Второй день военно-патриотического слёта «Моторы Войны» в Самаре, прошедший 29 мая 2021 года
Военно-исторические и военно-патриотические мероприятия в этом году проходят весьма ударно. Естественно, в виду ковидной угрозы есть ряд ограничений, посему в ряде музеев празднование Дня Победы получилось довольно скромным, с точки зрения объема посетителей. Вместе с тем, там, где с посетителями проблемы не столь существенные, мероприятия прошли в полную силу. Это не только парады, но и военно-исторические реконструкции, а также другие мероприятия, напрямую связанные с военной техникой. Чаще всего это касается мероприятий, которые не имеют отношения к государственным структурам, либо к ним относятся отчасти. Тенденция эта появилась далеко не вчера, причем она является нормой для большинства стран. Отношение военных к старой технике обычно крайне специфичное, так что за дело берутся частники.
Более-менее осознанное коллекционирование исторической военной техники началось в России с начала 2000-х годов. Естественно, началось всё гораздо раньше, но до того речь шла скорее о единичных машинах, часто имеющих невысокую коллекционную ценность. За первое десятилетие 2000-х годов данное движение совершило мощный рывок вперед. Появились первые сильные коллекции, некоторые из которых ныне являются одними из наиболее сильных в мире. С количеством по военной технике у нас пока что всё плохо, посему мероприятия вроде The War And Peace невозможны, а вот с качеством совсем другая ситуация. Уже сейчас по России наберется с десяток коллекций и музеев, где есть породистые военные машины. И не только колесные: ныне частная военная техника составляет весьма приличный объем на парадах, а порой военные колонны полностью состоят из нее. Самое главное, что речь касается далеко не одной Москвы и Московской Области. Мощные коллекции есть в целом ряде российских регионов, причем они могут дать фору столице.
Одним из центральных российских мероприятий, посвященных классической военной технике, является военно-исторический слёт «Моторы Войны». В этом году слёту исполняется 10 лет, встречает он круглую дату весьма ударно. В прошлом году впервые слёт прошел 2 раза. Первый прошлогодний слёт прошел, как обычно, в районе Государственного Военно-Технического Музея (село Ивановское, городской округ Черноголовка), а в конце сентября повторили, уже совместно с парком «Патриот». В этом году формат расширился. Впервые «Моторы Войны» покинули территорию Московского региона, оказавшись в Самаре. Здесь находится две мощные коллекции, посему и два дня слёта оказались разными. Первый день, пришедшийся на День Пограничника, оказался богатым на события, связанные с автомобилями. Во второй день, который пришелся на День Военного Автомобилиста, главная роль пришлась на военные мотоциклы. Обычно они не столь массовые, но когда участвует мощнейшая в мире коллекция военных мотоциклов, иначе и быть не могло. О дне мотоциклов на «Моторах Войны» речь и пойдет.

Уникумы в лесу. На переднем плане английский мотоцикл Norton Big Four 633 с коляской. Как и положено английской машине, водитель, то есть мотоцикл, справа
Если кто всё еще не в курсе, наша резервная столица весьма богата на коллекционную военную технику. В этом можно убедиться, например, 9 мая и 7 ноября. Исторические парады там проводятся регулярно. Также существует два частных музея, в которых находятся мощнейшие коллекции классической военной техники. И если в Музей Внедорожных Машин попасть непросто, то Мотомир Вячеслава Шеянова, который находится в поселке Петра Дубрава, что к северо-востоку от Самары, открыт для посещения. Основу музейной коллекции составляют гражданские модели , но при этом здесь представлено множество уникальных военных мотоциклов. Есть здесь и несколько единиц автомобильной техники, включая и уникальные машины. Одним словом, есть что посмотреть.
Главная прелесть коллекции, впрочем, заключается в том, что все экспонаты — это не просто редкие образцы, но еще и в хорошем техническом состоянии. Любой из мотоциклов или автомобилей хоть сейчас можно завести и отправиться в путь. Оно и немудрено: в музее часто проводятся различные мероприятия, в которых мотоциклы являются главными участниками. Вот и в День Военного Автомобилиста мотоциклы просто покинули подиумы, на которых обычно стоят, и отправились в сторону леса, где и проходил второй день слёта. Отправился туда с десяток мотоциклов, а также часть машин, принимавших участие в первом дне «Моторов Войны».
