Юрий Пашолок. Относительно легкий гусеничный беспилотник из Кургана

15

Юрий Пашолок. Относительно легкий гусеничный беспилотник из Кургана

Рассказ о роботизированном шасси легкого класса «Каракал» от Курганмашзавода, новинке форума «Армия-2024»

Дистанционно управляемые гусеничные машины появились в нашей стране в 30-е годы. На этой ниве Красная Армия достигла едва ли не наибольших успехов, по крайней мере, к началу Великой Отечественной войны у нас опробовали основные типы подобных машин. Дальше от них отказались, поскольку выяснилось, что недостатков у них больше, чем достоинств. Особенно что касается стоимости и эффективности управления. Но, как это часто бывает с революционными идеями, им надо просто немного отлежаться. Ныне очень похожие аппараты снова стали актуальными.

"Каракал" и один из возможных модулей

«Каракал» и один из возможных модулей

На международном военно-техническом форуме «Армия-2024» было представлено несколько десятков различных колесных и гусеничных аппаратов, управляемых дистанционно. Основная их масса относится к малому классу, то есть боевая масса не дотягивает до тонны. Вместе с тем, про более тяжелые платформы не забыли. В этом году были новинки и среди таких боевых машин. Одной из них стал «Каракал», робототехническое шасси легкого класса с системой дистанционного управления. Разработчиком данной машины стал Курганмашзавод.

Машина заметно отличается от других гусеничных беспилотников "Армии-2024"

Машина заметно отличается от других гусеничных беспилотников «Армии-2024»

Если копнуть немного в историю данной темы, то можно вспомнить, что поначалу возвращение гусеничных беспилотников случилось на ниве довольно тяжелых машин. Помимо семейства «Уран», которое, кстати, вполне себе эксплуатируется, были и более тяжелые машины. Например, робототехнический комплекс «Удар», основой для которого послужила боевая машина пехоты БМП-3. Впервые машину показали осенью 2015 года, но пока что данная система не выходит за рамки опытных работ. Принцип «бери меньше, кидай дальше» сейчас наиболее актуален для наземных беспилотников.

Аппарат заметно крупнее и тяжелее, натуральная танкетка

Аппарат заметно крупнее и тяжелее, натуральная танкетка

Этот принцип, кстати, отражает и нынешнее состояние дел на выставках. Если отмотать время всего на пару лет назад, можно легко заметить, что тогда значительная масса подобных аппаратов имела боевую массу в районе 3-5 тонн, а то и выше. Такая тенденция не должна удивлять: мощное вооружение требует более крупной и стабильной платформы. Правда, при этом возникают проблемы другого характера. Особенно это касается стоимости и массовости платформы. Тот же пулемет, а также пусковую установку противотанкового ракетного комплекса, можно поставить и на что-то поменьше.

Достаточно посмотреть на стыки лобовых листов, чтобы понять - тут вполне есть броня

Достаточно посмотреть на стыки лобовых листов, чтобы понять — тут вполне есть броня

Тем не менее, говорить о смерти дронов более крупной весовой категории слегка так преждевременно. У нас люди, особенно любящие рассуждать с высоты своего дивана, слишком нетерпеливые. Для меня лично современная тема, тем более беспилотники, не является профильной. Но если смотреть на происходящее с позиции аналогичных процессов первой половины XX века, то можно легко заметить простую истину. Часто то, что предлагается в мирное время, расходится с требования времени военного. Причем всё то же самое, что предлагалось ранее, может вернуться, но уже в другом виде.

Внутри находится дизель ММЗ-4ДТ мощностью 62 лошадиные силы

Внутри находится дизель ММЗ-4ДТ мощностью 62 лошадиные силы

Вот и в случае с роботизированными платформами легкого класса (массой около 3-5 тонн) ситуация очень похожая. Сейчас явно идет переосмысление того, как должна выглядеть подобная машина и какова ее роль на поле боя. Просто платформа для легкого вооружения уже не годится, для подобного имеются более легкие и дешевые аппараты, которые еще и серийные. В этом и кроется секрет, почему аппаратов побольше в 2024 году было гораздо меньше. Но тему не забросили, новинка из Кургана является лишним тому примером.

