Юрий Пашолок. Немецкий носитель легкой полевой гаубицы родом из Варшавы
История немецкой самоходной артиллерийской установки leFH 18/2 (Sf) auf GW II, более известной как Wespe
Содержание:
Легкие гусеничные шасси как база для орудий разных типов немецкая армия впервые начала использовать еще в середине 20-х годов. Впрочем, поначалу речь шла о противотанковых пушках и полевых орудиях среднего калибра, которые били прямой наводкой. Идея прожила не очень долго, причем сразу по нескольким причинам. Главной из них стало то, что шасси, откровенно говоря, поначалу были не очень. Далее работы по САУ на танковых шасси временно затихли уже по другой причине — срочно требовались танки в чистом виде. Наиболее критичной ситуацией была со средними танками, впрочем, и легкие танки поначалу старались не трогать. За неимением других танков были нужны любые, поэтому какие-то работы по САУ на подобной базе запустили уже после начала Второй мировой войны.
Первым в работу пустили шасси Pz.Kpfw.I Ausf.B, как наименее критичное, с точки зрения боевой ценности, и одновременно наименее дефицитное. Надо сказать, что для некоторых задач это шасси вполне подходило. Хотя взгромоздить на него 149-мм пехотное орудие 15 cm sIG 33 — это некоторое безумие. Так или иначе, но всё равно основными задачами САУ на базе Pz.Kpfw.I была стрельба прямой наводкой. Между тем, всё очевиднее становились две вещи. Первая — база Pz.Kpfw.I маловата. Вторая — требуется САУ с возможностью навесного огня. В октябре 1940 года на испытания вышел опытный образец самоходной артиллерийской установки 15 cm sIG 33 B Sfl, уже с использованием базы Pz.Kpfw.II. В отличие от схожей машины на базе Pz.Kpfw.I, это орудие ставилось без колес, хотя всё равно с лафетом. Шасси пришлось удлинять, да и сама по себе 15 cm sIG 33 B Sfl оказалась не совсем удачной машиной, но шаг в правильном направлении был сделан.
Среди артиллерийских систем, которые немцы ставили на гусеничные шасси, довольно долго отсутствовала 105-мм полевая гаубица leFH 18. Между тем, именно это орудие было логичным выбором для моторизации. leFH 18 могла плюнуть прямой наводкой, а также работать навесным огнем. Не то, чтобы вообще САУ с подобной системой не занимались, но Pz.Sfl.IVb, она же Pz.Sfl. leFH 18 Ausf.A, оказалась не очень. Отчасти виной тому стали ошибки с точки зрения выбора силовой установки. Кроме того, появилось понимание, что такую гаубицу можно водрузить на шасси поменьше. В результате 14 июля 1942 года было принято решение об установке 105-мм гаубицы leFH 18 на шасси Pz.Kpfw.II. Впрочем, там уже учли неудачный опыт 15 cm sIG 33 B Sfl, поэтому шасси переделывалось. Так начались работы по leFH 18/2 (Sf) auf GW II, более известной как Wespe.
От неизменного шасси к перекомпоновке
К тому, что необходимо менять компоновку шасси Pz.Kpfw.II, немцы пришли не совсем чтобы сами. В этой истории есть французский след. Дело в том, что после кампании 1940 года им досталось около 300 французских гусеничных машин снабжения Lorraine 37 L. Поначалу Lorraine 37 L (f) Schlepper использовали исключительно по прямому назначению, но весной 1942 года появилась идея создать на той же базе самоходную артиллерийскую установку. Америку тут немцы не открыли, поскольку еще сами французы пытались соорудить на базе Lorraine 37 L истребитель танков. Такое стремление выглядело логичным, поскольку у Lorraine 37 L сзади имелся грузовой отсек, где легко можно было организовать боевое отделение. 23 мая 1942 года Гитлер дал указание переделать имевшиеся 160 Lorraine 37 L (f) Schlepper в САУ. Из них 60 получали 75-мм противотанковые пушки Pak 40, еще 60 оснащались 105-мм гаубицами leFH 18, оставшиеся 40 получали 149-мм гаубицы sFH 13. Позже число САУ с leFH 18 сократилось до 24 штук, из них 12 изготовили силами Alkett, а еще 12 создали в Париже, силами команда Альфреда Беккера. Впрочем, Беккер и Alkett работали сообща, и уже в июне 1942 года появились первые САУ. Так вот, концепция САУ на базе Lorraine 37 L (f) Schlepper легла в основу leFH 18/2 (Sf) auf GW II.
