Необходимость артиллерийского тягача, способного развивать среднюю скорость 15 км/ч с орудиями большой мощности, стала очевидной к началу 30-х годов. Кроме того, у Красной Армии уже имелся опыт эксплуатации аттягачей «Коммунар». За счет модернизации его самые совершенные модели были уже весьма подвижными, но было очевидно, что необходим тягач специальной разработки. В результате на свет появился первый образец специального советского гусеничного арттягача — «Коминтерн».
Данная машина, на момент создания, не имела аналогов. Помимо того, что «Коминтерн» отличался высокой скоростью передвижения (до 28 км/ч), он имел комфортабельную кабину по типу грузовика ЗИС-5, а также вместительный кузов. Внутри помещался как расчет, так и боезапас. Немаловажным моментом было то, что «Коминтерн» получился крупносерийным. В общей сложности было изготовлено 1798 тракторов данного типа, для того времени это очень приличные объемы производства.
В настоящее время существует всего один образец артиллерийского тягача «Коминтерн», который находится в ходовом состоянии. Данный экземпляр является одним из последних «Коминтернов», его выпустили в конце 1939 года. В феврале 1940 года тягач провалился под лед в ходе перехода через Финский залив. Восстановили его в мастерской Евгения Шаманского. Машина редко запускается, первый ее публичный показ состоялся на выставке «Моторы Войны» в сентябре 2023 года. Заодно можно было узнать о тягаче из первых рук, то есть от реставраторов.
ссылка на видео на яндекс-дзене — https://dzen.ru/video/watch/661ac0f61913127907b9976a
источники:
- текст — https://yuripasholok.livejournal.com/14746554.html
- видео на яндекс-дзене — https://dzen.ru/video/watch/661ac0f61913127907b9976a
- видео на ЮТ — https://www.youtube.com/watch?v=O9KqOAow5Pg
- гифка на ТГ — https://t.me/yuri_pasholok/15021