Юрий Пашолок. Музейная реликвия: фото обзор танка Объект 430

13
Юрий Пашолок. Музейная реликвия: фото обзор танка Объект 430

Юрий Пашолок. Музейная реликвия: фото обзор танка Объект 430

В 50-х годах XX века советский военпром создал несколько образцов опытного среднего танка, который получил название Объект 430. Эта машина так и не стала серийной – до наших дней сохранился лишь один её экземпляр, который хранится в музейном парке «Патриот» в Кубинке. Историю создания Объекта 430 и краткий фотообзор уникального музейного экспоната Warspot предлагает своим читателям (остальные фото доступны по этой ссылке).

История этой неординарной и во многом этапной боевой машины началась на заре 50-х. Было очевидно, что средний танк Т-54, первый опытный образец которого появился ещё зимой 1945 года, имеет ограниченный запас модернизации, рано или поздно для него потребовалась бы замена.

Первые наработки по потенциальной замене Т-54 начались ещё в конце 40-х годов, но по-настоящему они развернулись с 1952 года. В Нижнем Тагиле началась разработка среднего танка Объект 140, работами по которому первоначально занимался коллектив под руководством Александра Морозова. После ряда событий Морозов и часть КБ перешла на завод №75 в Харьков, а работу по Объекту 140 возглавил Леонид Карцев. Было изготовлено два опытных образца, один из которых дожил до наших дней и сейчас находится в Музее бронетанковой техники в Нижнем Тагиле. В Ленинграде начались работы по среднему танку Объект 907, основой для которого послужил проект танка Т-22Ср, разработанный в 1949 году. Слишком революционный, Объект 907 повторил судьбу своего предшественника: дальше макета корпуса, прошедшего испытания обстрелом и подтвердившего правильность выбранных решений, дело не продвинулось.

Наконец, в 1953 году работа по перспективному среднему танку началась в Харькове. Изначально средний танк получил индекс Т-64, причём это был даже не второй раз, когда Морозов называл так свою новую разработку. Позже машина получила индекс Объект 430. Эскизный проект танка был подготовлен в 1953 году, причём сразу в двух вариантах. Первый вариант был выполнен с классической компоновкой – двигатель с трансмиссией сзади, башня спереди, механик-водитель в носовой части корпуса. Второй вариант сильно напоминал САУ Объект 416: экипаж размещался в башне, находившейся в кормовой части корпуса, двигатель же размещался впереди. В итоге зелёный свет дали более консервативной версии танка.

В июле 1956 года был изготовлен полноразмерный деревянный макет, а годом спустя выпустили два опытных образца танка, получившие обозначения Объект 430-1*З и Объект 430-2*З (буква «З» в обозначении означала, что танки построили для заводских испытаний).

В целом, харьковская машина оказалось удачнее тагильского танка, хотя без проблем, особенно с двигателем, не обошлось. 6 июня 1958 года началась работа по изготовлению танков Объект 430-1*П, Объект 430-2*П и Объект 430-3*П, предназначенных для полигонных и войсковых испытаний. Построенные в конце 1959 года, танки с весны 1960 года проходили испытания сначала на Гороховецком артиллерийском полигоне, а затем на НИИБТ Полигоне (Кубинка). По итогам испытаний танки Объект 430-2*П и Объект 430-3*П модернизировали. После модернизации, проведённой в октябре 1960 года, танки получили обозначение Объект 430М-1 и Объект 430М-2.

Затем для танков наступил этап полигонных испытаний. По их итогам был сделан неутешительный вывод: несмотря на то, что Объект 430 превосходил по характеристикам нижнетагильский Объект 140, существенного превосходства над Т-54 и Т-55 он не имел. Между тем на испытания вышли средние танки Объект 165 и 166 (будущий Т-62), максимально унифицированные с Т-55. В итоге именно им был дан зелёный свет, а работы по Объекту 430 в феврале 1961 года свернули. Впрочем, работы не прошли даром, поскольку опытный танк стал основой для Объекта 432 – первого советского основного боевого танка, принятого 30 декабря 1966 года под индексом Т-64.

