили. Впрочем, японцы сварку применяли локально, только там, где сварные соединения являлись необходимыми. А так тоже на заклепках и рейках. Сварка у них использовалась, прежде всего, для башен, и тут американцы пошли по японскому пути. К переходу на полностью сварные корпуса весной 1941 года они были еще не готовы, а вот со сварными башнями дела обстояли иначе.
Первым танком со сварной башней стала машина с серийным номером 1194 и регистрационным номером U.S.A. W-301728. Изготовлена она была по контракту T-543. На столь большой серийный номер внимания не обращайте, у американцев была своя атмосфера с точки зрения серийных номеров. Фактически это была 330-й серийный танк, причем за май выпустили всего 10 машин по контракту T-543. В июне сдали последние M3 с башнями D37182, после чего массово начался выпуск танков со сварными башнями D38976. Юмор ситуации в том, что производились они по другому контракту — T-510. По нему в июне-июле 1941 года сдали 366 танков, но это еще не всё. На заводе в Бероуике выпускали танки с бензиновыми моторами Continental W-670-9A. С июня 1941 года заработал завод в Сент-Чарльзе, штат Миссури, но он выпускал танки с дизельными моторами Guiberson T-1020. Так вот, исполнение контракта T-510 у него началось в ноябре 1941 года, а T-543 — с января 1942 года. При этом на дизельных танках по контракту T-543 ставилась уже другая башня — D39273. В случае же с бензиновыми Light Tank M3 башня D38976 ставилась вплоть до машины с серийным номером 1945, выпущенной в сентябре 1941 года. Да, всё сложно.
Кроме башни, танки со сварной «головой» ничем не отличались от предшественников. Кроме того, полностью сварной башню сделать не получилось. Дело в том, что орудийная установка подразумевала демонтаж лобовой плиты башни вместе с орудием. Так что лобовой лист башни крепился на болтах. В остальном же по сути та же башня D37182, но без вторичных осколков в виде заклепок. Впрочем, не всё так просто. Ближе к осени 1941 года танки стали получать смотровые приборы механика-водителя и его помощника новой конструкции. Вместо простых стеклоблоков стали ставиться призмы, что улучшило стойкость листов и частично обезопасило от поражения расчета отделения управления.
В общей сложности было изготовлено 1314 танков с башнями D38976, из них 200 дизельных. Помимо того, что машин со сварными башнями оказалось банально больше, имелся еще один фактор. Именно эти танки посчитали наиболее подходящими к боевому применению. В июне-июле 1941 года англичане, срочно запросившие американские танки, получили 84 машины. Основная их часть пришлась как раз на танки с башнями D38976. С них начались полноценные поставки танков по программе ленд-лиза.
Сначала была партия из 164 танков с регистрационными номерами T.27977-T.28140, куда попали и танки с клепаными башнями D37182. А уже дальше начал действовать контракт на поставку 2000 американских танков, с регистрационными номерами T.37231-T.39230. По факту этот контракт охватил все M3, которые поставлялись англичанам, да и полный пул номеров так и не был выработан. То есть танков поставили меньше, чем имелся запас номеров. Для англичан это норма, особенно с точки зрения поставок американской техники.
Сама по себе тема Light Tank M3 в английской армии обширная, она достойна отдельного материала. Стоит лишь отметить несколько важных моментов. Во-первых, английские танки очень быстро приобрели характерный внешний вид, с американскими машинами не спутать. Во-вторых, обозначение этих танков также отличалось от американских. В сентябре 1941 года англичане ввели новую систему индексов. Light Tank M3 стал General Stuart I, а дизельный вариант — General Stuart II. Позже оно сократилось до Stuart I и Stuart II. Подобно американцам, разделения на типы башен у англичан не было.
Первыми в бой пошли английские Stuart I, случилось это во второй половине ноября 1941 года. Дебют оказался, мягко говоря, спорным, но тут важный вопрос, как именно англичане применяли легкие танки. Когда у вас легкий танк зовется «легким крейсерским танком», появляется некоторое удивление. Не менее удивительно, когда эти самые танки бросают в бой против средних танков. То есть англичане, с точки зрения боевого применения танков, как минимум ничем не отличались от Красной Армии. А скорее даже вели себя хуже. Да и американский дебют, случившийся 22 декабря 1941 года, оказался так себе. Ехали по делам, встретили колонну «Ха-Го» из 4-го танкового полка, попытались скрыться бегством, и всё. Приехали. Могучих танковых баталий на Лусоне не случилось, а часть машин из состава 192-го и 194-го танковых батальонов была захвачена японцами. Использовались они аж до 1945 года включительно.
Light Tank M3 с башнями D38976 оказались и первыми машинами, которые попали в Красную Армию. Если оно будет интересно, то именно про танки с такими башнями можно и более расширенно сделать материал, но пару моментов стоит упомянуть. Во-первых, так сложилось, что зачастую именно танк с башней D38976 стал ассоциироваться с советским «Стюартом». Это очень далекое от реальности мнение, поскольку их пришло всего несколько десятков штук. Так что массово они попали всего во две танковые бригады — 114-ю и 192-ю, да и то, вместе с танками, получившими башни D39273. Во-вторых, большинство таких танков являлось не Light Tank M3, а Stuart I, о чем красноречиво говорят их регистрационные номера. В-третьих, боевой дебют советских М3Л оказался более успешным. По крайней мере, это касалось 114-й танковой бригады, которая воевала вполне достойно. Да и в ГАБТУ КА поступили гораздо мудрее. Ну нас танковые бригады на «иномарках» были смешанного состава, то есть М3Л и М3С, легкие и средние танки. Ну а бесславный финал боевых действий 192-й танковой бригады был вполне предсказуем. Типичная ситуация, когда танки есть, а пехота в бой не идет. Итог вполне типичный для «учебного» 1942 года.
В Красной Армии, как у у американцев, танки с башнями D38976 провоевали недолго. Уже к моменту боевого дебюта имелись боевые машины с башнями D39273. Дольше же всех прослужили Stuart I, плюс японские трофеи. Очень небольшое число Light Tank M3 попало в другие страны, например Бразилию. Там они служили еще дольше, причем около десятка «бразильцев» дожило до наших дней. Часть покинуло территорию Бразилии и осело в частных коллекциях, либо музеях. Всего же известно минимум о 15 сохранившихся танков с башнями D38976. Вполне достойный финал для танка, выпускавшегося менее полугода.
Список источников:
- US NARA
- Stuart: A History of the American Light Tank Volume I, R.P. Hunnicutt, Presidio, 1992
- Архив автора