Юрий Пашолок. Первая легкая штурмовая САУ из Горького
История создания самоходных артиллерийских установок СУ-71 и СУ-72 (ГАЗ-71 и ГАЗ-72)
Содержание:
Начало Великой Отечественной войны нанесло сокрушительный удар под планам Красной Армии о перевооружении. В этих планах значилась и самоходная артиллерия. Появившаяся уже во время войны штурмовая САУ, известная как СУ-26, являлась продолжением довоенной темы. На некоторое время работы по легким штурмовым САУ затихли, но уже в конце 1941 года они возобновились. Единственной доступной базой стал малый танк Т-60, но в НКТП, где прорабатывали тактико-технические требования, прекрасно осознавали возможности этого шасси. Поэтому С.А. Гинзбург настоял на создании специального шасси, в котором использовались агрегаты Т-60. В этом было принципиальное отличие советских легких САУ военного периода от немецких разработок. Шасси сохраняло частичную унификацию с базовым танком, но при этом получилось более просторным. С компоновочной точки зрения крайне важный момент. Больше оказывался боекомплект, боевое отделение было более удобным, а демонтаж силовой установки производился без демонтажа орудия.
Весной-летом 1942 года на заводе №37 в Свердловске были разработаны самоходные артиллерийские установки СУ-31 и СУ-32. В ходе их испытаний выяснилось, что более удачным является шасси СУ-31 с параллельным размещением моторов ГАЗ-11 модель 202. На износ КПП правого мотора внимания особо не обратили (и зря!), зато тепловой режим моторов был явно лучше, чем у СУ-32. В конце июля 1942 года было принято решение об организации на заводе №37 производства танков Т-34. По этой причине легкие штурмовые САУ остались без производственной базы. Наработки по СУ-31 и СУ-32 передали на завод №38 НКТП в Кирове. Вместе с тем, в НКТП осознавали имеющиеся риски, поэтому было решено подстраховаться. Аналогичное задание получил ГАЗ им. Молотова, где разработали легкие самоходные артиллерийские установки СУ-71 и СУ-72.
Запасные самоходы из Горького
Новый этап в истории советской самоходной артиллерии начался 19 октября 1942 года. В этот день Сталин подписал постановление ГКО №2429сс «О производстве опытных образцов артиллерийских самоходных установок». Согласно ему, к 15 ноября 1942 года ожидалось получить опытные образцы легких и средних артиллерийских установок. В случае с легкими САУ первоначально речь шла о «самоходной артиллерийской установке с 76-мм пушкой на базе агрегатов танка Т-70». Также имелся «образец самоходной артиллерийской установки с 45-мм пушкой на базе танка Т-70». Речь шла о легком истребителей танков на базе Т-70, с 45-мм пушкой, имеющей баллистику орудия М-42. Судя по ТТТ, речь шла именно о САУ, с экипажем из 3 человек, сектором горизонтальной наводки 30 градусов и боекомплектом не менее 90 унитаров.
Уже дальше в текст постановления добавили еще одно задание — ЗСУ на шасси из агрегатов Т-70. Не менее интересно другое. Именно заводы, которые должны были разрабатывать новые САУ, не указывались, зато перечислялись наркоматы. Так вот, НКТП (наркомат танковой промышленности) отвечал за выпуск 76-мм штурмовой САУ и ЗСУ. Это означало, что задание получал завод №38 НКТП. А вот все три машины, включая 45-мм истребитель танков, создавались НКСМ (наркомат среднего машиностроения). К этому наркомату относился ГАЗ им. Молотова, ведущий разработчик Т-70. Опыта именно разработки САУ завод не имел, впрочем, это касалось и завода №38. Другое дело, что НКТП (точнее, сам Гинзбург) уже выбрал приоритетную площадку. Ей был завод №38. Что же касается ГАЗ, то он являлся скорее резервным вариантом.
Какие-то наработки, разумеется, в Горький передали. Кроме того, КЭО ГАЗ им. Молотова, под руководством Н.А. Астрова, имел ограничения, прописанные в тактико-технических требованиях. Например, завод был обязан использовать не спаренный мотор ГАЗ-203, а параллельно расположенные ГАЗ 11 модель 202. Вот что делать дальше — это уже оказалось в ведении завода. Поэтому не стоит удивляться, что горьковские САУ оказались не похожими на СУ-11 и СУ-12. Работать над ними начали еще до того, как было подписано постановление ГКО №2429сс. Тактико-технические требования утвердили еще 16 октября, фактически с этой даты и можно начинать отсчет начала работ.