В музейной экспозиции парка «Патриот» находится пятый прототип Объекта 430, известный также как Объект 430-3*П и Объект 430М-2. Машина проходила испытания на НИИБТ Полигона, по итогам которых в её конструкцию были внесены изменения.

Каждое из трёх КБ, которые участвовали в конкурсе на разработку нового среднего танка, шло по своему пути. Это заметно уже с первого взгляда на корпус, точнее на его лобовую часть. У Объект 140 лобовая часть была самая консервативная, мало чем отличающаяся от Т-54. Создатели Объекта 907 сделали лоб корпуса выпуклым: это решение потенциально увеличивало снарядостойкость и повышало вероятность рикошета, но что по этому поводу думали производственники, история умалчивает. В Харькове же выбрали компромиссное решение: верхняя лобовая деталь Объекта 430 состояла из трёх частей. Благодаря боковым скосам снарядостойкость увеличивалась, при этом и производственники не хватались за валидол. Эта схема позже перешла на Объект 432, а на Т-64А вернулись к более консервативному лобовому листу без скосов.

По-разному КБ подошли и к вопросу размещения механика-водителя. Создатели Объекта 140 не стали изобретать велосипед и оставили механика-водителя там же, где и на Т-54, то есть слева по ходу движения. Это решение упрощает попадание в танк и его покидание, проще ездить и в положении по-походному, позволяет разместить справа большую снарядную укладку, но при этом обзор вправо хуже. У Объекта 907 механик-водитель должен был находиться по центру. Обзор лучше, но люк отсутствует как класс со всеми вытекающими последствиями. В Объекте 430 снова компромисс: водитель находится по центру, но есть и люк. Вылезать, конечно, сложнее, зато обзор лучше.

В элементах носовой части угадываются детали и узлы, перекочевавшие либо эволюционировавшие из Т-54. Учитывая тот факт, что Объект 430 делали люди, создавшие Т-54, неудивительно. Впрочем, без новаторства не обошлось. Вместо сдвоенных фар, как на поздних Т-54, их развели в разные стороны, вернувшись к решению, которое практиковалось на харьковских танках ещё со времен БТ. Позже такая же схема использовалась на всех советских ОБТ.

Весьма непростая форма корпуса, и в особенности бортов, заставила создателей Объекта 430 кардинально пересмотреть размещение топливных баков, ящиков ЗИП и другого оборудования. С Т-54 здесь не было ничего общего. С каждого борта разместили по три топливных бака сложной формы, причем они соединялись как друг с другом, так и с центральной топливной системой.

Позади топливных баков с каждого борта разместили ящики ЗИП, причём их размеры стали значительно скромнее по сравнению с Т-54.

Кормовой лист выполнен из одной гнутой детали. Крупные кожухи бортовых передач придают машине фамильное родство с Т-34 и БТ. По центру кормового листа крепились запасные траки.

Моторно-трансмиссионное отделение Объекта 430 отличалось очень плотной компоновкой. На этом танке впервые использовался двухтактный дизель 5ТД объемом 13,5 литров и мощностью 580 л.с. Позже этот весьма компактный двигатель ставился на всё семейство Т-64. Правда, он же стал и одной из главных головных болей харьковских боевых машин.

Конфигурация днища типична для послевоенных советских средних танков. Никаких новаторских решений вроде V-образного днища здесь не наблюдается.

Ходовая часть Объекта 430 стала, наряду с силовой установкой, большим шагом вперёд. С ходовой частью предществующего Т-54 общее только то, что здесь тоже используется торсионная подвеска, а ведущее колесо сзади.

С каждого борта имелось по 6 опорных катков с внутренней амортизацией, плюс по 3 поддерживающих катка.

Одним из ноу-хау Объекта 430 стали опорные катки внутренней амортизации и меньшего, чем у Т-54, диаметра. Подобную схему взяли на вооружение не только харьковские, но и ленинградские танкостроители – экспериментальные тяжёлые таки НИИ-100 имели похожую ходовую часть.

Для снижения раскачки при резком маневрировании первый и последний каток на каждом борту имели амортизаторы. Ещё одним ноу-хау ходовой части стали траки. Это была не финальная конфигурация, которая использовалась на Т-64, но общее направление налицо.

