История Camionetta Desertica AS 43, патрульной машины, которой пришлось воевать в Италии, а не в Северной Африке
Одной из стран, которые смогли освоить массовые образцы вооружения и военной техники собственного производства, стала Италия. Над итальянцами принято потешаться, с точки зрения оснащения их армии, но по некоторыми направлениям шутникам лучше бы помолчать. Особенно что касается автомобилестроения. Еще в годы Первой мировой войны Италия отличилась на ниве военных автомобилей. Какую машину первой выпускал АМО, и какое шасси было у броневика «ФИАТ Ижорский», надо напоминать, или сами догадаетесь? И это, мягко говоря, не единственный пример. Основу автопарка польской армии составляли грузовики FIAT 621 польского производства, а также легковые машины семейства FIAT 508, также собиравшиеся в Польше. Итальянские тягачи закупали венгры, ими интересовались в ряде стран. Одним словом, с автомобилестроением у Италии дела обстояли очень даже неплохо. Касалось это и чисто военных машин. По ряду причин их поступало меньше, чем требовалось, но в первую половину 30-х то же самое можно было сказать про большинство армий мира.
Итальянское автомобилестроение военного периода не столь известно, как немецкое или американское. Причина в том, что использовалась эта техника на второстепенных ТВД, да и на фоне общей ситуации с вооружением итальянской армии успехи автомобилестроителей как-то терялись. Вместе с тем, по автомобилям у итальянцев ситуация выглядела как минимум не хуже французов. А уж если учитывать далеко не самую крупную экономику Италии, так и вовсе дела очень даже неплохие. Итальянская промышленность выпускала вполне удачные автомобили, прежде всего это касалось грузовиков. Имелись среди них и дизельные, и полноприводные машины. Особенно итальянцам удались колесные тягачи. Вместо гусеничных тягачей для средней и тяжелой артиллерии были разработаны колесные машины, обладавшие полным приводом. Не менее важно то, что они оказались плюс-минус массовыми. Особенно на фоне всё тех же французов.
Еще в 30-е годы итальянская армия задумалась о специализированных автомобилях для использования в условиях пустыни. Первой такой машиной стал легкий грузовик повышенной проходимости FIAT 612, более известный как SPA (FIAT-SPA) Dovunque 33. Далее последовала полноприводная многоцелевая машина FIAT-SPA AS 37 (Autocarro Sahariano). Созданная на базе полноприводного артиллерийского тягача FIAT-SPA TL 37 машина хорошо подходила под поставленные задачи. В 1941 году появилась новая задача — использование как специальной патрульной (рейдовой) машины. В результате на свет появилась Autocarro Sahariano 37 Modificata, специальная версия, известная также как Camionetta Desertica AS 37. Показала она себя неплохо, но всё же для поставленных задач скорости было маловато. По этой причине 2 июня 1942 года появилась идея улучшенной версии машины, более подвижной и с круговым сектором обстрела. Более известна она как Camionetta Desertica AS 43, правда, эта машина до пустыни так и не доехала.
Концепция, по которой создавалась Autocarro Sahariano 37 Modificata, C.S.M. вполне устраивала. По ней же создавалась и Camionetta SPA AS 42 Sahariana. По большому счету, C.S.M. было необходимо совместить шасси по типу Autocarro Sahariano 37 Modificata и функциональные возможности AS 42. Это подразумевало более высокую скорость передвижения (как минимум среднюю скорость по пустыне 50 км/ч), а также круговой сектор обстрела главного калибра. Шасси подразумевалось от AS 37, но при этом мотор форсировался, а грузоподъемность достигала 1,5 тонны.
Работы по новой машине шла силами SPA совместно с кузовным ателье Viberti. Обе фирмы располагались в Турине, так что все вопросы решались оперативно. Уже осенью 1942 года был готов первый образец улучшенной Camionetta Desertica AS 37. Колесная база осталась той же, а длина стала даже меньше, при этом масса пустой машины снизилась до 1500 кг. Впрочем, боевая масса оказалась куда больше — 5000 кг. Она включала в себя и вооружение, устанавливаемое в кузове. Создавался он Viberti по опыту разработки Camionetta SPA AS 42 Sahariana. Естественно, такой же кузов, как на AS 42, получить было невозможно, поскольку шасси оказались принципиально разными, но это не помешало использовать аналогичный подход к проектированию.
Аналогично Autocarro Sahariano 37 Modificata, передний пассажир получал вертлюг для станкового пулемета Breda 37. В кузове, по его центру, разместили универсальную тумбу, куда могли устанавливать тот же набор вооружения, что и у Camionetta SPA AS 42 Sahariana. В зависимости от задач, ставилась либо 20-мм зенитная автоматическая пушка Breda 35, либо 47-мм противотанковая пушка Cannone Da 47/32 Mod.35, либо 20-мм противотанковое ружье Solothurn S18-100. Пониженный кузов обеспечивал круговой сектор обстрела, при стрельбе лобовое стекло откидывалось. По сравнению с Autocarro Sahariano 37 Modificata кузов сделали упрощенным: крылья стали угловатыми, а в его конструкции массово применялось дерево. Сохранили и крепление канистр по бокам. Благодаря им запас хода возрастал с 759 до 1120 километров.