С точки зрения платформы шасси Pz.Kpfw.II изначально выглядело более удачным, чем Lorraine 37 L (f) Schlepper. У французской машины стоял 70-сильный мотор, которого хватало для основных задач, но было маловато с точки зрения САУ. По этой причине САУ на базе Lorraine 37 L (f) Schlepper отличались низкой подвижностью. У Pz.Kpfw.II мотор был в 2 раза мощнее, а корпус заметно длиннее. Оставалось его перекомпоновать так, чтобы сзади появилось более-менее просторное боевое отделение. Задача по разработке машины традиционно свалилась на Alkett.
Переработанное шасси получило обозначение Geschützwagen II. Примерно в то же время, когда Alkett работала над заданием, работы по аналогичной машине велись в Советском Союзе. Вместе с тем, подход оказался разным. СУ-31 и СУ-32 существенно перекомпоновали, а также увеличили ширину и длину корпуса. Это позволило сделать боевое отделение более просторным, а также переместить двигатель вперед. Немцы же поступили иначе, причем нельзя сказать, что получилось лучше. Габариты длины и ширины Geschützwagen II совпали с Pz.Kpfw.II, а чудес не бывает. Моторное отделение смогли убрать из кормовой части корпуса, но получившееся боевое отделение оказалось менее просторным, чем у СУ-31/СУ-32, а также последовавших за ними СУ-12 и СУ-15М. Воздухозаборники пришлось распихивать по бортам корпуса.
Отдельной песней стал вопрос обслуживания мотора. Проблемы, с которыми столкнулись при создании САУ на базе Lorraine 37 L (f) Schlepper, в полной мере касались Geschützwagen II. В задней части корпуса появилась рубка, у которой лобовая часть, а также передние боковины, делались съемными, их крепили на болтах. Причина прозаична: орудие, а также съемные секции рубки, крепились на надмоторной плите. Чтобы вынуть мотор, требовались действия вроде Кощея, которому надо было почесать сначала дуб, потом сундук, потом утку… Сначала снимали боковины рубки, потом орудийную установку, потом надмоторную плиту. Особенно «весело» было это делать в полевых условиях. К этому добавлялось то, что боекомплект leFH 18/2 (Sf) auf GW II составлял всего 30 выстрелов. Для сравнения, у Pz.Sfl.IVb он составлял 60 выстрелов. Впрочем, у САУ на базе Lorraine 37 L (f) Schlepper ситуация оказалась еще хуже — всего 20 выстрелов. Кроме того, французскому шасси понадобился сошник, чтобы его не сносило при выстреле.
Несмотря на указанные недостатки, в целом боевая машина, построенная осенью 1942 года, получилась вполне удачной. Боевая масса leFH 18/2 (Sf) auf GW II составила 11 тонн, что позволило сохранить подвижность на приемлемом уровне. Обзорность с места механика-водителя, по сравнению с Pz.Kpfw.II, улучшилась, кроме того, сама по себе концепция отделения управления оказалась удачной. В боевом отделении вполне помещалось 3 номера расчета (командир, наводчик и заряжающий), да и места для работы им вполне хватало. Вполне достаточными оказались и углы наводки орудия.
