История истребителя танков Pz.Slf.2, он же Pz.Sfl.2 für 7,62 cm Pak 36, известный как Marder III
Содержание:
В межвоенный период самым массовыми были танки легкого класса. Причины были не только в дешевизне, но и относительной простоте простоте производства. Кроме того, у большинства стран с более тяжелыми танками дела как-то не клеились. Так было и с чехословацкой танковой промышленностью. Легкие танки она освоила, а боевые машины среднего класса так и не вышли за рамки опытных. Это, впрочем, нисколько не помешало немцам использовать LT vz.35 и LT vz.38 как эрзац-средние танки. Поначалу это вполне себе получалось, особенно с Pz.Kpfw.38(t) (так LT vz.38 именовался в немецкой армии). Ситуация изменилась на советско-германском фронте. В первый год Великой Отечественной войны Pz.Kpfw.38(t) понесли тяжелейшие потери. Уже в конце 1941 года стало ясно, что перспективы у танка туманные. Тем не менее, вскоре для него нашлась новая работа.
20 декабря 1941 года In 6 (Inspektion für Heeresmotorisierung, или Инспекция моторизации сухопутных сил) выдала задание 6-му отделу Департамента Вооружений на разработку истребителя танков. Базой для него становилось шасси La.S.138, он же Pz.Kpfw.II Ausf.D/E, а далее Pz.Kpfw.II (F). Как огнеметный танк он был уже не нужен, так что создание на базе La.S.138 «самоходного лафета» выглядело верным решением. Другой вопрос, что имелось и более подходящее для таких задач шасси — Pz.Kpfw.38(t). 22 декабря было выдано задание на разработку аналогичной машины, с таким же 76-мм орудием Pak36 (r), но уже с шасси из Праги. Так началась история первого истребителя танков, носившего обозначение Marder III.
Быстрая конверсия с трофейной пушкой
В отличие от 7,62 cm Pak 36(r) auf Fgst. Pz.Kpfw.II (F) (Sfl.), разработкой которой занимался Alkett, работы по новой машине доверили BMM. Хотя без завода из Шпандау всё равно не обошлось, тем более что концепция истребителя танков на базе Pz.Kpfw.38(t) была похожей. Alkett занялся орудийной частью, BMM шасси. Для ускорения работ оговаривалось минимальное вмешательство как в конструкцию орудия, так и конструкцию шасси. Такой подход выглядел правильным, особенно с точки зрения шасси, поскольку в дело шли ранее выпущенные танки. Правда, имелась и обратная сторона медали. Требовалось втискиваться в уже готовое шасси, которое создавалось совсем для других целей.
Несмотря на то, что разработчик орудийной части был один и тот же, на 7,62 cm Pak 36 (r) auf Fgst. Pz.Kpfw.38(t) (Sfl.), так изначально называли машину, она получилась другой. С одной стороны, требования In 6 выполнили, то есть изменений по самому орудию не вносили. С другой стороны, орудийный щит изменился более существенно. На штатный щит установили дополнительные секции толщиной 10 мм, которые прикрывали расчет как спереди, так и частично сбоку. Откровенно говоря, 10 мм было недостаточно даже для обеспечения защиты от стрелкового орудия, но тут уже деваться некуда. По неизвестной причине «общую» рубку Alkett делать не стал, она появилась уже позже, причем заслуга в этом скорее не завода в Шпандау, а Альфреда Беккера. Идеи конструктора-самоучки оказались более удачными.
Качающаяся часть орудия крепилась к крестовине, которая устанавливалась на подбашенную коробку. Спереди и с боков боевое отделение обшивалось листами брони, которые, как и листы орудийного щита, соединялись при помощи реек и заклепок. Надо сказать, что BMM подошла к вопросу шасси более грамотно. Новые листы шасси поставили так, чтобы не защищать пустое место. Кроме того, отделение управления получилось не «мокрым». Его прикрыли сверху наклонным листом, а также установили люки. Конечно, полностью от осадков защитить механика-водителя и радиста/пулеметчика не удалось, но работать тут было явно комфортнее, чем на 7,62 cm Pak 36(r) auf Fgst. Pz.Kpfw.II (F) (Sfl.). Стопор орудия по-походному разместили снаружи, что также было скорее плюсом.