Ведущим инженером 76-мм штурмовой САУ, получившей заводской индекс ГАЗ-71, стал В.С. Соловьёв. Имя Владимира Сергеевича обычно связывается с легковыми автомобилями. Но почти за три десятилетия до «Нивы» он занимался совсем другим направлением. Так получилось, что инженер-автомобилестроитель практически с самого начала работы в КЭО ГАЗ им. Молотова занимался танками и САУ. В частности, он занимался трансмиссией Т-70. Судя по всему, схема Гинзбурга с параллельным расположением моторов и двумя КПП, которые переключались здоровенным коромыслом, ему не понравилась. Поэтому ГАЗ-71 существенно отличалась от СУ-12, которой занималось КБ завода №38.
Моторы, конечно, установили параллельно, но близко друг к другу, а место механика-водителя сместилось вправо. Оба мотора сохранили коробки передач ГАЗ-АА, но остальные агрегаты трансмиссии уехали назад, под пол боевого отделения. Соответственно, ведущие колеса также уехали назад. Главных передач тоже было две, элементы трансмиссии брались от Т-70Б. Также под пол боевого отделения отправили топливные баки. Главные передачи сместили вправо, а два бака, ёмкостью по 170 литров каждый, оказались слева.
Выбранное компоновочное решение оказалось довольно спорным. С одной стороны, принятая схема размещения моторно-трансмиссионной группы имела свои плюсы. Проблем с трансмиссией, которые наблюдались у СУ-12, в ходе испытаний ГАЗ-71 (она же СУ-71) не наблюдалось. С другой стороны, имелась масса вопросов иного толка. Для начала, возникали проблемы с обслуживанием силовой установки — мешало орудие. Еще больше проблем возникало при обслуживании главных передач. Самое же главное, что размещение баков и элементов трансмиссии в боевом отделении резко снизило его высоту. ГАЗ-71 и так была на 150 мм выше ТТТ, а тут еще и пол. В дальнейшем это стало одной из причин, почему ГАЗ-71 забраковали.
Вместе с тем, у ГАЗ-71 имелись далеко не одни недостатки. Боекомплект составил 71 унитар, это на 11 штук больше, чем по заданию. Также иначе была выполнена установка 76-мм дивизионного орудия ЗИС-3. Если на заводе №38 просто взяли орудие с обрезанными станинами, то у ГАЗ-71 качающаяся часть системы находилась на штыре. Это оказалось проще, а главное, занимало куда меньше места. Стопор орудия по-походному находился в боевом отделении и отличался удобством работы. Борта рубки имели рациональные углы наклона, что повышало стойкость брони.
Параллельно с ГАЗ-71 шла работа по ЗСУ, получившей обозначение ГАЗ-72 (СУ-72). Ведущим инженером этой машины стал А.С. Маклаков. Находилась она в меньшем приоритете. Достаточно сказать, что сроком изготовления ГАЗ-71 указывалось 15 ноября 1942 года, а ГАЗ-72 ждали 2 недели спустя. Причины надо искать не только в меньшем приоритете ЗСУ, но и том, что сначала требовалось отработать шасси ГАЗ-71. ЗСУ базировалась на таком же шасси, поэтому все недочеты сначала обкатывались на штурмовой САУ.
По ряду причин внешний вид СУ-72 стал известен лишь совсем недавно. Известно всего 2 фото, которые стали достоянием общественности благодаря работе историка Ивана Падерина. Рецепт изготовления ГАЗ-72 оказался простым: шасси ГАЗ-71 расширили в кормовой части, что привело к переделке выхлопной системы. Сверху установили вращающуюся часть 37-мм зенитной автоматической пушки 61-К. Находилась она внутри открытой сверху рубки, повторяющей конфигурацию СУ-31 и СУ-11. Можно сказать, ничего нового группе Маклакова придумывать не пришлось. Правда, проблема с обслуживанием трансмиссии только усугубилась, поскольку сверху появилась еще и зенитная установка.
Меньше всего известно про 45-мм истребитель танков. Он получил заводской индекс ГАЗ-73. Никаких изображений этой машины не сохранилось, хотя ее проектирование и велось. Дело в том, что строить ГАЗ-73 не стали. Выяснилось, что проще сделать истребитель танков, используя шасси ГАЗ-71, также ставились более мощные моторы ЗИС-16. В конце ноября 1942 года работы по ГАЗ-73 затихли.
