К 90-летию фактического принятия на вооружение Т-28 и Т-35, самых массовых танков в своём классе межвоенного периода
Содержание:
Первая мировая война, которая закончилась не точкой, а многоточием, оставила после себя немало вопросов. Касалось это и вопросов танкостроения. Если окончание Второй мировой войны дало однозначный ответ, куда двигаться дальше, Великая война оказалась совсем другой. Неудивительно, что разные страны выбрали совершенно разные направления развития как танков, так и бронетанковых соединений. Всё это наложилось на резкое снижение финансирования в межвоенный период. Результатом стало то, что немногие страны смогли реализовать свои замыслы по поводу системы бронетанкового вооружения.
Одной из немногих стран, где танкостроение имело достаточный объем финансирования, стал Советский Союз. Впрочем, и советская система бронетанкового вооружения заметно изменилась. 90 лет назад состоялось утверждение танков Т-28 и Т-35. Первый приняли на вооружение как танк резерва главного командования, а второй — в качестве мощного танка особого назначения. И Т-28, и Т-35 заметно отличались от того, что изначально заказывали. Фактически получились танки прорыва, заметно превысившие по массе первоначальные требования. Сегодня разговор будет об этих танках, ставших самыми массовыми в классе.
Танки переменной классификации
Говоря о Т-28 и Т-35, следует рассказать о том, что творилось в танкостроении межвоенного периода. Как уже было сказано выше, каких-то однозначных выводов по лучшей концепции танков Первая мировая дать не смогла. Для этого она закончилась слишком рано. Англичане и французы готовились к большой битве с использованием танков, известной как «план 1919». Поскольку она не состоялась, каждая страна осталась при своём мнении. При этом резкое снижение финансирования не позволило развернуть крупные танковые соединения. Конечно, существовали EMF (экспериментальные механизированные силы), но по ряду причин их не удалось реализовать в полной мере. К тому же EMF быстро «придушили», чем английские военные сами себе страшно навредили. Находясь впереди планеты всей, они умудрились далее сильно отстать.
Несмотря на крайне неоднозначную ситуацию в английском танкостроении, оно всё равно оставалось ориентиром для многих. В том числе и для командования Красной Армии. Еще в 20-е годы сформировалось три основных класса советских танков — малые «М» (они же танки сопровождения), маневренные «С» (средние танки) и большие «Б» (тяжелые танки прорыва). Из трех классов два, «С» и «Б», были представлены английскими трофейными боевыми машинами.
Информация об английских новинках доходила локально, поэтому, например, советские военные не «переболели» концепцией Vickers Mark D. В случае с маневренными танками ориентиром для них скорее являлись Medium Tank Mk.I/II. Вместе с тем, советский маневренный танк имел боевую массу порядка 16 тонн и полноценную противопульную броню, а также вооружение в виде 76-мм короткоствольного орудия. Скорость оценивалась в районе 20 км/ч, для того периода вполне достаточная. Что же касается танков «Б», то наверху трезво оценивали возможности промышленности и даже поначалу не составляли на него требования. Впрочем, большой танк виделся как классический танк прорыва, близкий к FCM 2C (хотя даже во второй половине 20-х годов ГУВП больше глядело на «ромбы»).
В июле 1929 года прорабатывалась новая система автобронетанкового вооружения Красной Армии. Ее автором оказался В.К. Триандафилов, во многом определивший направление развития отечественного танкостроения. Большой танк всё еще был под вопросом, а маневренный он именовал средним. Большого отличия от маневренных танков середины 20-х годов не было, но пушка теперь предполагалась калибра 45 мм, а скорость возрастала до 25-30 км/ч. Также утолщалась броня, на дистанции 750 метров она должна была держать бронебойные снаряда калибра 37 мм (реально речь идет о толщине 20-25 мм, не более).
Формировали данные требования на фоне того, как шла разработка «маневренного» танка Т-12. Изначально он имел те самые 16 тонн боевой массы, но по ходу работ Т-12 заметно потяжелел. Уже в конце 1929 года появляются альтернативные проекты, поскольку Т-12 не вписывался ни в требования по массе, ни по защите, ни по маневренности. Впрочем, дыренковский Д-4 (танк «Д») оказался еще хуже, а в 1930 году появился третий претендент — ТГ-1 (Танк «Г», или Т-Г). Детище Эдварда Гроте именовалось как «мощный» танк. Вроде уже и не «маневренный», но и не «большой». Оба танка, кстати говоря, получились крайне дорогими. Бюджет «танка Д» составлял 1,5 миллиона рублей, а «танка Г» — 2 миллиона рублей.