За счет более грамотной компоновки и более удачного шасси высота линии огня получилась на 200 мм ниже, а общая высота снизилась на 100 мм. Впрочем, 2500 мм — это всё равно много. Проблема была, впрочем, не только с большой высотой. Если в случае с Panzerjäger I разместить расчет в штатном боевом отделении Pz.Kpw.I Ausf.B возможность имелась, тут такой номер не прошел. Поэтому, аналогично 7,62 cm Pak 36(r) auf Fgst. Pz.Kpfw.II (F) (Sfl.), боевое отделение частично разместилось на надмоторной плите. Расчет орудия получил откидные сиденья, хотя они скорее использовались в походном положении. Броневые листы лишь немного прикрывали расчет с флангов, по факту он оставался уязвимым для огня с боков и сзади. Надо сказать, что на опытной машине защита бортов боевого отделения была более высокой, но от такой конструкции отказались.
Дополнительной проблемой стало то, что боекомплект оказался явно маловат. 30 унитаров — это явно недостаточно. Для понимания, очень похожий истребитель танков, разработанный Беккером на базе трофейного транспортера Lorraine 37 L, имел боекомплект 48 унитаров. Боекомплект 7,62 cm Pak 36(r) auf Fgst. Pz.Kpfw.38(t) (Sfl.) можно было нарастить, кинув снарядные ящики в «корзину» позади сидений расчета. Наконец, имелась проблема организационного характера. Вообще у истребителя танков было 4 посадочных места, но экипаж был тот же, что и у Panzerjäger I. Тот есть механик-водитель, командир/радист/пулеметчик, и заряжающий. То есть командир перемещался из боевого отделения в отделение управления и обратно. Что помешало ввести радиста отдельным членом экипажа, непонятно, видимо, орднунг.
При очевидных недостатках у 7,62 cm Pak 36(r) auf Fgst. Pz.Kpfw.38(t) (Sfl.) имелись и неоспоримые достоинства. Во-первых, машина была заметно подвижнее буксируемой 7,62 cm Pak 36(r). Во-вторых, простота конверсии, как уже говорилось выше, позволяла быстро наладить выпуск. Наконец, шасси Pz.Kpfw.38(t) было гораздо больше, чем La.S.138, это позже сыграло решающую роль. 6 марта 1942 года с BMM заключили контракт 219/326/42H на выпуск 120 истребителей танков. До конца марта предполагалось сдать 33 САУ, еще 70 к концу апреля, оставшиеся 17 к 5 мая. Выпуск Pz.Kpfw.38(t) пока сохранялся, при этом никаких истребителей танков BMM в марте не сдал. Зато в апреле 1942 года не производился выпуск танков, вместо них BMM сдал 68 истребителей танков, оставшиеся 52 штук сдали в середине мая. Причиной задержки стали перебои с поставками орудий.
САУ, которые в конце апреля 1942 года стали именовать как Pz.Slf.2, не повторили судьбу 7,62 cm Pak 36(r) auf Fgst. Pz.Kpfw.II (F) (Sfl.). Выпущенные в апреле-мае 1942 года 120 машин стали лишь первой серией. 7 мая 1942 года Гитлер лишний раз повторил давно назревшую мысль о том, что время Pz.Kpfw.38(t) ушло. Для разведки танк не годился, а как эрзац-средний безнадежно устарел. 13 мая последовала команда из 50 Pz.Kpfw.38(t), выпускавшихся в месяц, 20 изготовлять как Pz.Slf.2. Впрочем, это было началом конца Pz.Kpfw.38(t). 4 июня 1942 года судьбу танка решили окончательно: Гитлер дал команду на выпуск 100 истребителей танков второй серии, а производство Pz.Kpfw.38(t) прекращалось. Последние 26 машин сдали в июне.
Pz.Slf.2 второй производственной серии начали выпускать с июня 1942 года, сдав 23 машины. Запуск машин второй серии совпал с небольшими изменениями конструкции машины. Конструкцию стопора орудия по-походному переделали, как и крестовину, на которой ставилась качающаяся часть орудия. За счет этого угол склонения увеличился на 2 градуса. Пик производства машин второй серии пришелся на июль, тогда сдали 50 машин, оставшиеся 27 сдали в августе.
Запуск второй производственной серии совпал с самым большим заказом на тропическую версию Pz.Slf.2. Прорабатывалась она еще в случае с Pz.Kpfw.38(t) Ausf.G, но в Африку танки не попали. Тропическая версия Pz.Slf.2 отличалась усиленной системой охлаждения, увеличенными фильтрами, также ввели дополнительный фильтр масляной системы. Вводилось дополнительное снаряжение, включая 2 канистры с водой, которые размещали внутри боевого отделения. Наконец, истребители танков, прямо на заводе, красили в базовый «африканский» цвет, а не перекрашивали. Первые такие машины были готовы еще в мае 1942 года, всего их изготовили 12 штук (2 батареи). 13 июня 1942 года заказали еще 24 штуки (4 батареи), в такой версии изготавливались первые Pz.Slf.2 второй производственной серии. Еще 12 штук заказали 13 июля 1942 года, по факту сдали 13, относившихся уже к третьей производственной серии.
