Юрий Пашолок. Первая попытка модернизации La.S.100
История легкого танка Pz.Kpfw.II Ausf.b, первой более-менее крупносерийной версии танка
Ситуация вокруг легких танков у немцев поначалу обстояла, мягко говоря, не лучшим образом. Официально работы по танку, который изначально именовался Kleinetraktor, запустили в начале 1928 года, хотя по факту всё началось еще раньше. Исходя из первоначальной спецификации, немцы явно хотели что-то вроде Renault FT, но близкое по компоновке к LK. То есть изначально с носовым размещением силовой установки. Далее, впрочем, Kleinetraktor стал раздуваться, поскольку немецкие военные стали требовать от машины большего. Экипаж вырос с 2 до 4 человек, причем одним из них оказался радист. Далее Kleinetraktor переименовали в Leichttraktor, поскольку стало очевидно, что вместо «малого трактора» получается что-то более тяжелое. Как в воду глядели — перегруз по массе составил более двух тонн. Ну а индекс Kleinetraktor перекочевал, по наследству, к совершенно иному танку. Немцы явно посматривали в сторону танкеток Carden-Loyd, но хотели что-то более серьёзное. Впрочем, желание и результаты часто бывают совсем разными.
Изначально 3-тонный Kleinetraktor предполагался с 20-мм автоматической пушкой и экипажем из 3 человек. Впрочем, Krupp не смог ни в массу, ни в экипаж, ни в вооружение. Да и сама машина стала не оригинальной немецкой разработкой, а отчасти клоном разработок Carden-Loyd. С английского транспортера, который фактически был грузовой модификацией шасси «патрульного» танка, немцы много чего подрезали. Правда, Kleinetraktor, он же La.S. (Landwirtschaftliche Schlepper, или сельскохозяйственный тягач), явно не задался. Вместо 3 тонн массы получтлось 5 с гаком, вместо 3 человек экипажа оказалось 2, вместо 20-мм автоматической пушки влезла спарка пулеметов MG 13. В итоге La.S. всё же одобрили, но с января 1934 года запустили работы по verstaerkter Kleintraktor 6 to. Позже этот танк переименовали в La.S.100. При этом Krupp недолго был монополистом: вскоре работы по La.S.100 начались силами MAN и Henschel. Такая постановка вопроса стала правильным решением. Ибо наиболее удачный танк сделал отнюдь не Krupp.
Летом 1935 года конкурирующие проекты легкого танка La.S.100 вышли на испытания. Вопреки желаниям Krupp, их машина конкурс проиграла. Победу одержал образец, разработанный MAN. Производитель грузовиков и моторов из Нюрнберга, по факту, создавал машину в тесной кооперации с 6-м отделом Департамента Вооружений. При этом немцы традиционно превысили изначальную планку массы. Вместо 6 тонн она составила 7,6 тонн. Это повлияло на ряд компонентов шасси танка, который позже получил обозначение Pz.Kpfw.II Ausf.a. В октябре 1935 года In 6 выдала заказ на 75 танков нулевой серии. Заказ разделили на 3 части, и не зря. Pz.Kpw.II Ausf.a имел ряд недостатков, некоторые из которых оказались неустранимыми. По этой причине в середине 1936 года In 6 заказала доработанную машину. Точнее, сразу две. 2-я серия, она же 2.Serie/La.S.100, оказалась разделена на две варианта. В данном случае речь пойдет о наиболее массовой машине 2-й серии, известной как Pz.Kpfw.II Ausf.b.
Несмотря на выявленные проблемы первой серии La.S.100, планы по выпуску «100-сильного трактора» были большие. Это лишний раз стало понятно в ходе совещания 17 июня 1936 года на Krupp. На нем было объявлено, что заказ на La.S.100 предполагается в объеме не менее 500 танков, из которых 250 предполагалось сдавать в отдельных сериях. Таким образом 6-й отдел Департамента Вооружений хотел снизить риски заполучить откровенно кривой танк. При этом наверху были недовольны происходящим, поскольку выявленные проблемы заметно тормозили полномасштабный запуск танка в серию.
Одной из ключевых проблем Pz.Kpfw.II Ausf.a стал явный перегрев силовой установки. Одной из причин тому стала слишком плотная компоновка моторного отделения, которая, помимо всего прочего, не способствовала нормальной циркуляции воздуха. Даже усиление радиатора делу сильно не помогло. По этой причине было принято решение об удлинении корпуса. Происходящие процессы чем-то напоминали ситуацию с La.S., только пока мотор оставался тот же. Подбашенная коробка и башня не менялись, а вот задняя часть моторного отделения, вместе с кормовым листом корпуса, прошли ряд метаморфоз. Общее увеличение длины танка составила 375 мм. Это изменение позволило существенно перераспределить потоки воздуха. Торчащий инородным телом старый воздуховод на корме исчез, а вместо него поставили не так сильно торчащую конструкцию. Изменился и вентилятор системы охлаждения. Также переделке подвергся и глушитель.