Установка дымовых мортирок

Установка дымовых мортирок

Первая мысль, когда видишь «Каракал» — танкетка. Что характерно, мысль вполне правильная, особенно если начать изучать характеристики машины. Это не гусеничная скорлупа, как основная масса подобных аппаратов. Точных данных по броневой защите нет, но она довольно толстая, как минимум крупнокалиберный пулемет со лба держать должна. «Каракал» имеет бронированный корпус из алюминиевого сплава, дабы снизить массу. Впрочем, она всё равно немаленькая — 3,4 тонны. Это не считая модуля, масса которого может достигать 500 кг. На выставочном экземпляре модуль не стоял, но можно прикинуть, чего машина может тащить.

Вместо модуля на этой машине находится основание для него

Вместо модуля на этой машине находится основание для него

Само шасси у «Каракала» новое, хотя для Курсанмашзавода нельзя сказать, что полностью из новых комплектующих. В Кургане делают далеко не одну лишь военную продукцию. Есть и гражданские машины, в частности погрузчики семейства МКСМ. На них ставятся дизельные моторы ММЗ-4ДТ мощностью 62 лошадиные силы. Ровно такой же мотор поставили и на данный аппарат. Также он оснащается гидростатической трансмиссией. Скорость у него небольшая, 15 км/ч. Впрочем, для основных задач его должно хватить, «Каракалу» всё равно не нужно устраивать марши по шоссе. Запас хода у машины 100 км, с учетом того, что базовая дистанция управления составляет 1,5 километра хватает с запасом.

Подвеска промежуточная

Подвеска промежуточная

С учетом того, что у машины масса и габариты сравнимы с танкеткой (длина 3250 мм, ширина 2200 мм), ходовая часть соответствующая. Вполне себе «танковая», при этом экземпляр, который был представлен на «Армии-2024», является промежуточным образцом. Исходя из того, что говорят заводчане, данный вариант подвески получился промежуточным. В настоящее время спроектирована модернизированная подвеска (вероятнее всего, торсионная), которая будет установлена на более позднем варианте машины.

Сейчас уже спроектирована новая подвеска

Сейчас уже спроектирована новая подвеска

Оснащается «Каракал» системой дистанционного управления, которая разработана АО ВНИИ «Сигнал», г. Ковров. Система включает в себя три видеокамеры в защитных кожухах (из них одна ночная), а также пульт дистанционного управления. На борту имеется помехозащищенный передатчик, также установлена система навигации. Учитывая нынешние тенденции, нельзя исключать и появления управления по проводам (через оптоволоконный кабель), сейчас подобные штуки появляются на аппаратах поменьше.

Сзади, как и спереди, находятся камеры в бронированных кожухах

Сзади, как и спереди, находятся камеры в бронированных кожухах

По поводу полезной нагрузки пока что говорить рано, на форуме показывали шасси без модуля. Впрочем, один из предполагаемых модулей стоял рядом с машиной. Что на ней будет установлено, явно будет решать заказчик. Благо сейчас ассортимент боевых модулей расширяется. При таких габаритах и массе можно ставить довольно крупную нагрузку, как минимум крупнокалиберный пулемет, либо ПТУР.

Тут видна толщина лба моторного отсека

Тут видна толщина лба моторного отсека

Какая судьба будет у «Каракала», напрямую зависит от заказчика. В любом случае, тот факт, что платформа развивается, уже хороший знак. Как минимум это означает, что идут испытания, по итогам которых вносятся изменения. Главное во всём этом деле, чтобы разработка не превратилась в сериал, который растянется на годы. В ходе боевых действий обычно процесс внедрения военной техники ускоряется, как и отсев забракованных изделий. Что получится в итоге, узнаем через год. Вполне возможно, увидим уже доработанную машину.

источник: https://dzen.ru/a/Zt66VN81yi7byd5p

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account