Появление третьей серии Pz.Slf.2 выглядело логичным решением. Машина получалась явно лучше, чем 7,62 cm Pak 36(r) auf Fgst. Pz.Kpfw.II (F) (Sfl.), а на заводе BMM оставался задел по шасси Pz.Kpfw.38(t). Заказ составил 124 машины, из них 24 сдали в августе, 50 в сентябре и еще 50 в октябре 1942 года. Поначалу машины третьей серии отличались только несколько измененными люками отделения управления. В октябре 1942 года появился мотор Praga AC, развивавший мощность 150 л.с. при 2600 об/мин. Благодаря этому двигателю максимальная скорость выросла с 42 (по факту 38) км/ч до 47 км/ч.
Дальнейший выпуск Pz.Slf.2 прекратился по-нескольким причинам. Во-первых, запасы 7,62 cm Pak 36(r) подошли к концу. К тому моменту вовсю производились 7,5 cm Pak 40, менее громоздкие и тяжелые. Во-вторых, эксплуатация Pz.Slf.2 показала, что имеется ряд недостатков, которые частично устранили на более поздней САУ. Изначально именовавшаяся как Sfl.38, эта машина пошла в серию с ноября 1942 года.
Тем не менее, последние из Pz.Slf.2 изготовили уже в 1943 году. Как уже говорилось выше, при создании истребителя танков упор делался на минимальных переделках шасси и орудия. В результате появилась возможность конверсии линейных Pz.Kpfw.38(t) в Pz.Slf.2. Утвердили данные работы 28 февраля 1943 года, причем за этот месяц значилось 9 переделанных, силами полевых мастерских, танков. Рецепт изготовления был простым: в мастерские привозили необходимые детали, а дальше, своими силами, имевшиеся танки переделывались. Если исходить из имеющихся данных, переделали не менее 19 танков. Такие машины можно вычислить по шасси. Таким образом, было изготовлено более 360 (344 с нуля и минимум 19 конверсий) Pz.Slf.2. За время производства и эксплуатации использовалось минимум 9 вариантов обозначения машины. Среди них было и Marder III. Стоит отметить, что шло разделение на САУ вооруженные 7,62 cm Pak 36(r) и 7,5 cm Pak 40. Поэтому Pz.Slf.2 всё же можно выделить их общей кучи Marder III.
Противотанковый чех для танковых дивизий
В случае с немецкими истребителями танков имелась довольно интересная ситуация, связанная с использованием этих САУ. Дело в том, что Гудериан настаивал на включении истребителей танков в состав танковых дивизий. Тут Быстрый Гейнц был прав, поскольку такие машины оказывались совсем не лишними с точки зрения усиления танковых подразделений. Так вот, Panzerjäger I отдали пехоте, передав их в состав дивизионов истребителей танков. Комичность ситуации в том, что с самого начала эти дивизионы всё равно прикрепляли к танковым дивизиям. Схожая ситуация была и с 7,62 cm Pak 36(r) auf Fgst. Pz.Kpfw.II (F) (Sfl.).
Ситуация с Pz.Slf.2 оказалась совсем иной. Первые САУ данного типа стали отправлять в войска с мая 1942 года, причем шли они аккурат в дивизионы истребителей танков при танковых дивизиях. Таким образом, спустя 2 года слова Гудериана таки услышали. Что же касается организационной структуры, то она ничем не отличалась от того, что использовалась пехотой. 15 февраля 1942 года был принят штат K.St.N.1148a батареи самоходных истребителей танков. Согласно ему, в батарею входило 3 взвода, по 2-3 САУ в каждом. По этой причине число отправлявшихся в части машин могло варьироваться. Полный состав по K.St.N.1148a уходил нечасто, чаще можно видеть картину, когда отправляли батарею из 6 Pz.Slf.2. Также не редкостью являлись ситуации, когда дивизион получал 2 батареи (суммарно 12 машин).
Маленький боекомплект предполагалось компенсировать вспомогательными машинами, а также одноосными прицепами Sd.Ah.31. Их перевозили как подвозчики боеприпасов, так и сами Pz.Slf.2. Правда, отзывы из дивизионов истребителей танков насчет прицепов были скорее отрицательными. Снимки с ними попадаются, но редко. Также быстро пошли жалобы на недостаточную прочность стопора орудия по-походному (поэтому его и переделали на второй серии). Вполне ожидаемыми оказались жалобы на плохую защиту расчета. Sfl.38 появилась не просто так. Шли жалобы и на боезапас: пользоваться укладками было не очень удобно, а 30 унитаров — это очень мало. Маловат оказался экипаж, в некоторых машинах размещали командира, как отдельного члена экипажа.
