Юрий Пашолок. Hotchkiss H 35. Отвергнутые пехотой, приглянувшиеся кавалерии

2

Вторую мировую войну французская армия встретила, имея на вооружении сразу три типа современных лёгких танков. Статьи о двух из них Warspot уже публиковал: это многочисленные Renault R 35, а также FCM 36, поступивший на вооружение двух танковых батальонов. Третьим и весьма многочисленным типом был Hotchkiss H 35 (а также его усовершенствованный вариант H 39). По совокупности характеристик H 39 оказался лучшим французским лёгким танком: он получился достаточно надёжным и более подвижным, чем остальные «одноклассники».

Танки Нotchkiss Н39 на военном параде в Париже

Содержание:

Литьё как двигатель прогресса

Начало 30-х годов в мировом танкостроении было временем экспериментов. Справедливо это и в отношении Франции. В 20-е годы французские военные никак не могли определиться, что именно им надо, а производители нередко предлагали заказчикам очень специфичные машины. В результате к началу 30-х на вооружение французской армии попал всего один новый танк — Renault D1. Машина получилась, мягко говоря, странной: при боевой массе 14 тонн этот танк считался лёгким, хотя некоторые средние машины того времени весили меньше. По-настоящему массовым этот танк так и не стал, а его развитием оказался не лёгкий, а уже вполне себе средний Renault D2. В погоне за улучшением характеристик французские военные сделали свой лёгкий танк слишком большим и дорогим.

Первый опытный образец лёгкого танка Hotchkiss, январь 1935 года

В то время корпуса танков собирались главным образом с помощью реек и заклёпок. Технология сварки в то время только начала распространяться. Пионерами здесь стали немцы, которые сваривали корпуса средних танков Großtraktor и лёгких Leichttraktor. Об этом, правда, кроме самих немцев и советских специалистов, никто не знал, поскольку строились эти боевые машины нелегально.

Ещё одним способом изготовления танковых корпусов и башен являлось литьё. Впервые литые детали были использованы ещё на Renault FT. Литьё позволяло делать крупные и сложные детали без дополнительных соединений. Но ничего крупнее башни и отдельных элементов корпуса до начала 30-х годов методом литья не делалось. Танки тогда имели противопульную броню толщиной всего около 15 мм, и особого смысла в использовании литья не было.

Эта же машина в кузове грузовика

В 20-е годы во Франции фирма Renault не имела конкурентов на поприще танкостроения. Попытки FAMH выпускать 3-тонные танкетки закончились неудачно. Ситуация изменилась в начале 30-х, когда почву стала прощупывать фирма Hotchkiss. До этого оружейный гигант танками не занимался, ограничиваясь броневиками.

Заниматься танками Hotchkiss начала благодаря Генри Айнсворту (Henry Mann Ainsworth), генеральному директору компании. Бывший британский офицер и большой поклонник автомобилей, Айнсворт внимательно следил за тем, как развивается мировое танкостроение. Не ускользнули от него и проблемы этой отрасли во Франции. Именно Айнсворту пришла в голову идея создания машины боевой массой 5-6 тонн, которая могла бы заменить в войсках морально устаревшие Renault FT. Для сокращения боевой массы Айнсворт предложил отказаться от башни, скомпоновав машину по типу английской танкетки Carden-Loyd. Механик-водитель и командир, он же пулемётчик, в этой машине сидели бы плечом к плечу. В отличие от Renault FT и его «потомков» трансмиссию перенесли из кормовой части танка в носовую. Данное решение, также подсмотренное у английской танкетки, позволило сократить длину корпуса.

Два первых опытных шасси отличались характерным «горбом» надмоторной плиты

На этом заимствования заканчивались, и начинались оригинальные технические решения. Крайне интересной получилась подвеска с горизонтально расположенными пружинами в качестве упругих элементов. 6 опорных катков небольшого диаметра с каждого борта были сблокированы в 3 тележки.

Самым же главным нововведением стал способ изготовления корпуса. Все его основные детали изготовлялись методом литья, а между собой соединялись болтами. Не отливались только листы днища. Такая технология заметно упрощала сборку.