В отличие от крайне странного танка Дыренкова, который оказался большим (и дорогостоящим) пшиком, с ТГ-1 ситуация выглядела иной. Машина получилась «сырой», а ее боевая масса выросла с 18-19 до 25 тонн, тем не менее, она не прошла для отечественного танкостроения бесследно. «Мощный» танк с броней, достигающей толщины 30 мм (а это тогда вполне противоснарядная броня), а также с несколькими ярусами вооружения, заинтересовал командование Красной Армии. От услуг Гроте отказались, а далее идею «мощного» танка на заводе «Большевик» продолжил Н.В. Барыков, до того работавший с Гроте. Самое интересное в этой ситуации, что по состоянию на 1931 года «мощный» танк — это всё еще не тяжелый. В конце 1931 года появились требования на 50-тонный тяжелый танк.
Немалое влияние на разработку танков оказали результаты поездок руководства УММ КА за рубеж. Именно в это время состоялось заочное знакомство с A1E1 Independent и Medium Tank Mk.III. Они, безусловно, оказали очень большое влияние на развитие советских танков. Вместе с тем, говорить о том, что получилась копирка английских танков, неверно. Бралась скорее концепция, которую, кстати, англичане полноценно реализовать так и не смогли. Погоня за высокой подвижностью в случае с «16-тонниками» каждый раз заканчивалась плохо. На высоких скоростях ходовая часть быстро выходила из строя. А вот идею с пулеметными башнями, вынесенные вперед, признали удачной. Такие башни имели больший сектор обстрела, чем привычные шаровые пулеметные установки.
Летом 1931 года КБ-3 ВОАО, под руководством С.А. Гинзбурга, начало работы над новым танком — Т-28. В его случае слово «маневренный» уже не упоминалось. Исходно боевая масса ожидалась в районе всё тех же 16 тонн, но уже осенью 1931 года полная масса оценивалась в 20 тонн. При этом Гинзбург активно использовал не английские, а немецкие наработки. Ходовую часть брали с Großtraktor Krupp, у немцев взяли и концепцию с командиром в корпусе, как силовую установку использовали BMW VI. При этом концептуально танк получался ближе к английским разработкам. Одной из основных задач ставился прорыв укрепленной полосы обороны.
Еще более интересно выглядела ситуация с «мощным» танком. Работы по улучшенному ТГ, который переименовали в Т-35, привели к существенному росту боевой массы — до 35 тонн. Но при этом появился еще и «сверхмощный» танк, боевой массой сначала 65, а затем и 90 тонн. Т-35, при этом, иногда болтался в категории средних танков, хотя такая масса была характерной для машин тяжелого класса. Да и с Т-28 ситуация выглядела крайне любопытно. Опытный образец, изготовленный в 1932 году, более-менее вписался в требования. Но дальше сверху последовала команда «усилить» танк, что привело к существенному изменению Т-28.
Результатом стало то, что Т-28 и стал именоваться как «танк резерва главного командования». С точки зрения вооружения он оказался равнозначен Т-35, а боевая масса выросла до 23 тонн (с тенденцией роста). В случае же с тяжелыми танками сложилась ситуация, когда Т-35, чья боевая масса достигла 45 тонн, занял место «мощного танка особого назначения». Отчасти можно говорить о том, что решение оказалось вынужденным. Т-39, который метил на роль «полноценного» танка прорыва, получился слишком дорогим.
Эрзац-танк прорыва и бронесосиска сомнительной полезности
Принятое 80 лет назад решение было, можно сказать, отчасти вынужденным. По поводу Т-28 есть немало заблуждений, связанных со стереотипным мышлением. У нас как-то привыкли танки классифицировать по массе, хотя всё совсем не так просто, как кажется. Примите простую истину: окончательная классификация остается за тем, кто танк заказал. Это примерно как с «Пантерой», которую тучные стада «знатоков» продолжают именовать тяжелым танком. В случае же с Т-28 тучные стада схожих персонажей записывают в средние танки, рисуя всякие смешные теории.
Одной из наиболее распространенных идей является пляска с бубном на тему «Т-28 — лучший средний танк». Ну да, он, конечно, средний, но по массе. Но у нас классификация танков была по назначению. И не только у нас. У немцев было два средних танка, но один — «основного» назначения, а второй — танк поддержки. При этом разница между ними оказалась минимальной. В случае с Т-28 значилась вполне конкретная категория — танк качественного усиления. Т-35, можно сказать, оставался на подхвате.
В дальнейшем предполагалось, что танк качественного усиления будет иметь броню, защищающую его от крупнокалиберных пуль (то есть 25-30 мм), колесно-гусеничный ход и скорость до 70 км/ч (на колесах). Что же касается мощного танка особого назначения, то он предполагался как классический танк прорыва. Скорость порядка 30 км/ч, вооружение в виде 76 или 152-мм пушки (привет, Т-39), а броня должна была защищать от снарядов калибра 37-45 мм на дистанции 500 метров. Т-35, кстати, в тот момент именовали как «танк прорыва». Улучшенный Т-28, в ходе обсуждения системы вооружения в 1935 году, получал броню толщиной до 30 мм, а Т-35 — до 40 мм. А далее всплыл Т-29, наследник «советского Гросстрактора» — ПТ-1. Этот танк отвечал требованиям по подвижности, а также изначально имел колесно-гусеничный ход.
