Юрий Пашолок. Несостоявшийся танк Фрица Хейгля
SV A1, Stridswagen A-4-C и другие проекты австрийского констуктора Фрица Хейгля для шведской армии
После окончания Первой мировой войны сложилась ситуация, когда некоторые страны лишились возможности разрабатывать новые образцы вооружения и военной техники. Прежде всего это касалось Германии, которую обложили запретами Версальского договора. Поначалу он плюс-минус соблюдался, но уже во второй половине 20-х годов ситуация начала меняться. Немцы втихую стали разрабатывать новые танки. Вместе с тем, часть инженеров, как немецких, так и австрийских, были вынуждены искать иные возможности создавать боевые машины. Чем постарались воспользоваться другие страны. Например, Йозеф Фольмер, ключевой человек в немецкой танкостроительной программе, занимался чехословацкими танками Kolohusenka.
Похожая ситуация сложилась и в Австрии, самом промышленно развитом осколке Австро-Венгерской империи. Так сложилось, что лучше всего промышленный потенциал, доставшийся в наследство, использовала Чехословакия. Но и австрийцы пытались заниматься танками. Правда, с одним нюансом. Создавали они танки не для себя, а для шведов. Занимался этим Фриц Хейгль, фигура, хорошо известная среди тех, кто интересуется историей танкостроения. Известен он как автор справочников, но на самом деле он был не только теоретиком. Его танк (точнее, танки) вполне серьёзно рассматривались шведскими военными.
Австрия (точнее, Австро-Венгрия) числится в числе претендентов на звание одной из колыбелей танкостроения. Впрочем, на фоне того, что разработал Гюнтер Бурштын, творения Пороховщикова и Лебеденко выглядят куда более зрелыми конструкциями. По крайней мере, их построили. На ниве реального проектирования у Бурштына дела обстояли не так гладко. В отличие от человека, о котором идет речь в данном материале. Фриц Хейгль был отнюдь не теоретик. Участник Первой мировой войны, офицер-артиллерист (и дипломированный инженер), он более известен как автор справочников. Но он также является разработчиком Panzerauto M.25 и Panzerauto M.26, первых австрийских бронемашин.
Было бы странно, если человек, обладающий таким уровнем знаний (а лейтенант, далее капитан Хейгль и его коллеги собирали информацию отовсюду, куда могли дотянуться), не занимался бы танками. Правда, была одна маленькая проблема. Австрии было запрещено создавать новые образцы военной техники. Поэтому и появились броневики конструкции Хейгля, с деревянными кузовами и металлическими силовыми элементами. Они на учениях имитировали танки. Между тем, амбиции молодого (на момент создания Panzerauto M.25 Хейглю было 32 года) и талантливого инженера были куда выше макетных броневиков. На этом фоне неудивительно, что в середине 20-х годов начались контакты Хейгля со шведскими военными.
Надо сказать, что Швеция неплохо воспользовалась наследством проигравших армий. Особенно это касалось танков. Strv fm/21 (позже Strv fm/21), первые шведские танки — это на самом деле немецкие LK-II, шасси собраны в Германии, закалка брони и окончательная сборка в Швеции. Командовал батальоном танков в пехотном полку I 1 майор Бертил Бурен, который во многом формировал требования к новым образцам бронетанковой техники. В 1925 году шведское правительство выделило 400000 крон на закупку танков, но подходящих образцов не имелось. Strv m/21 выглядел явно устаревшим, требовался новый танк. Тогда-то и замаячила фигура Фрица Хейгля. В 1925 году состоялись первые контакты австрийского инженера и представителей шведской фирмы Morgårdshammar AB. Она занималась изготовлением экскаваторов и другой промышленной техники. Это позволяло, при необходимости, развернуть выпуск танков.
Надо сказать, что поначалу Хейгль, в 1927 году уже дослужившийся до звания майора (также он получил степень доктора технических наук), предполагал иной вариант сотрудничества. Он предлагал создать в Вене центр по разработке бронетанковой технике. Впрочем, его предложение, которое поднималось неоднократно, было окончательно отклонено в 1928 году. То есть от своего танка австрийские военные отказались сами. Между тем, 18-19 июня 1927 года в Вену прибыла делегация во главе с майором Буренем. Они уже были знакомы с Хейглем. В декабре того же года Бурен провел встречу с руководством Morgårdshammar. По ее итогам появилась австро-шведская кооперация. Хейгль являлся разработчиком технической документации, Morgårdshammar бралась за доработку и изготовление. Бурен же формировал требования к танку.
В феврале 1928 года Хейгль побывал в Швеции, где впервые смог самостоятельно поуправлять танком. Поездка длилась недолго, поскольку у майора Хейгля здоровье было подорвано ранением в Первую мировую войну. Но процесс ускорился. 12 апреля 1928 года появился эскизный проект первого танка — SV A1, он же SV M.28 Syst. M. Этому предшествовали переговоры между Хейглем и Буреном. Изначально предполагалось создать 9-тонный танк с 37-мм пушкой. Также обсуждались такие орудия, как 47-мм пушка Bofors, плюс 57-мм пушка береговой обороны Küstengeschütz m/16. Итогом обсуждения стала 47-мм танковая пушка на базе орудия фирмы Hotchkiss. На это решение явно повлияло то, какой вооружение было у английских танков. А они тогда оснащались 3-фунтовыми (47-мм) пушками Vickers, которые также базировались на конструкции Hotchkiss.