Третий образец получил новый верх корпуса, а также раннюю версию башни APX R

Разработка перспективной боевой машины началась весной 1933 года, а уже в июне концепцию лёгкого танка обсудили в Консультативном совете по вооружениям (Conseil consultatif de l’armement). Его участникам идея показалась крайне интересной, поскольку танк получался недорогим и, как следствие, массовым. 30 июня был подписан контракт на изготовление трёх опытных машин.

Деятельность Hotchkiss не осталась незамеченной и для конкурентов, прежде всего для главного — Renault. 2 августа 1933 года военными были сформулированы требования на разработку нового лёгкого танка. Согласно им, новый танк должен был иметь броню толщиной 30 мм, вооружение либо из двух пулемётов, либо из 37-мм пушки. Фактически требования повторяли предложение Айнсворта, отличаясь от него наличием башни. Устроенный французским пехотным командованием конкурс привлёк внимание 14 фирм, включая Hotchkiss и Renault.

На испытаниях танк Hotchkiss оказался быстрее Renault ZM, но пехотное командование уже сделало выбор

Конструкторы Renault справились с задачей одними из первых. Взяв за основу малый разведывательный танк Renault VM, они построили на его базе лёгкий танк Renault ZM. По случайному совпадению эта машина также имела литой корпус. Похожую конструкцию подготовила и фирма APX. Высокий темп, который навязала Renault, позволил ей быстро оторваться от конкурентов. Не помешало даже изменение спецификации, случившееся 22 мая 1934 года. В соответствии с новым документом толщина брони увеличивалась до 40 мм, что позволило защитить машину от огня 25-мм пушки. Её максимальная скорость выросла до 15-20 км/ч, увеличилась и боевая масса.

Hotchkiss представила первый опытный образец безбашенной боевой машины только в январе 1935 года. Немного позже появился второй образец. Машины оказались сырыми, что показали испытания, проведённые с января по май 1935 года. Правда, при всех дефектах опытные образцы, имевшие боевую массу 8,5 тонн, оказались на 8-10 км/ч быстрее Renault ZM. Это преимущество, впрочем, не особо заинтересовало пехотное командование. 29 апреля 1935 года Renault ZM приняли на вооружение под обозначением Char léger Modèle 1935 R (лёгкий танк обр.1935 фирмы «Рено»).

Несмотря на это, в августе 1935 года фирма Hotchkiss выпустила третий опытный образец. Он был очень похож на первые два, но его верхняя часть была переделана. Механик-водитель сместился вправо, а командир, он же наводчик/заряжающий, теперь сидел в башне APX R. Эта машина испытывалась в августе-сентябре 1935 года, она также оказалась быстрее Renault ZM.

Но пехотное командование уже определилось с выбором в пользу детища Renault. Вдобавок имелся ещё и FCM Tracteur RN3, позже принятый на вооружение как FCM 36. Танк Hotchkiss оказался третьим лишним. На этом, казалось бы, его история должна была закончиться. Но тут машиной заинтересовалась кавалерия.

Бюджетный вариант для французской кавалерии

Поначалу у французских кавалеристов не было никаких планов по закупке лёгких танков. Для оснащения кирасирских (по сути танковых) дивизий ей требовались другие машины — AMC (Automitrailleuse de combat, «боевой бронеавтомобиль»). Именно такую бронемашину (фактически средний танк) разработали на SOMUA. Модель AC 3 с некоторыми доработками 25 марта 1936 года приняли на вооружение как Automitrailleuse de Combat modèle 1935 S. Серийный AC 4 более известен как SOMUA S 35.

Согласно планам от 21 ноября 1935 года, предполагалось закупить 600 таких танков. Правда, тут на пути у командования французской кавалерии встали две проблемы — производственная и финансовая. Завод SOMUA физически не мог быстро построить столько танков, а цена в 982 000 франков выглядела заоблачной. За такие деньги можно было купить несколько лёгких танков. В конце 1935 года кавалерийское командование и обратило внимание на детище Hotchkiss.

