Второй день военно-патриотического слёта «Моторы Войны» в Самаре, прошедший 29 мая 2021 года
Военно-исторические и военно-патриотические мероприятия в этом году проходят весьма ударно. Естественно, в виду ковидной угрозы есть ряд ограничений, посему в ряде музеев празднование Дня Победы получилось довольно скромным, с точки зрения объема посетителей. Вместе с тем, там, где с посетителями проблемы не столь существенные, мероприятия прошли в полную силу. Это не только парады, но и военно-исторические реконструкции, а также другие мероприятия, напрямую связанные с военной техникой. Чаще всего это касается мероприятий, которые не имеют отношения к государственным структурам, либо к ним относятся отчасти. Тенденция эта появилась далеко не вчера, причем она является нормой для большинства стран. Отношение военных к старой технике обычно крайне специфичное, так что за дело берутся частники.
Более-менее осознанное коллекционирование исторической военной техники началось в России с начала 2000-х годов. Естественно, началось всё гораздо раньше, но до того речь шла скорее о единичных машинах, часто имеющих невысокую коллекционную ценность. За первое десятилетие 2000-х годов данное движение совершило мощный рывок вперед. Появились первые сильные коллекции, некоторые из которых ныне являются одними из наиболее сильных в мире. С количеством по военной технике у нас пока что всё плохо, посему мероприятия вроде The War And Peace невозможны, а вот с качеством совсем другая ситуация. Уже сейчас по России наберется с десяток коллекций и музеев, где есть породистые военные машины. И не только колесные: ныне частная военная техника составляет весьма приличный объем на парадах, а порой военные колонны полностью состоят из нее. Самое главное, что речь касается далеко не одной Москвы и Московской Области. Мощные коллекции есть в целом ряде российских регионов, причем они могут дать фору столице.
Одним из центральных российских мероприятий, посвященных классической военной технике, является военно-исторический слёт «Моторы Войны». В этом году слёту исполняется 10 лет, встречает он круглую дату весьма ударно. В прошлом году впервые слёт прошел 2 раза. Первый прошлогодний слёт прошел, как обычно, в районе Государственного Военно-Технического Музея (село Ивановское, городской округ Черноголовка), а в конце сентября повторили, уже совместно с парком «Патриот». В этом году формат расширился. Впервые «Моторы Войны» покинули территорию Московского региона, оказавшись в Самаре. Здесь находится две мощные коллекции, посему и два дня слёта оказались разными. Первый день, пришедшийся на День Пограничника, оказался богатым на события, связанные с автомобилями. Во второй день, который пришелся на День Военного Автомобилиста, главная роль пришлась на военные мотоциклы. Обычно они не столь массовые, но когда участвует мощнейшая в мире коллекция военных мотоциклов, иначе и быть не могло. О дне мотоциклов на «Моторах Войны» речь и пойдет.
Если кто всё еще не в курсе, наша резервная столица весьма богата на коллекционную военную технику. В этом можно убедиться, например, 9 мая и 7 ноября. Исторические парады там проводятся регулярно. Также существует два частных музея, в которых находятся мощнейшие коллекции классической военной техники. И если в Музей Внедорожных Машин попасть непросто, то Мотомир Вячеслава Шеянова, который находится в поселке Петра Дубрава, что к северо-востоку от Самары, открыт для посещения. Основу музейной коллекции составляют гражданские модели , но при этом здесь представлено множество уникальных военных мотоциклов. Есть здесь и несколько единиц автомобильной техники, включая и уникальные машины. Одним словом, есть что посмотреть.
Главная прелесть коллекции, впрочем, заключается в том, что все экспонаты — это не просто редкие образцы, но еще и в хорошем техническом состоянии. Любой из мотоциклов или автомобилей хоть сейчас можно завести и отправиться в путь. Оно и немудрено: в музее часто проводятся различные мероприятия, в которых мотоциклы являются главными участниками. Вот и в День Военного Автомобилиста мотоциклы просто покинули подиумы, на которых обычно стоят, и отправились в сторону леса, где и проходил второй день слёта. Отправился туда с десяток мотоциклов, а также часть машин, принимавших участие в первом дне «Моторов Войны».
