Юрий Пашолок. Опоздавшая смена СУ-76М
История СУ-85Б, последнего представителя семейства СУ-76
Содержание:
В истории мирового танкостроения более чем хватает грустных и поучительных историй о том, когда заказчик не мог вовремя остановиться. Постоянно растущие требования, либо меняющиеся приоритеты, приводили к тому, что разработка изделия затягивалась. Особо запущенные случаи были тогда, когда между собой не могли договориться два ведомства. Подобное было и у нас, особенно что касается самоходной артиллерии. Поскольку в ГАУ КА часто существовала своя логика, она иногда входила в конфронтацию со здравым смыслом. Немудрено, что прорыв с разработкой САУ состоялся у нас только после того, как дело в руки взяло даже не ГАБТУ КА, а НКТП. Без Малышева, Зальцмана и Котина артиллеристы и танкисты могли «полировать фонарики» еще несколько лет.
Весной 1944 года появилась идея о модернизации самоходной артиллерийской установке СУ-76М. Родила она на фоне запуска работ по установке в САУ 57-мм танковой пушки ЗИС-4. Логика подсказывала, что минимальные переделки СУ-76М позволят поставить в нее куда более мощное орудие — 85-мм систему Д-5С-85. Уже летом 1944 года на испытания вышла СУ-15А (СУ-85А). За счет проведенной модернизации машины задачу повышения мощи вооружения во многом удалось решить. Но дальше дело затянулось, в результате работы плавно перетекли на 1945 год. Авместо СУ-85А появилась СУ-85Б, последний представитель семейства СУ-76.
Не только смена орудия
Осенью 1944 года вокруг СУ-15А (СУ-85А) разгорелась настоящая битва. В Артиллерийском комитете ГАУ КА считали, что машина испытания стрельбой не выдержала. Совсем иного мнения придерживались в ГБТУ КА и КЭО ГАЗ им. Молотова. «Танкисты» считали, что некоторое снижение кучности, по сравнению с СУ-85, с лихвой компенсировалось повышением огневой мощи. С такой системой СУ-85А становилась весьма опасным противником для основной массы немецких танков. Поэтому «танкисты» настаивали о принятии СУ-15А на вооружении и запуске ее в серийное производство.
Повторные испытания СУ-85А, проведенные в январе 1945 года на НИБТ Полигоне, отчасти подтвердили выводы ГАУ КА. В чистом виде орудие Д-5С-85А не годилось, поскольку сила отдачи оказалась чрезмерной. Правда, в Артиллерийском комитете как-то забыли упомянуть, что проблема была не в САУ, а в орудии. Кроме того, про Д-5С-85А, к тому моменту, модно было говорить либо хорошее, либо ничего. Выпуск системы на заводе №8 прекратился, поскольку УЗТМ полностью перешел на выпуск СУ-100. Одним словом, наметилась проблема иного характера — поиск орудийной системы.
У ГАБТУ КА сама по себе СУ-85А продолжала вызывать неподдельный интерес. Согласно подсчетам КЭО ГАЗ им. Молотова, в случае принятия машины на вооружение перевод заводов на ее выпуск происходил был всего за полтора месяца. Началась работа по постройке второй опытной машины, но неопределенность затормозила процесс. Что делать с орудием, в ГБТУ КА решили еще в январе 1945 года. Искать замену долго не пришлось: еще одной 85-мм системой, которая находилась в серии, была ЗИС-С-53. Ее с производства никто не собирался снимать, поскольку ЗИС-С-53 ставилась в Т-34-85 и Т-44. В числом виде она также не годилась, поэтому на завод №92 и в ЦАКБ (Центральный артиллерийский КБ) были отправлены задания по разработке системы с уменьшенным откатом.
В начале февраля 1945 года была дана команда отправить СУ-85А с НИБТ Полигона обратно на ГАЗ им. Молотова. В марте на заводе приступили к модернизации машины, работы закончились 28 марта. Одним только орудием дело не ограничилось. Рубку переработали, в частности, командир получил новый смотровой прибор (как указывалось, по типу M4A2, похожие призмы позже использовались на БТР-40). Доработали и кормовую часть рубки. За счет того, что заднюю стенку чуть выдвинули назад, удалось выкроить чуть больше места. Также появилась полноценная дверь, на которую вынесли часть снарядной укладки. Это позволило поднять боекомплект до 43 унитаров, а главное, более удобно его разместить.