В январе 1943 года, еще до начала производства машины, запустили процесс формирования штатов подразделений, куда предполагалось направлять leFH 18/2 (Sf) auf GW II. Согласно штату K.St.N.431b, в состав артиллерийского дивизиона танковой дивизии предполагалось направлять 2 батареи по 6 САУ в каждой. Еще одна батарея, также на 6 машин, оснащалась похожими по концепции САУ Geschützwagen für sFH 18/1, более известными как Hummel. Таким образом, предполагалось придать каждой танковой дивизии подвижный артиллерийский дивизион, способный сопровождать танки и имеющий равнозначную подвижность. Такая концепция позже хорошо себя показала в ходе боевых действий.
Производство leFH 18/2 (Sf) auf GW II началось с февраля 1943 года. Как и в случае с другими машинами на базе Pz.Kpfw.II, площадок было две — FAMO в Бреслау и завод Ursus в Варшаве. При этом объем выпуска машин в Польше был явно больше. Ради новой САУ даже сократили выпуск истребителей танков, более известных как Marder II. Если в феврале 1943 года оба завода сдало только 2 самоходных гаубицы, то в марте 40, а в апреле аж 136 штук. Это стало возможно благодаря тому, что в марте-апреле 1943 года выпуск Marder II вообще не производился. Далее выпуск снизился, поскольку допечатывались Marder II, но с июля объемы увеличились. Впрочем, в августе 1943 года FAMO из программы производства выпал, поскольку в Бреслау полностью перешли на выпуск полугусеничных тягачей Sd.Kfz.9. Далее все САУ данного типа выпускались в Варшаве.
Начиная с июня 1943 года начался выпуск специальной машины на базе leFH 18/2 (Sf) auf GW II. Еще в январе 1943 года стало понятно, что боекомплект у машины недостаточный, а возить его как-то надо. Так появился подвозчик боеприпасов Munitionsfahrzeuge, позже переименованный в GW II für Munition. Рецепт его изготовления оказался очень простым: фактически это та же leFH 18/2 (Sf) auf GW II, но без гаубицы, за счет освободившегося места боезапас составил 60 выстрелов. По штату в каждую батарею поступало по 2 таких машины, так что объем их выпуска оказался небольшим.
Всего за 1943 год сдали 517 САУ и 104 подвозчика боеприпасов. При этом стоит упомянуть один тонкий момент, связанный с GW II für Munition. Дело в том, что подвозчик боеприпасов, путем несложных действий, можно было превратить в САУ. Посему число выпущенных GW II für Munition плавает. Боезапас можно и на БТР-е таскать, а лишняя САУ совсем не лишняя. Выпуск САУ и подвозчика боеприпасов производился на Ursus по июнь 1944 года. За это время сдали 159 САУ и 55 подвозчиков. В общей же сложности сдали 676 САУ и 159 подвозчиков боеприпасов, они получили серийные номера шасси в пределах 31001-31300 и 31651-32185. По заводам разбивки номеров не было, поэтому понять, что за завод, не получится.
Компаньон Hummel
Артиллерийские дивизионы, вооруженные Hummel и Wespe, стали заполняться с мая 1943 года. Помимо танковых дивизий, машины, позже переименованные в Wespe, шли на комплектацию панцергренадерских дивизий, а также дивизий СС. Часть танковых дивизий получило только по 1 батарее, а 3-я и 29-я панцергренадерские дивизии — аж по 3 батареи. Подобный бардак, мало похожий на тотальный орднунг, был у немецкой самоходной артиллерии в порядке вещей.
Дебютом легких САУ стала операция «Цитадель», это же касалось и Hummel. Общее мнение частей, которые использовали данные машины, оказалось очень похожим. Сама по себе идея сочетания Hummel и Wespe была удачной, они дополняли друг друга и эффективно поддерживали навесным огнем танковые подразделения. Как показала практика, на Wespe приходился более чем 3 раза больший настрел по сравнению с Hummel. В плюс легкой САУ записали и высокую надежность, претензии по работе агрегатов оказались минимальными.