Башня Объекта 430 была менее революционной. В ней угадывался Т-54, что вполне логично. Хотя без новых технических решений, разумеется, дело не обошлось.

На всех трёх перспективных танках предполагалось использовать одну и ту же пушку – 100-мм У-8ТС, она же 2А24. Её конфигурация на разных опытных машинах отличалась, прежде всего это касается дульного тормоза.

Полный фотообзор

43 фотографии Объекта 430

Большинство изображений советского среднего танка Объект 430 в интернете относятся к игре World of Tanks. Подлинных снимков этой опытной машины в широком доступе — единицы. В дополнение к статье о танке Объект 430 Warspot предлагает детальный фотообзор этого прототипа, отснятого в музейном парке «Патриот» в июле 2015 года.

В музее демонстрируется пятый прототип Объекта 430, известный также как Объект 430-3*П и Объект 430М-2.

В музее демонстрируется пятый прототип Объекта 430, известный также как Объект 430-3*П и Объект 430М-2.

Вид спереди

Вид спереди

Вид справа

Вид справа

Вид сзади

Вид сзади

Вид слева

Вид слева

Что за машина находится в музейной коллекции, можно понять по серийному номеру, набитому по центру верхнего лобового листа корпуса, в районе его стыка с нижним лобовым листом. Цифры означают следующее: 60 – 1960 год, 10 – октябрь, 430 – Объект 430, М002 - Объект 430М-2

Что за машина находится в музейной коллекции, можно понять по серийному номеру, набитому по центру верхнего лобового листа корпуса, в районе его стыка с нижним лобовым листом. Цифры означают следующее: 60 – 1960 год, 10 – октябрь, 430 – Объект 430, М002 — Объект 430М-2

Верхняя лобовая деталь Объекта 430 состояла из трех частей. Благодаря боковым скосам снарядостойкость увеличивалась, при этом и производственники не хватались за валидол

Верхняя лобовая деталь Объекта 430 состояла из трех частей. Благодаря боковым скосам снарядостойкость увеличивалась, при этом и производственники не хватались за валидол

В отличие от Т-54, где механик-водитель находился слева по ходу движения, в танке Объект 430 он располагается по центру кабины, причем для водителя предусмотрен люк

В отличие от Т-54, где механик-водитель находился слева по ходу движения, в танке Объект 430 он располагается по центру кабины, причем для водителя предусмотрен люк

Вместо сдвоенных фар, как на поздних Т-54, в Объекте 430 их развели в разные стороны, вернувшись к решению, которое практиковалось на харьковских танках еще со времен БТ. Позже такая же схема использовалась на всех советских ОБТ

Вместо сдвоенных фар, как на поздних Т-54, в Объекте 430 их развели в разные стороны, вернувшись к решению, которое практиковалось на харьковских танках еще со времен БТ. Позже такая же схема использовалась на всех советских ОБТ

Характерным для Объекта 430 решением было размещение передних габаритных фонарей на специальных площадках

Характерным для Объекта 430 решением было размещение передних габаритных фонарей на специальных площадках

Весьма непростая форма корпуса, и в особенности бортов, заставило создателей Объекта 430 кардинально пересмотреть размещение топливных баков, ящиков ЗИП и другого оборудования

Весьма непростая форма корпуса, и в особенности бортов, заставило создателей Объекта 430 кардинально пересмотреть размещение топливных баков, ящиков ЗИП и другого оборудования

С каждого борта разместили по три топливных бака сложной формы

С каждого борта разместили по три топливных бака сложной формы

Примечательно, что баки соединялись как друг с другом, так и с центральной топливной системой

Примечательно, что баки соединялись как друг с другом, так и с центральной топливной системой

Позади топливных баков с каждого борта разместили ящики ЗИП, причем их размеры стали значительно скромнее по сравнению с Т-54

Позади топливных баков с каждого борта разместили ящики ЗИП, причем их размеры стали значительно скромнее по сравнению с Т-54

С правой стороны обвес был идентичен. Также следует обратить внимание на довольно хитрую систему крепления тросов