Изменилась САУ и внутри. Для начала, в боевом отделении переделали сиденья наводчика и заряжающего. Переделали верхний бачок радиатора, а также чуть срезали защитный кожух радиатора. Это позволило увеличить углы горизонтальной наводки орудия. За счёт новых отводок бортовых фрикционов усилия на рычаги уменьшились с 27 до 15 килограмм. Наконец, двигатели закрыли съемными перегородками. Сами двигатели форсировали, мощность выросла до 160 лошадиных сил . Это было верным решением, поскольку масса САУ выросла до 12,4 тонн. За счет повышения мощности силовой установки (она именовалась ГАЗ-15Б) удельная мощность сохранилась на уровне серийной СУ-76М.
В случае с вооружением быстрее всего с заданием справились на заводе №92. В феврале 1945 года была разработана система ЗИС-1с, которую позже переименовали в ЛБ-2. За счет установки массивного однокамерного дульного тормоза (аналогичный был создан для 76-мм противотанковой пушки ЗИС-С-8) усилия откату снизились на 25-30 процентов. Еще более существенной оказалась разница по сравнению с Д-5С-85А. У него сопротивление откату составляло 17,5 тонн (неудивительно, что СУ-85А танк сносило), а для ЛБ-2, в зависимости от начальной скорости снаряда, данный показатель составлял 7-9,5 тонн. Более того, такие значения указывались в ходе проектирования, а у изготовленного в металле орудия сопротивление откату оказалось еще меньше — 5,2–6,4 тонн.
Следует отметить, что работы по орудиям на замену Д-5С-85А шли в трех КБ. Про третье орудие, В-13, будет рассказано позже, а вот второе стоит упомянуть сейчас. Как уже говорилось выше, свою систему разрабатывали в ЦАКБ. Орудие получило индекс С-68. С точки зрения установки система была ближе к ЗИС-3, особенно это касалось установки (вертлюг вместо рамки). Длина отката составляла не 500 мм, как у ЛБ-2, а 900 мм. В ходе рассмотрения проекта в мае 1945 года это сразу указали как существенный недостаток. Также не понравилось использование старого прицела 10Т. К сожалению, изображений С-68 не сохранилось, но, судя по переписке, в ЦАКБ просто взяли дивизионную пушку ЗИС-С-8 и переделали ее в самоходную. Это ГБТУ КА не понравилось, поэтому проект С-68 реализовывать в металле не стали. Поначалу. Исходя из документов, в августе 1945 года орудие всё же построили, но время оказалось упущено.
Заводские испытания СУ-85Б проходили в период с 28 марта по 5 апреля 1945 года. Танк прошел 300 километров и сделал 30 выстрелов. Еще 70 выстрелов произвели на Гороховецком АНИОП в период с 7 по 8 апреля. После этого САУ направили на завод №92 для доработки орудия. Вместо однокамерного дульного тормоза орудие получило двухкамерный дульный тормоз. В таком виде СУ-85Б снова направили на Гороховецкий АНИОП, где испытания проходили в период с 20 по 25 апреля. За это время САУ прошла еще 502 километра и произвела 604 выстрела.
Испытания стрельбой показали, что отбрасывало САУ назад в 2 раза меньше, чем СУ-85А. По этому параметру СУ-85Б оказалась равнозначной СУ-76М. Максимальная скорострельность достигала 12 выстрелов в минуту, а практическая — 9-11. Орудие неплохо показало себя при стрельбе по движущимся целям на дистанции 900 метров. Не менее важным моментом стало то, что на Гороховецком АНИОП отметили — замечания по удобству работы расчета ГАЗ устранил полностью. Испытания САУ выдержала.