Проведенная ревизия моторного отделения позволила, наконец, избавиться от одной из ключевых неприятностей шасси La.S.100. Но за хорошими решениями порой следуют побочные эффекты. В данном случае речь идет про массу танка. Лишние 375 мм длины — это дополнительный металл. Да еще и было принято решение об упрощении состава броневой стали. Случился переход на гомогенную катаную броню, что потребовало увеличить толщину листов с 13 по 14,5 мм. Лишние 1,5 мм брони тоже имели массу. В результате боевая масса Pz.Kpfw.II Ausf.b выросла на 300 килограмм — до 7,9 тонн. До Leichttraktor оставалось не так уж и много.
То, что при такой ситуации случится дополнительная нагрузка на ходовую часть, создатели танка хорошо осознавали. Поэтому одновременно с ростом массы произошло усиление элементов ходовой части. Катки несколько расширили, а ширину траков увеличили с 280 до 300 мм. И если катки с траками в глаза особо не бросались, то ведущее колесо стало ключевым отличием, по которому можно легко отделить 2.Serie/La.S.100 от более ранней машины. Оно стало совершенно иной конструкции, одновременно случились изменения в трансмиссионной схеме. Вместо второй планетарной передачи ввели более простые бортовые передачи, соответственно, изменились и их корпуса. Их за ведущими колесами не заметно, зато сами колеса видны очень хорошо.
В общей сложности 2.Serie/La.S.100 получил более двух десятков различных изменений, что позволило несколько улучшить характеристики танка. Но нехорошая тенденция к дальнейшему росту массы наблюдалась в полной мере. При этом непосредственно боевые характеристики танка остались на прежнем уровне. Это не могло не беспокоить 6-й отдел Департамента Вооружений. Сложившаяся ситуация и заставила разделить вторую серию на две части, как показали дальнейшие события, решение оказалось правильным.
Первые Pz.Kpfw.II Ausf.b (серийные номера 21001–21100) были сданы MAN весной 1937 года, а полностью выполнить заказ удалось к осени. При этом довольно быстро выяснилось, что проблемы с ходовой частью решили лишь отчасти. На фоне происходившего с ходовой частью Pz.Kpfw.II Ausf.a ситуация на более совершенной версии танка была немного лучше. Но в том-то и проблема, что немного. По факту ресурс подвески и катков не превышал 500 километров. Выявились и дополнительные проблемы, что привело к необходимости доработки корпусов. Единственным положительным моментом стало то, что объем доработок Pz.Kpfw.II Ausf.b оказался меньше, чем у их предшественников.
Выявленные проблемы с ходовой частью стали причиной того, что Pz.Kpfw.II Ausf.b оказались последней версией La.S.100, оснащенной подвеской по типу Carden-Loyd. Дальнейшие доработки подвески позволили частично решить проблему, но дальнейшее улучшение конструкции танка, например, установка дополнительной броневой защиты, оказалась под запретом. Тут бы получить приемлемую надежность в штатной конфигурации. Кроме того, неудача с подвеской стала поводом для начала работ по La.S.138. Стоит отметить, что танк с торсионной подвеской оказался еще хуже, чем его предшественник. Мало того, что его сняли с производства до окончания выполнения контракта, так еще и всё боевое применение ограничились польской кампанией.
На этом фоне карьера Pz.Kpfw.II Ausf.b оказалась явно более удачной. Несмотря на частые жалобы из войск, связанные с поломкой элементов подвески, служил танк довольно долго. Помимо польской кампании сентября 1939 года, машина вполне успешно прошла и боевые действия во Франции. При этом чем дальше шли боевые действия, тем чаще на танках можно было видеть запасные опорные катки. Кроме того, невозможность усилить броневую защиту официальным путем обходили за счет установки запасных траков. Особенно ярко это стало проявляться к 1941 году.
В отличие от Pz.Kpfw.II Ausf.a, для которых кампания 1940 года стала последней, танки второй производственной серии дожили до операции «Барбаросса». Также на базе этих танков строились машины наблюдателей. Их легко можно отличить по большим наблюдательным башенкам. Лишь во второй половине 1941 года танки отправились на покой. Последние танки этого типа использовались как учебные машины.
Аналогично Pz.Kpfw.II первых серий, ни одного Pz.Kpfw.II Ausf.b до наших дней не сохранилось. Танк оказался, можно сказать, промежуточной ступенью эволюции. Далеко не лучшая ситуация с ходовой частью этой машины стала причиной запуска программы разработки танка, который должен был сменить La.S.100 на конвейере. Впрочем, сама же MAN смогла в корне изменить ситуацию, причем в рамках всё той же второй серии La.S.100.
Список источников:
- US NARA
- Bundesarchiv
- Panzer Tracts No.2–1 Panzerkampfwagen II ( Kleintraktor to Ausf.B ), Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2002
- Архив автора
- eBay