С правой стороны обвес был идентичен. Также следует обратить внимание на довольно хитрую систему крепления тросов

Кормовой лист выполнен из одной гнутой детали. Крупные кожухи бортовых передач придают машине фамильное родство с Т-34 и БТ. По центру кормового листа крепились запасные траки

Кормовой лист выполнен из одной гнутой детали. Крупные кожухи бортовых передач придают машине фамильное родство с Т-34 и БТ. По центру кормового листа крепились запасные траки

Моторно-трансмиссионное отделение Объекта 430 отличалось очень плотной компоновкой, что отразилось в нестандартной конфигурации надмоторной плиты. Радиатор смещен вправо, а створки плиты открываются не по ходу движения танка, а в стороны

Моторно-трансмиссионное отделение Объекта 430 отличалось очень плотной компоновкой, что отразилось в нестандартной конфигурации надмоторной плиты. Радиатор смещен вправо, а створки плиты открываются не по ходу движения танка, а в стороны

Кроме того, часть ЗИП оказалась на надмоторной плите

Кроме того, часть ЗИП оказалась на надмоторной плите

В отличие от Т-54, выхлопная труба смещена не влево, а вправо

В отличие от Т-54, выхлопная труба смещена не влево, а вправо

Конфигурация днища типична для послевоенных советских средних танков. Никаких новаторских решений вроде V-образного днища здесь не наблюдается

Конфигурация днища типична для послевоенных советских средних танков. Никаких новаторских решений вроде V-образного днища здесь не наблюдается

С каждого борта имелось по 6 опорных катков с внутренней амортизацией, плюс по 3 поддерживающих катка

С каждого борта имелось по 6 опорных катков с внутренней амортизацией, плюс по 3 поддерживающих катка

Ведущее колесо, с минимальными изменениями оно перекочевало на Объект 432

Ведущее колесо, с минимальными изменениями оно перекочевало на Объект 432

Одним из ноу-хау Объекта 430 стали опорные катки внутренней амортизации и меньшего, чему Т-54, диаметра

Одним из ноу-хау Объекта 430 стали опорные катки внутренней амортизации и меньшего, чему Т-54, диаметра

Для снижения раскачки при резком маневрировании первый и последний каток на каждом борту имели амортизаторы

Для снижения раскачки при резком маневрировании первый и последний каток на каждом борту имели амортизаторы

Ведущее колесо по своей конфигурации напоминало то, что использовалось на Т-54

Ведущее колесо по своей конфигурации напоминало то, что использовалось на Т-54

Еще одним ноу-хау ходовой части стали траки. Это была не финальная конфигурация, которая использовалась на Т-64, но общее направление налицо

Еще одним ноу-хау ходовой части стали траки. Это была не финальная конфигурация, которая использовалась на Т-64, но общее направление налицо

Башня Объекта 430 была менее революционной. В ней угадывался Т-54, что вполне логично

Башня Объекта 430 была менее революционной. В ней угадывался Т-54, что вполне логично

На всех трех перспективных танках предполагалось использовать одну и ту же пушку – 100-мм У-8ТС, она же 2А24

На всех трех перспективных танках предполагалось использовать одну и ту же пушку – 100-мм У-8ТС, она же 2А24

Конфигурация пушки на разных опытных машинах отличалась - прежде всего, это касается дульного тормоза

Конфигурация пушки на разных опытных машинах отличалась — прежде всего, это касается дульного тормоза

В целом, башня Объекта 430 представляла собой развитие конструкции башни Т-54

В целом, башня Объекта 430 представляла собой развитие конструкции башни Т-54

Одним из интересных технических решений стало появление в корме лючка для выброса стреляных гильз

Одним из интересных технических решений стало появление в корме лючка для выброса стреляных гильз

Люк командира

Люк командира

Люк заряжающего. На танке предусматривалась установка крупнокалиберного пулемета КПВТ, который на специальной турели крепился на люке заряжающего

Люк заряжающего. На танке предусматривалась установка крупнокалиберного пулемета КПВТ, который на специальной турели крепился на люке заряжающего

источники:

 

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account