Имелся и еще один автомобиль-участник, который прибыл из коллекции Мотомира Вячеслава Шеянова. Речь идет об итальянском легком артиллерийском тягаче FIAT-SPA TL 37. Машина крайне интересная, ныне являющаяся большой редкостью. Создавалась она тягач легкой полевой артиллерии калибра 75-100 мм, причем возить ее можно было без передка. Дело в том, что расчет находился внутри машины, а в багажнике размещался боекомплект. Автомобиль был не только полноприводным, но и полноуправляемым, выпускался в нескольких вариантах, включая и тягач для понтонного парка. Электрического зажигания автомобиль не имел, запускался при помощи кривого стартера. Для этого надо было откинуть передний бампер и крутануть ручку. Этот же фокус желающие могли проделать в лесу, где проходила акция «искусство полного привода», она же продолжение «Моторов Войны».
Впрочем, главными участниками второго дня «Моторов Войны» стали тяжелые военные мотоциклы. Всего на трассу вышло 10 машин, каждая из которых представляет большой интерес. Упор был сделан на мотоциклы с приводом на коляску, причем среди них оказалась и пара отечественных машин. Одной из них стал М-73 (М-73-72), появившийся в 1944 году, от базового М-72 мотоцикл отличался тем, что установили привод на коляску. На испытаниях М-73 показал более высокую, нежели М-72, проходимость и рекомендовался для запуску в серию. Увы, этого не произошло. Еще один мотоцикл относился к более поздней модели, на базе более мощного М-75. Его постигла та же судьба.
Ничуть не менее интересными являются японские мотоциклы. Их было представлено две модели — Тип 95 «Куроган» (дословно «черный металл» или сталь), и более поздний Тип 97 «Рикуо». Оба мотоцикла являлись японским развитием конструкции американского Harley-Davidson, но при общей похожести всё же имели отличия. При этом так получилось, что обозначение мотоцикла Тип 95 полностью совпало с индексом легкого полноприводного командирского автомобиля. Посему он менее известен, а на сегодняшний момент Тип 95 является более редким. Мотоциклы похожи друг на друга, но Тип 95 выпускался силами Nihon Nai-Nenki, а Тип 97 — силами Sankyo Seiyaki. Оба получили привод на коляску, что было явно не лишним при массе под полтонны.
Уникальность коллекции Мотомира Вячеслава Шеянова в том, что здесь можно увидеть образцы, про которые далеко не все знают. Среди них в поле оказались и те модели, которые служили во французской армии. Помимо Gnome-Rhône AX II, который являлся весьма массовым образцом, по лесным дорогам прокатился и мотоцикл, куда менее известный, да и еще не совсем чтобы французский. Речь идет о Gillet Herstal 720 AF, французском мотоцикле, который являлся одноклассником Gnome-Rhône AX II. Появление его во французской армии было вынужденным, поскольку французские производители попросту не справлялись с заказами. Бельгийские мотоциклы оснащались французскими колясками, они имели то же назначение, что и Gnome-Rhône AX II.
Надо сказать, что тема бельгийских мотоциклов — это вообще отдельный пласт истории. У бельгийской армии мотоциклы были крайне интересными, один только трехколесный FN Tricar Т3, который уже был гостем «Моторов Войны», чего стоит. В этот же раз был показан еще один интересный образец — тяжелый мотоцикл FN M12a SM с приводом на коляску. Кстати, как раз эта модель стала базой для FN Tricar Т3. Крайне интересный мотоцикл, который, впрочем, не особо помог бельгийской армии в мае 1940 года. Как и французские мотоциклы, они стали немецкими трофеями, так что попали и к нам. Также участие в мероприятиях принимали английские и немецкие мотоциклы, все с колясками.
Отличием от первого дня «Моторов Войны» стало то, что на мотоциклах могли прокатиться и участники слёта. Редкая возможность, которой было грех не воспользоваться. Кроме мотоциклов, а лагере «лесной» части мероприятия находились и машины участников первого дня слёта. Часть из них также прокатилась по лесным дорогам. Эта трасса, к слову, существенно отличалась от пятничной. Без перепадов высот и довольно узкая. Особенно тяжело тут было тяжелым машинам, порой вписаться в поворот получалось не с первого раза.
Финалом второго дня «Моторов Войны» стало посещение музея, а также лекция, которую провел Вячеслав Шеянов. То, что выехало в лес — это лишь малая часть того, что представлено в музее, а уж послушать было что. И про военные мотоциклы, и про гражданские. Про наиболее интересные образцы будет отдельный материал, они того достойны. Некоторые из них поистине уникальные, вы их более не увидите нигде.