В период с 25 апреля по 3 мая 1945 года САУ прошла испытания на НИБТ Полигоне. В их ходе САУ преодолела 1004 километра и произвела 800 выстрелов. Максимальная скорость достигала 43 км/ч, а средняя — 31,8 км/ч по шоссе, 18,7 км/ч по проселку и 14,2 км/ч по целине. В отличие от СУ-85А, на специспытаниях СУ-85Б имела равнозначную с СУ-76М проходимость. НИБТ Полигон рекомендовал запускать СУ-85Б в серийное производство, поскольку машина явно избавилась от недостатков. На дворе было 15 мая 1945 года…
Упущенные шансы для серийного выпуска
Пока шли опытные работы по СУ-85Б, на ГАЗ им. Молотова дорабатывали СУ-76М. С апреля 1945 года в серию пошли САУ с модернизированными корпусами. Исходя из тех заявлений, которые шли со стороны ГБТУ КА и ГАУ КА, такие САУ выпускались бы недолго. СУ-85Б явно была лучше. Вместе с тем, в мае 1945 года никаких разговоров о подготовке серийного выпуска СУ-85Б не велось. А дальше грянул гром.
Еще в конце 1943 года А.А. Липгарт, главный конструктор ГАЗ им. Молотова, стал вести работу по вычеркиванию из планов опытных работ чересчур смелых проектов. Связано это оказалось с тем, что Андрей Александрович всерьёз опасался превращения автомобильного завода в танковый. Такое уже случалось в нашей истории — автосборочный завод №2 ВАТО в Москве превратился в завод №37. Поэтому Липгарт и занимался торпедированием подобных проектов. После победы над Германией у него оказались развязаны руки. В июне 1945 года ГАЗ покинула основная масса инженеров-танкостроителей. В этот момент судьба СУ-85Б была уже решена.
Тем не менее, на этом история машины еще не закончилась. Как уже говорилось выше, еще в январе 1945 года КБ завода №235 (г. Воткинск) представило проект 85-мм орудия В-13. Разработанное под руководством К.Ф. Федоренко орудие предлагалось в нескольких вариантах. Базировалось оно на конструкции танковой системы ЗИС-С-53. Первый вариант был без дульного тормоза, при сопротивлении откату 11,5 тонн оно явно было ненужным. Второй вариант, с дульным тормозом, имел силу сопротивления откату 5,7 тонн. Третий вариант, который приняли в работу, имел длину отката 400 мм, но требовал переделки кормовой части рубки.
Как это часто бывало у завода №235, действовали они неспешно. В-13 изготовили в июне 1945 года, представители завода приехали на ГАЗ, но их… не пустили. Липгарт четко обозначил позицию, что всё, с экспериментами закончено. Тем не менее, В-13 всё же оказалась установленной в самоход, правда, обходными путями. 5 июля 1945 года СУ-85Б прибыла на Гороховецкий АНИОП, а 25 июля туда привезли первый из двух стволов В-13.
К тому моменту у В-13 появилось два варианта исполнения. Первый, основной, в документах обозначался как цельнородный. По сути речь шла о стволе-моноблоке. Второй ствол был составным, он получил обозначение В-13с. Этот ствол оказался более интересным для Арткома ГАУ КА, поэтому объем испытаний В-13с оказался больше, чем у ствола-моноблока. Всего в ходе испытаний В-13 произвела 424 выстрела, а В-13с — 1195 выстрелов.
По результатам испытаний живучесть составного ствола оказалась сравнимой со стволом-моноблоком. Впрочем, Артком ГАУ КА посчитал, что запускать в серию такой ствол нецелесообразно. Также там негативно высказались об орудии В-13р, имевшим еще меньшую длину отката. Самое главное, что к осени 1944 года какие-либо работы по орудию для СУ-85Б оказались лишены смысла. Производство СУ-76М подходило к концу, так что и орудия становились неактуальными. В ГБТУ КА мечтали о 25-тонной легкой САУ с противоснарядной броней, но такая машина была еще более призрачной, чем перспективы СУ-85Б. Одним словом, после июня 1945 года работы по 85-мм орудиям скорее шли «в стол».
Список источников
-
-
- ЦАМО РФ
-
источник: https://dzen.ru/a/ZU_WLz0XKClPMPs_