Имелся и еще один автомобиль-участник, который прибыл из коллекции Мотомира Вячеслава Шеянова. Речь идет об итальянском легком артиллерийском тягаче FIAT-SPA TL 37. Машина крайне интересная, ныне являющаяся большой редкостью. Создавалась она тягач легкой полевой артиллерии калибра 75-100 мм, причем возить ее можно было без передка. Дело в том, что расчет находился внутри машины, а в багажнике размещался боекомплект. Автомобиль был не только полноприводным, но и полноуправляемым, выпускался в нескольких вариантах, включая и тягач для понтонного парка. Электрического зажигания автомобиль не имел, запускался при помощи кривого стартера. Для этого надо было откинуть передний бампер и крутануть ручку. Этот же фокус желающие могли проделать в лесу, где проходила акция «искусство полного привода», она же продолжение «Моторов Войны».

Участники «Моторов Войны» сменили на время свои машины на мотоциклы. Вместо Willys MB у Айрана Замалиева, участника «Моторов Войны» из Казани, появилась возможность прокатиться за рулем уникального М-73-72
Впрочем, главными участниками второго дня «Моторов Войны» стали тяжелые военные мотоциклы. Всего на трассу вышло 10 машин, каждая из которых представляет большой интерес. Упор был сделан на мотоциклы с приводом на коляску, причем среди них оказалась и пара отечественных машин. Одной из них стал М-73 (М-73-72), появившийся в 1944 году, от базового М-72 мотоцикл отличался тем, что установили привод на коляску. На испытаниях М-73 показал более высокую, нежели М-72, проходимость и рекомендовался для запуску в серию. Увы, этого не произошло. Еще один мотоцикл относился к более поздней модели, на базе более мощного М-75. Его постигла та же судьба.
Ничуть не менее интересными являются японские мотоциклы. Их было представлено две модели — Тип 95 «Куроган» (дословно «черный металл» или сталь), и более поздний Тип 97 «Рикуо». Оба мотоцикла являлись японским развитием конструкции американского Harley-Davidson, но при общей похожести всё же имели отличия. При этом так получилось, что обозначение мотоцикла Тип 95 полностью совпало с индексом легкого полноприводного командирского автомобиля. Посему он менее известен, а на сегодняшний момент Тип 95 является более редким. Мотоциклы похожи друг на друга, но Тип 95 выпускался силами Nihon Nai-Nenki, а Тип 97 — силами Sankyo Seiyaki. Оба получили привод на коляску, что было явно не лишним при массе под полтонны.
Уникальность коллекции Мотомира Вячеслава Шеянова в том, что здесь можно увидеть образцы, про которые далеко не все знают. Среди них в поле оказались и те модели, которые служили во французской армии. Помимо Gnome-Rhône AX II, который являлся весьма массовым образцом, по лесным дорогам прокатился и мотоцикл, куда менее известный, да и еще не совсем чтобы французский. Речь идет о Gillet Herstal 720 AF, французском мотоцикле, который являлся одноклассником Gnome-Rhône AX II. Появление его во французской армии было вынужденным, поскольку французские производители попросту не справлялись с заказами. Бельгийские мотоциклы оснащались французскими колясками, они имели то же назначение, что и Gnome-Rhône AX II.
Надо сказать, что тема бельгийских мотоциклов — это вообще отдельный пласт истории. У бельгийской армии мотоциклы были крайне интересными, один только трехколесный FN Tricar Т3, который уже был гостем «Моторов Войны», чего стоит. В этот же раз был показан еще один интересный образец — тяжелый мотоцикл FN M12a SM с приводом на коляску. Кстати, как раз эта модель стала базой для FN Tricar Т3. Крайне интересный мотоцикл, который, впрочем, не особо помог бельгийской армии в мае 1940 года. Как и французские мотоциклы, они стали немецкими трофеями, так что попали и к нам. Также участие в мероприятиях принимали английские и немецкие мотоциклы, все с колясками.
Отличием от первого дня «Моторов Войны» стало то, что на мотоциклах могли прокатиться и участники слёта. Редкая возможность, которой было грех не воспользоваться. Кроме мотоциклов, а лагере «лесной» части мероприятия находились и машины участников первого дня слёта. Часть из них также прокатилась по лесным дорогам. Эта трасса, к слову, существенно отличалась от пятничной. Без перепадов высот и довольно узкая. Особенно тяжело тут было тяжелым машинам, порой вписаться в поворот получалось не с первого раза.
Финалом второго дня «Моторов Войны» стало посещение музея, а также лекция, которую провел Вячеслав Шеянов. То, что выехало в лес — это лишь малая часть того, что представлено в музее, а уж послушать было что. И про военные мотоциклы, и про гражданские. Про наиболее интересные образцы будет отдельный материал, они того достойны. Некоторые из них поистине уникальные, вы их более не увидите нигде.