Предсерийная машина, немного отличающаяся от серийного H 35 мелкими деталями

Нельзя сказать, что характеристики этого лёгкого танка поражали воображение. Его максимальная скорость была в 2 раза меньше, чем у AMR 35ZT, а 37-мм пушка SA 18 не шла ни в какое сравнение с 47-мм пушкой SA 35, которую ставили на SOMUA S 35. Тем не менее машина обладала почти в 1,5 раза более высокой подвижностью, чем Renault R 35, при тех же вооружении и защищённости. Вдобавок механик-водитель в танке Hotchkiss имел лучший обзор, а сама машина весила на полтонны меньше основного конкурента. Кроме того, производственные возможности Hotchkiss позволяли быстро наладить массовое и, главное, недорогое производство танков: их стоимость была ненамного выше, чем у Renault R 35.

Схема серийного Hotchkiss H 35

В ноябре 1935 года танк приняли на вооружение французской кавалерии как Char léger Modèle 1935 H, DIT, более известный под названием Hotchkiss H 35. Был оформлен заказ на 200 танков, которые поступали в 1-ю и 2-ю танковые дивизии. По итогам испытаний в конструкцию машины была внесена масса изменений. Первой их получила опытная машина с регистрационным номером 8533-W1. Существенной переделке подверглась ходовая часть — тележки и ведущие колёса. Количество поддерживающих катков сократилось до двух. С целью улучшения защиты и технологичности был переработан и корпус. Переделке подверглась надмоторная плита, благодаря чему улучшился доступ к силовой установке. Слегка изменилась конструкция башни.

Схема корпуса танка, на которой хорошо видно, из каких деталей он состоит, и как детали соединяются друг с другом

После испытания опытной машины и внесения небольших дополнительных изменений в конструкцию началось производство серийного танка. Командование французской кавалерии, довольное результатами испытаний улучшенного прототипа, сделало дополнительный заказ на 100 танков. Серийные машины получали серийные номера, которые начинались с 40001. Первые танки были сданы в июле 1936 года. По французским меркам, темп производства был неплохим. План по выпуску 300 танков удалось выполнить задолго до начала Второй мировой войны — в ноябре 1937 года. Машины поздних выпусков получили башни с улучшенными смотровыми приборами, менее уязвимыми к вражескому огню.

Серийный H 35. На машину нанесён заводской камуфляж

Ещё 100 танков заказало командование французской пехоты. Их изготовили в 1938 году. Эти машины пошли на комплектование 13-го и 38-го танковых батальонов. Благодаря этому заказу пехота смогла сэкономить: конкуренция заставила Renault стать более сговорчивой. Стоимость R 35 уменьшилась на 60 тысяч франков.

«Кавалерийские» Hotchkiss H 35 к 1 сентября 1939 года входили в состав 11 эскадронов. 12-й эскадрон был перевооружён этими танками с AMC 35.

Этот же танк слева

Ещё в конце 30-х годов была разработана длинноствольная пушка SA 38, которая позволяла поражать танки с бронёй толщиной 38 мм и подходила для установки в лёгкие танки. Но только в феврале 1940 года это орудие пошло наконец в крупную серию. Получали его прежде всего вновь выпускаемые танки, но по возможности перевооружались и уже выпущенные машины, как Renault R 35, так и Hotchkiss H 35.

Перевооружённый на SA 38 и оснащённый радиостанцией командирский H 35 возглавляет колонну машин, всё ещё имеющих короткоствольные орудия

К началу войны новое вооружение удалось остановить только на часть танков. В первую очередь его получали машины командиров взводов. Также часть командирских машин получила радиостанции ER 29. Ещё одним элементом, который получили далеко не все танки, был «хвост» для преодоления глубоких траншей — о нём подробнее будет рассказано ниже.

Дополнительные полсотни лошадей

Hotchkiss H 35 был заметно подвижнее Renault R 35, но недостаток мощности двигателя всё равно был заметным. Для сопровождения моторизованных колонн 75-сильного мотора хватало, но за SOMUA S 35 лёгкий танк угнаться уже не мог. Работы над модернизацией в этом направлении начались в 1937 году.

