В мировом танкостроении абсолютно нормальной является ситуация, когда танки проходят длительный этап эволюции. В полной мере это касалось и Т-34. Уже на стадии выпуска машин установочной партии они имели ряд отличий от А-34. Далее была масса доработок, причем работы шли по двум направлениям — малой модернизации, а а также разработке Т-34М. В виду начала войны большая модернизация оказалась заброшена, но при этом некоторые идеи реализовали на серийном Т-34.
За период с лета 1941 по лето 1944 года, когда выпуск Т-34 с орудием Ф-34 окончательно прекратился, танк заметно преобразился. Особенно это касалось башни. Трехместной, как это предполагалось, она так и не стала, но при этом ее сделали более просторной. Кроме того, во второй половине 1943 года ввели командирскую башенку, которая улучшила обзорность. Так при этом заметно потяжелел, но подвижность особо не упала. А вот управление, за счет введения 5-скоростной КПП, улучшилось.
В Музее отечественной военной истории можно видеть как ранний Т-34 (конфигурации осени 1941 года), так и финальную версию. Данный танк был выпущен в начале весны 1944 года, он несет все черты последних Т-34. Он нередко участвует в музейных мероприятиях. В данном случае обслуживание и возвращение на своё место после мероприятий 9 мая 2023 года.
ссылка на видео с канала на яндекс-дзене — https://dzen.ru/video/watch/662aa354eee1470ce23b8139
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
источники:
- текст — https://yuripasholok.livejournal.com/15393300.html
- видео с канала на яндекс-дзене — https://dzen.ru/video/watch/662aa354eee1470ce23b8139
- видео с ВК — https://vk.com/video-209202274_456239137
- гифка с ТГ — https://t.me/yuri_pasholok/22874