По итогам испытаний опытного образца машину приняли на вооружение как Camionetta Desertica AS 43, случилось это 4 января 1943 года. Впрочем, еще в 1942 году было понятно, что машина получилась. За счет более мощного мотора SPA Type 18 VT (73 л.с. против 52-сильного Type 18 TL) максимальная скорость выросла до 68,5 км/ч, а средняя скорость — до 50 км/ч. В этом смысле AS 43 оказался очень близок к AS 43. Последний имел более мощный мотор, но и масса достигала 6 тонн. К тому же шасси у AS 43 получалось сложнее и дороже. Еще не дожидаясь официального принятия машины на вооружение, итальянское командование заказало 180 таких машин. Причина прозаична: ситуация в Северной Африке стала не просто плохой, а катастрофичной, новые патрульные машины требовались как воздух. AS 42 и Camionetta Desertica AS 37 уже доказали свою эффективность, теперь качество требовалось перевести в количество.
Главная проблема заключалась в том, что на организацию выпуска Camionetta Desertica AS 43 требовалось время. Кроме того, машину несколько доработали. Вместо большого ветрового стекла оставили маленький ветровой щиток для водителя, переделали боковые ящики, внесли небольшие изменения по кузову. Также Viberti предусмотрела и вопрос защиты от непогоды. Для машины разработали тент и дуги, благодаря которым имелась возможность полностью укрыть ее от осадков или пыли. В условиях пылевой бури совсем не лишняя вещь. Вот только драгоценное время ушло. Первая из AS 43 была сдана 11 июня 1943 года, к тому моменту итало-немецкая группировка в Северной Африке уже сдалась. А к началу сентября 1943 года сдали 63 AS 43.
В сложившихся условиях машине срочно пришлось искать новое применение. По итогам из 3 типов вооружения осталось 2 — зенитная 20-мм автоматическая пушка Breda 35 и 47-мм противотанковая пушка Cannone Da 47/32 Mod.35. Вооруженные зенитными пушками машины с июня 1943 года стали сводить в батареи зенитных внедорожных машин. За июнь-август 1943 года сформировали 3 такие зенитные батареи, которые придавались подразделениям береговой обороны. В первой батарее имелось 8 машин, во второй и третьей по 7. AS 43, вооруженные 47-мм противотанковыми пушками, предполагалось оснащать подразделения, задачей которых являлась борьба с десантными средствами противника. Но это всё на бумаге. По факту AS 43 вообще никак себя не проявили в ходе высадки союзников в Италии.
История AS 43 здорового напоминала то, что случилось с другими итальянскими образцами военной техники, которые не успели в Северную Африку. В сентябре 1943 года машины попали в руки немцев. Те быстро сориентировались, начав перевооружение трофеев на собственные системы. В кузове разместилась 20-мм зенитная автоматическая пушка 2 cm Flak 30. Она требовала немного больше места, чем Breda 35, но в целом вполне поместилась. По иронии судьбы, подавляющее большинство AS 43, встречающихся на фотографиях, оснащены именно немецкими зенитками. И итальянским вооружением их почти и не встречается.
Помимо самих машин, в руках немцев оказалось и производство AS 43. Никто его останавливать и не собирался, так что AS 43 продолжали производить, параллельно с AS 42. Больше того, Viberti разработала специальный вариант AS 43 под 2 cm Flak 38. Он получил платформу с откидными боковинами, как на Sd.Kfz.10/5. Впрочем, строить его не стали, кроме того, в 1944 году более высоким приоритетом стало производство бронированных вариантов машины. Италия — это совсем не Северная Африка, броня тут понадобилась очень быстро. Тем не менее, понемногу выпускалась и базовая версия машины. Больше того, выпуск AS 43 продолжился и после окончания войны. Последний образец сдали 9 января 1946 года, всего изготовили 166 (или 169, сами итальянцы в данном вопросе не единодушны) машин.
Судьба AS 43 оказалась вполне рядовой для итальянской военной техники. С одной стороны, получилась выдающаяся машина, аналогов которой у противников не имелось. Можно, конечно, вспомнить GMC M6, но американский самоход по ряду параметров однозначно уступал. Учитывая, что это конверсия грузового Dodge T214, немудрено. С другой стороны, опоздали итальянцы минимум на год. Имей они несколько сотен таких машин в первой половине 1942 года, англичане могли получить огромные проблемы с логистикой. Итальянские ДРГ не так известны, как LRDG или SAS, но крови у своих противников они попили немало. Уже в конце 1942 года даже несколько сотен AS 43 не смогли бы переломить ситуацию. Ну а дальше всё по накатаной: сентябрь 1943 года, разоружение итальянской армии и служба либо у немцев, либо в частях RSI.
После окончания Второй мировой войны выжившие AS 43 оказались в подразделениях итальянской полиции. Служили они тут наравне с AS 42, да и судьба оказалась такой же. Увы, до наших дней ни одной машины не сохранилось. Касается это и бронированных вариантов машины, которые достойны отдельного рассказа.
Список источников:
-
-
- Le Camionette del Regio Esercito, Enrico Carretta, Luigi Finazzer, GMT, 2014
- Gli autoveicoli da combattimento dell’Esercito Italiano P.2 (1940-45), Nicola Pignato, Filippo Cappellano, SME, 2002
- A Century of italian armored cars, Nicola Pignato, GMT, 2008
-