Переделанный корпус, который получили H 39. Больше всего изменилась надмоторная плита, которая стала больше из-за установки более крупного и мощного двигателя

В 30-е годы спортивные автомобили Hotchkiss четырежды выигрывали знаменитое ралли Монте-Карло. Под эти соревнования готовились специальные гоночные автомобили с новыми двигателями. Как раз один такой мотор мощностью 117 лошадиных сил в качестве эксперимента установили на танк. Результаты оказались противоречивыми. С одной стороны, максимальная скорость выросла до внушительных 45 км/ч, что было даже больше, чем у SOMUA S 35. С другой стороны, появились проблемы с коробкой передач, не приспособленной для передачи такой мощности. В результате танк ездил быстро, но недолго. Второй проблемой оказался быстрый износ резиновых бандажей. Решив проблему недостаточной подвижности, конструкторский коллектив Hotchkiss столкнулся с новыми неприятностями.

Общая схема Hotchkiss H 39

Проблему с отслаиванием бандажей французы решили довольно просто: опорные катки стали делать цельнометаллическими. На основе гоночного мотора был разработан новый силовой агрегат. Он также имел 6 цилиндров, но его рабочий объём вырос до 5,96 литров, а максимальная мощность увеличилась до 120 лошадиных сил. Новый двигатель был слишком большим, под него пришлось переделывать моторный отсек, получивший другую надмоторную плиту. Боевая масса танка увеличилась с 11,7 до 13,2 тонн, но за счёт роста мощности мотора в полтора раза его подвижность заметно выросла. Максимальная скорость увеличилась до 36,7 км/ч и стала примерно соответствовать заграничным «одноклассникам», таким как Pz.Kpfw.II.

Увеличение мощности и боевой массы сказалось на расходе топлива. Теперь на одной заправке танк мог преодолеть всего 120 км вместо 150 у H 35.

Больше половины H 39 получило короткоствольные орудия SA 18. Нередко такие машины ошибочно называют H 38, что в корне не верно

Переделанную машину на предприятии обозначили как Char léger modèle 1938 série D, но иногда встречающееся обозначение Hotchkiss H 38 не имеет под собой никаких оснований. Новую машину приняли на вооружение 18 февраля 1939 года как Char léger modèle 1935 H modifié 1939. Более известен этот танк как Hotchkiss H 39. Первая машина с серийным номером 40401 была сдана марте 1939 года.

После замены моторов командование французской пехоты стало главным заказчиком тех самых танков, от которых оно когда-то отказалось. К 1 сентября 1939 кавалерия получила всего 16 H 39, в то время как у пехоты было 180 таких танков, сведённых в 4 батальона (14 машин из этого числа было в резерве, 4 находились в мастерских). Кроме того, 3 танка в июле 1939 года были отправлены в Польшу.

Сдача партии H 39 с орудиями SH 38, весна 1940 года. Эти танки уже оснащены хвостами, на которых крепился запасной каток и ящик ЗИП

С началом Второй мировой войны резко увеличились заказы на производство танков. Ежемесячно военные хотели получать по 300 H 39. Эта цифра была просто нереальной для относительно небольшого предприятия. А ведь параллельно с танками фирма Hotchkiss производила и артиллерийские тягачи разработки фирмы Laffly. Поэтому объёмы выпуска H 39 нарастали очень медленно. Если в сентябре 1939 года удалось сдать 20 танков, в феврале 1940 года в Сен-Дени было построено 69 машин. Как раз к этому времени началось, наконец, производство 37-мм орудия SA 38. В общей сложности французы успели выпустить около 800 таких пушек, и в первую очередь их устанавливали именно в H 39. Из 557 таких танков, изготовленных к 1 мая 1940 года, примерно треть получила длинноствольные орудия.

К 10 мая в кавалерийских частях находилось 252 H 39 (из них 50 в мастерских и учебных частях), а в пехотных частях — 271 (из них 48 в мастерских и учебных частях). Ещё 2 танка в феврале 1940 года были проданы в Турцию.

Неиспользованный задел по корпусам и башням H 39, доставшийся немцам. Июнь 1940 года

Пик производства Hotchkiss H 39 пришёлся на май 1940 года — в этом месяце было сдано 122 танка. В июне удалось построить ещё 33 машины. Таким образом, в общей сложности было построено 710 танков Hotchkiss H 39. Вместе с H 35 общий объём выпущенных Hotchkiss танков составил 1110 экземпляров. Очень неплохо для машины, от которой в своё время военные отказались!