Неудачная САУ с удачными техническими решениями
Программа разработки САУ имела крайне сжатые сроки. Достаточно сказать, что 21 октября 1942 года была подписана программа испытаний. Надо сказать, что эта скорость позже сыграла крайне негативную роль. В случае с разработками ГАЗ работы курировал майор П. Ф. Соломонов, один из ведущих специалистов ГАУ КА по самоходной артиллерии. Согласно его отчету ГАЗ-71 была готова к 28 ноября 1942 года. ГАЗ-72 запаздывала: корпус машины еще не был сварен, завод ожидал изготовление опытного образца к 6 декабря. Тогда же, 28 ноября, указывалось состояние работ по СУ-73. Именно тогда было решено далее делать САУ на базе СУ-71.
Становилось очевидно, что запасной вариант в виде СУ-71 сильно запаздывает. Отчасти это привело к ошибочному решению. 2 декабря 1942 года Сталин подписал постановление ГКО №2559 «Об организации производства самоходных артиллерийских установок на Уралмашзаводе и заводе № 38». У-35 и СУ-12, о которых шла речь в постановлении еще даже не прошли полигонных испытаний. На пустом месте была создана огромная проблема. И.М. Зальцману, наркому танковой промышленности, позже эта поспешность стоила должности, а Гинзбургу — жизни. Пара недель тут ничего не решала, зато выявились бы проблемы. Кроме того, у проигравших САУ имелись интересные технические решения, часть из которых так и не внедрили.
Проблемы у СУ-71 начались практически сразу. В виду проблем с системой охлаждения отправка на Гороховецкий АНИОП задерживалась. Для того, чтобы разрулить ситуацию, 3 декабря в Горький отправился Соломонов. А.М. Лившиц, директор завода, его принимать отказался. Тогда на ГАЗ прибыл генерал-лейтенант артиллерии В. Г. Тихонов, председатель комиссии по испытаниям. На сей раз Лившицу деваться было некуда, сроком сдачи машины указали 6 декабря. К указанному времени ГАЗ-71 на Гороховецкий АНИОП не отправили. Снова пришлось задействовать генерала Тихонова. На следующий день САУ поехала на погрузку, но вернулась на завод, поскольку выявились проблемы с системой охлаждения.
Ежедневные пинки со стороны ГАУ КА всё же возымели действие. Завод начал шевелиться, воюя с системой охлаждения. Правда, каждый раз приходилось возвращать САУ обратно. Наконец, 15 декабря, спустя месяц после утвержденного срока сдачи, ГАЗ-71 была готова к испытаниям и отправилась, наконец, на Гороховецкий АНИОП. За это время капризная самоходка преодолела 350 километров и произвела 64 выстрела. Сопровождали САУ военный представитель ГАЗ Куликов, а также В.А. Дедков, возглавлявший КЭО ГАЗ им. Молотова.
Что было дальше, иначе как фарсом не назвать. 16 декабря начались испытания стрельбой, в 14:00 машина встала, далее ее возили на буксире. Соловьёв, присутствовавший на испытаниях, предложил поменять аккумуляторы, сделали это уже ночью. На следующий день машину стали заправлять, этот процесс превратился в шоу с использованием системы со шлангами. Уже тогда стало понятно, что для войсковой эксплуатации СУ-71 непригодна. Машина кое-как поехала, при этом снова барахлили аккумуляторы. Далее машина продолжала работать с перебоями. 19 декабря СУ-71, по настоянию Дедкова, отправили на завод. Топливную систему пришлось промывать, поскольку там обнаружилась вода. В 17:40 САУ добралась до Гороховецкого АНИОП без задержек.
Закончились испытания 22 декабря. Ни о каком длительном пробеге не шло и речи, всего ГАЗ-71 прошла 200 километров. Совсем иначе выглядела ситуация со стрельбой: всего произвели 557 выстрелов, из них 446 усиленным зарядом. При стрельбе «зеркалки» перископов лопались, прежде всего это касалось смотрового прибора механика-водителя. Масса нареканий было по системе охлаждения, а также боевому отделению. Вместе с тем, установка орудия рекомендовалась для реализации на СУ-12. Также отмечалось более просторное боевое отделение. На СУ-12 ничего из этого не появилось, но всё же работы были проведены не напрасно. Похожая на СУ-71 установка орудия позже была реализована на СУ-15/СУ-15М, более известной как СУ-76М. Кроме того, для Соловьёва и Маклакова это были не последние САУ.
Автор благодарит Ивана Падерина и Дмитрия Дашко за помощь и предоставленные материалы
Список источников
- ЦАМО РФ
- РГАЭ
- РГАСПИ
- ГАНО
источник: https://dzen.ru/a/Y06W0KyDbC_5M-3w