Имелись жалобы и на большую высоту машины. Вместе с тем, встретили Pz.Slf.2 в частях явно с энтузиазмом. Наличие в танковой дивизии довольно подвижных самоходных противотанковых пушек являлось очень полезной вещью. Особенно это стало ощущаться после первых боестолкновений. В бой Pz.Slf.2 пошли с июля 1942 года, как выяснилось, эти машины были способны бороться даже с КВ-1. Расстояния, конечно, были небольшими (350-500 метров), но надо учитывать слепоту КВ-1, да и зачастую у немцев были более выгодные условия боя. Истребители танков нового поколения существенно осложнили жизнь наших танкистов.
Активно применялись новые истребители танков и в Северной Африке. 2 батареи по 6 орудий в каждой ушло в мае 1942 года 15-й и 21-й танковым дивизиям. Далее их число только росло: судя по всему, обе дивизии, на пике применения, имели по 3 батареи Pz.Slf.2, то есть по 18 машин. Надо сказать, что Северная Африка была тяжелым испытанием для этих САУ. Тропическая комплектация не спасла от проблем с моторами. На скоростях выше 10 км/ч начинался перегрев. Имелись и другие жалобы. Не отрицая необходимость таких машин, в 21-й и 15-й ТД просили более низкие истребители танков, и на другой базе.
Северная Африка, впрочем, была скорее второстепенным ТВД. Наиболее массово эти истребители танков применялись на советско-германском фронте, причем их стали направлять и в дивизионы истребителей танков при пехотных дивизиях. Попали эти машины и в 521-й дивизион истребителей танков, который имел крайне специфичный состав — две батареи Pz.Slf.2, одну батарею Panzerjäger I, пару тяжелых истребителей танков Pz.Sfl.V (Sturer Emil) и один Pz.Sfl.IVa (Dicker Max). Всей этой кучей дивизион дошел до Сталинграда, где позже и был уничтожен.
Подобно 7,62 cm Pak 36(r) auf Fgst. Pz.Kpfw.II (F) (Sfl.), основная часть Pz.Slf.2 погибла в боях конца 1942-весны 1943 года. К 30 июню 1943 года числилось 94 САУ данного типа, из которых 8 находилась в ремонте. К концу года на советско-германском фронте осталось всего 38 таких САУ, еще 14 в резервных пехотных дивизиях на западе (во Франции) и 18 в 22-й пехотной дивизии, сидевшей на Крите. К концу декабря 1944 года их поголовье сократилось до 23 машин, из них 19 в строю.
До наших дней сохранилось 2 Pz.Slf.2, они же Marder III. В Форт-Ли, США, находится экземпляр, который захватили в ходе боев при Эль-Аламейне. Недавно машину привели в порядок, ныне она стоит не на улице, а в помещении. Второй образец, захваченный летом 1944 года, является экспонатом танкового музея в Сомюре, Франция.
В заключение стоит сказать, что сама по себе идея машины оказалась вполне удачной. За счет быстрой конверсии удалось изготовить большое количество истребителей танков, которые попили немало крови советским и английским танкистам. Другой вопрос, что дальнейший подход немецких военных оказался неправильным. У нас, по опыту создания ЗИС-30, далее решили делать САУ на шасси из агрегатов серийных танков. Это позволило более рационально скомпоновать машину. Немцы же так и остались верны простой конверсии готового танка. Посему Marder III, даже после переноса боевого отделения назад, всё равно отличались большой высотой, а также скромным боекомплектом (у СУ-76М он был больше в полтора раза).
Список источников
- Panzer Tracts No. 7–2 — Panzerjaeger (7.62 cm F.K.® auf gp.Sfl. to Marder 38T) development and employment from 1941 to 1943, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2005
- Nuts & Bolts Vol.15 — Marder III. Panzerjäger 38 (t) für 7,62 cm Pak 38 (Sd.Kfz. 139), Volker Andorfer, Martin Block, John Nelson, Nuts & Bolts, 2001
- ЦАМО РФ
- Архив ČKD
- eBay
- Фотоархив автора
источник: https://dzen.ru/media/yuripasholok/pervyi-iz-marder-na-cheshskoi-baze-63273b06688d652acb742dcd?&