Лучший из худших

Hotchkiss и Renault R 35 имели одинаковое вооружение и сопоставимую защищённость. Правда, у H 35/H 39 имелось некоторое преимущество за счёт того, что бронирование подбашенной коробки в лобовой части располагалось под более рациональным углом. Впрочем, это не особо меняло общую картину. 40 мм литой брони не хватало для надёжной защиты от противотанковой артиллерии: 3.7 cm Pak уверенно поражала эти танки на дистанциях до 300 метров.

H 39, получивший ходовую часть AMX

Главным преимуществом H 35 и в особенности H 39 стала скорость. Кроме того, достаточно быстро выяснилось, что ходовая часть Renault R 35 не очень хорошо себя ведёт на бездорожье. И здесь лёгкие танки Hotchkiss тоже выглядели предпочтительнее. Данный факт не помешал фирме AMX предложить в 1939 году ходовую часть по типу той, что позже использовалась на AMX 40. От неё после испытаний отказались, поскольку она подходила медленному танку.

А вот другое нововведение, созданное для улучшения проходимости танка, прижилось. Речь идёт о «хвосте», который позволял улучшить проходимость через рвы и траншеи. В 1939 году на испытания вышло два типа таких устройств — разработки Hotchkiss и AMX. Первая из них пошла в серийное производство. Помимо новых танков, хвост получали и ранее выпущенные танки. На него был перенесён запасной опорный каток, на части танков здесь же крепился ящик ЗИП.

H 35 выдвигаются к линии фронта. Арденны, май 1940 года

«Кавалерийские» H 39 поступали на вооружение эскадронов, в каждом из которых было по 47 танков. В пехоте этими танками комплектовались танковые батальоны (по 45 машин). Уже в ходе войны появлялись части, в которых штатное число танков было иным, обычно меньшим. У кавалеристов это были бронеавтомобильные полки (Régiment d’automitrailleuses, или RAM), в которых имелось по 16 танков. К маю 1940 года было сформировано 5 таких полков. В пехоте имелись отдельные танковые полки (по 15-16 танков в каждом).

Литая броня уверенно защищала от снарядов 20-мм автоматических пушек. С 37-мм снарядами ситуация была хуже — на дистанции 300 метров и ближе 40-мм броня пробивалась

Hotchkiss H 39 первыми из французских танков участвовали в полномасштабных боевых действиях против немцев. Случилось это в начале мая 1940 года в Норвегии. 342-й отдельный танковый полк отправлялся на север для возможной помощи финнам, но воевать пришлось против их будущих союзников. Из 15 танков в боях реально участвовало 5, из них 3 было потеряно. Уцелевшие 12 танков удалось эвакуировать в Англию, позже они использовались 1-м танковым полком Свободной Франции.

Несмотря на то, что H 39 оказался лучшим французским лёгким танком, на общих ход боевых действий он не оказал большого влияния

Во время боёв во Франции H 35 и H 39 использовались очень активно. Многие H 39 получили длинноствольные орудия, такие танки оказались гораздо более опасными для немцев, чем R 35 и FCM 36. А по подвижности лёгкие танки Hotchkiss не особо уступали немецким лёгким танкам. Слабым местом французских лёгких танков было отсутствие радиосвязи (рации стояли только на командирских машинах), далёкой от идеала оказалась обзорность. Да и сама концепция маленького двухместного танка к тому времени устарела.

Впрочем, немецкие лёгкие танки на фоне H 39 не выделялись в лучшую сторону. Но основной ударной силой вермахта являлись средние Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV, а также чехословацкие Pz.Kpfw.38. На фоне этих машин французские лёгкие танки выглядели бледно, а со средними танками у французов была беда. Французские танкисты сражались яростно, особенно в Арденнах, — но французской армии хватило менее чем на полтора месяца активных боёв против вермахта.

Источник – https://warspot.ru/11331-otvergnutye-pehotoy-priglyanuvshiesya-kavalerii

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account