Согласно требованиям, которые сформировал майор Бурен, боевая масса танка ограничивалась 12 тоннами (снова привет англичанам).Танк имел противоснарядную броню (она тогда имела толщину 20-30 мм), его средняя скорость составляла 20 км/ч, по пересеченной местности 10 км/ч. Надо уточнить, что речь шла о Швеции, где был забракован, за низкую проходимость, Renault NC. Хейгль на первом этапе вписался (по крайней мере, на бумаге) в 10,5 тонн. Сам танк получился крайне необычным. Экипаж составлял 4 человека, из которых двое — это механики-водители (танк имел 2 поста управления). Танк имел двухъярусное расположение вооружения. Пушка располагалась в основной башне, а в малой башне, находившейся сверху, стоял пулемет. Всего же в танке было 3 пулемета, включая зенитный.
SV A1 предлагался в нескольких вариантах исполнения. Касалось это и компоновки агрегатов. Двигатель мог располагаться, как сзади, так и спереди (с торчащим в боевом отделении валом от мотора к трансмиссии. Моторов предполагалось два. Первый вариант — мотор Scania-Vabis 1561 мощностью 85 лошадиных сил от грузовика Scania-Vabis 324. Второй, альтернативный вариант, предлагала Morgårdshammar. Им был Maybach-Omnibus-Motor мощностью 100 лошадиных сил. Правда, идея Бьёрма, ведущего инженера Morgårdshammar, наталкивалась на одну маленькую проблему. Мотор этот был как тот самый суслик из ДМБ — теоретически он есть, а на самом деле нет. При этом даже с мотором Scania-Vabis 1561 скорость ожидалась до 25 км/ч, и это при броне толщиной 20-30 мм. То есть получался вполне адекватный танк сопровождения пехоты, на стыке легкого и среднего классов.
Индекс SV A1 появился неслучайно. Уже 19 апреля 1928 года появился «Вариант Б», или колесно-гусеничный танк. В то время было модно три варианта колесного хода — по типу Кристи (съемные гусеничные ленты), по типу Фольмера (съемные колеса на внешних бортах) и по типу Vickers (подъемный колесный ход спереди и сзади, уже гусеничного хода).
В дальнейшем появилась система Отто Меркера, которая, впрочем, будет иметь схожие с Фольмером недостатки. У Кристи требовалось много времени на переход с гусеничного на колесный ход. У Фольмера/Меркера танк получался чрезмерно узким, что ухудшало езду на гусеничном ходу. У Vickers наблюдалась плохая управляемость на колесном ходу. Неудивительно, что оптимальным посчитали подход Кристи. А шведы еще помучились с системой Меркера.
Так вот, Хейгль выбрал свой путь. Подобно Меркеру, у него колесный ход был подъемным, переход осуществлялся быстро, без выхода из машины. Но колеса находились на длинных кронштейнах. В результате колеса имели ту же колею, что и гусеничный ход. Возникала проблема чрезмерной длины машины, но при этом система потенциально получалась лучше, чем у Фольмера и Vickers. Также предусматривалась возможность перехода на железнодорожный ход, для этого колеса с резиновыми шинами меняли на железнодорожные. Плюс колесный ход мог использоваться как перекатыши. Впрочем, идея этого «танка-агрессора» так и осталась нереализованной. Ее довольно быстро забросили.
Надо сказать, что в KAAD (Kungliga Arméförvaltningens artilleridepartement, Департамент артиллерии королевской армии) к творениям Хейгля относились с некоторым скепсисом. С другой стороны, артиллеристам (а танки у относились к артиллерии) особо деваться было некуда. В 1928 году прозвучала первая сумма на изготовление опытного образца танка — 60000 шведских крон. По мере разработки танк продолжал обретать окончательный внешний вид. Было решено остановиться на схеме с носовым расположением силовой установки, при этом двухъярусное размещение вооружения сохранилось. Наконец, 15 октября 1929 года с Morgårdshammar заключили договор на выпуск опытного образца танка. Сумма выросла до 75000 крон, срок изготовления — 15 месяцев после заключения контракта.
Известно, что Фриц Хейгль разработал 6 вариантов танка, последний из них, Stridswagen A-4-C, подготовили 21 августа 1930 года. Увы, болезнь прогрессировала, что самым прямым образом повлияло на судьбу танка. Майор Хейгль умер 11 декабря 1930 года в возрасте 37 лет от осложнений, связанных с болезнью печени. На Morgårdshammar не нашлось того, кто мог бы подхватить его разработки. Впрочем, уже осенью 1930 года в KAAD явно догадывались, что танк Хейгля и Morgårdshammar стремительно устаревает. 6 ноября того же года в KAAD состоялось совещание, посвященное танкостроению, а 2 декабря комиссия поехала в Германию. Там состоялась встреча с инженером Отто Меркером. Так вместо австрийской линии развития шведского танкостроения началась эпоха Landsverk. И она оказалась с совершенно иными результатами.
Автор выражает большую признательность Карлу Бломстеру (Karl Blomster) и Виктору Нурланду (Viktor Norlund), Швеция, за помощь в подготовке материала и предоставленные иллюстрации.
Список источников:
- Архив Карла Бломстера
- www.ointres.se/pansar.htm
- digitaltmuseum.se
источник: https://dzen.ru/a/ZvvFCE5NHX_ZYyrj