Хуже эти САУ работали в гористой местности, где удельная мощность играла важную роль. Из Италии шли жалобы, что мотор слабоват, хотя у Hummel с этим дела обстояли еще хуже. Также существенно вырос поток жалоб, опять же, связано это оказалось с более суровыми условиями эксплуатации. Впрочем, Италия являлась специфичным ТВД, в основном у Wespe проблем было куда меньше. Кроме того, общий процент потерь у машин данного типа оказался относительно невысоким. Это позволило постепенно оснастить данными машинами почти все немецкие танковые дивизии.
Пиком использования Wespe стал конец 1943 года, тяжелые бои зимы-весны 1944 года существенно снизили поголовье «ос» в немецкой армии. Тем не менее, за счет пополнения и того, что Wespe больше действовали не в первой линии, их поголовье оставалось довольно высоким. Даже в марте 1945 года их имелось 169 штук, с учетом катастрофической ситуации на фронтах далеко не самый плохой показатель.
Впрочем, самой массовой гаубичной САУ в своём классе Wespe никогда не была. Полным ее аналогом была американская HMC M7. Несмотря на то, что базировалась она на шасси Medium Tank M3, область применения оказалась той же. Разница в том, что у HMC M7 боезапас оказался в разы больше, на поле боя важный показатель. Как и объем выпуска, составивший более чем 4300 машин.
До наших дней дожило 4 машины данного типа, из них 3 в комплектном состоянии. Точно известен боевой путь одного экземпляра. Речь идет о САУ, ныне находящейся в экспозиции парка «Патриот». Машина с серийным номером 31081 была выпущена в апреле 1943 года. В конце мая 1943 года эта САУ, вместе с еще 11 машинами данного типа (серийные номера шасси 31079-31090) попала в состав 2-й танковой дивизии СС «Рейх».
Данная машина является одним из участников Курской Дуги на южном фасе (едва ли не единственный участник тех боёв, что дожил до наших дней). В конце 1943 года САУ захватили, после чего она оказалась на НИБТ Полигоне в Кубинке. Большого интереса машина не вызвала, в том числе и потому, что советская СУ-76М получилась лучше. Вместе с тем, в 1944 году появились идеи установить в СУ-76М 122-мм гаубицу М-30, явно не без влияния немецкого трофея. По ряду причин советской Wespe так и не появилось, прежде всего потому, что заводские КБ оказались заняты по другим направлениям.
Благодаря тому, что этот образец Wespe фигурирует в нескольких альбомах НИБТ Полигона, удалось восстановить ее внешность. Как и другие Wespe из состава дивизии, вместо бортовых номеров она имела имя собственное. В данном случае Prag. В ходе реставрации машины ее не только восстановили до ходового состояния, но и смогли более-менее воспроизвести камуфляж, а также маркировки. Ныне ее можно видеть в музейном секторе парка «Патриот». Здесь также находится еще несколько трофеев с Курской Дуги.
Несмотря на некоторые недостатки, в целом Wespe можно назвать удачным образцом САУ. Особенно удачной оказалась связка легкой и тяжелой САУ, которые дополняли друг друга. В Советской Армии можно увидеть схожую связку. Аналогом Wespe можно считать САУ 2С1 «Гвоздика», а аналогом Hummel — 2С3 «Акация». Эти машины также дополняли друг друга. Более того, даже сейчас часто они работают в связке. Одним словом, след в истории развития гаубичных САУ эта машина оставила довольно глубокий.
Список источников
- ЦАМО РФ
- US NARA
- Panzer Tracts 10–1 — Artillerie Sfl. – from Pz.Sfl.IVb to Hummel-Wespe, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2012
- Panzer Tracts No.10 Artillerie Selbstfahrlafetten, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, 2002
- Nuts & Bolts 33 GW II fur le. f.H. 18/2 Wespe and Hummel-Wespe, Heinz Tippmann Joachim Baschin, Martin Block, 2014
- Фотоархив автора
- eBay