Другой вопрос, что планы и реальность часто не стыкуются. Т-35 получился не только сложным, но и дорогим, да и на ХПЗ он находился не в высшем приоритете. Собственно говоря, в межвоенный период танкам прорыва в принципе не особо везло, так что у Т-35 еще не всё так и плохо. Но достаточно просто посмотреть на объемы выпуска Т-35, чтобы всё стало понятно. Когда у вас танк на пике выпуска имеет тираж полтора десятка штук, это как-то несерьёзно.
Не менее интересная ситуация с тем, что из себя представлял Т-35 как боевая единица. На испытаниях 1936-37 годов Т-35 развил среднюю скорость по проселку 14 км/ч (реально еще меньше), при этом за время тестов на танке сменилось 2 мотора. Чрезмерная длина Т-35 была проблемой не только с точки зрения маневрирования, но и преодоления препятствий. Нельзя сказать, что Т-35 получился «парадным», но в целом «мощный танк особого назначения» выглядел как боевая машина для решения весьма ограниченного спектра боевых задач.
Самое же главное заключалось в том, куда именно шли как Т-28, так и Т-35. В 1934 году сформировали 4-й и 5-й отдельные тяжелые танковые полки (в 5-м, помимо Т-28, имелись и Т-35). Само название части говорит о том, какие именно танки там применялись. Если вы посмотрите на Т-28, внезапно увидите тот же Т-35, что касается броневой защиты и вооружения главной башни (по факту там та же самая башня). Надо сказать, что боевая масса обоих танков постепенно росла: Т-35 быстро достиг 50 тонн, а Т-28 потяжелел сначала до 25, а затем до 27,8 тонн. Но при этом Т-28 получился весьма подвижной боевой машиной. На испытаниях в 1938 году он развил среднюю скорость 30 км/ч по шоссе, 23,8 км/ч по проселку и 19 км/ч по целине.
Далее, 12 декабря 1935 года, тяжелые танковые полки переформировали в отдельные тяжелые танковые бригады. Согласно принятому штату, в состав бригады входили 54 Т-28, 16 БТ, 18 Т-26, а также 3 ХТ-26. Отдельным моментом стало то, что Т-35, как и ранее, концентрировали только в одной части. Ей стала 5-я отдельная тяжелая танковая бригада. Крайне неспешный выпуск данных танков привел к тому, что ими вооружали всего одну строевую часть, а остальные шли в учебные части. С Т-28 была совсем иная ситуация. Он фактически занял нишу танка прорыва, при этом он оказался в составе четырех тяжелых танковых бригад.
Безусловно, у Т-28 хватало проблем. Масса нареканий шло по поводу качества танков (репрессии на Кировском завода случились не на пустом месте). Ходовая часть, которую позаимствовали у Großtraktor Krupp, имела ограничения по скорости перемещения на проселке и целине. Кроме того, к 1938 году она была перегружена. Хватало и других болячек. Наконец, уже в 1937 году было понятно, что даже 30 мм брони маловато. Тем не менее, танк однозначно получился. Ни один другой танк-одноклассник того периода не выпускался столь большими тиражами. Тут можно вспомнить разве что Char B1 bis, но у этого танка оказалось еще больше «тараканов».
Судя по тому, что происходило далее с парой Т-28/Т-35, на самом верху оба танка к 1938 году считали одноклассниками. Собственно говоря, Т-28 прямым текстом неоднократно именовали танком прорыва. Правда, поначалу мысль была делать замену в виде развития концепции Т-35. Но далее всё встало на свои места. КВ, выросший из СМК-1, был скорее ближе к Т-28. Неоднократные попытки военных получить еще одну «сосиску прорыва» заканчивались одинаково.
То, что из пары Т-28/Т-35 получился именно первый, наглядно говорит и их боевая карьера. Во время советско-финляндской войны Т-35 так и не решились пустить в бой, а вот тяжелотанковые бригады на Т-28 сыграли весьма важную роль. Да и летом 1941 они вполне повоевали (в отличие от Т-35, у которых за всё время был всего один полноценный бой). В последний раз Т-28 ходил в бой летом 1944 года. Кроме того, стоит напомнить, что Т-28 усиливали по вооружению, а по итогам советско-финляндской войны часть танков получила экранировку. Т-35 так дорабатывать не стали.
В заключении следует еще раз обратить внимание на один важный момент. Что Т-28, что Т-35 фактически занимали одну и ту же нишу, являясь танками прорыва. Другой вопрос, что оптимальным танком прорыва изначально видели Т-35, а Т-28 пытались перевести в «оперативные» (как раз для этого планировался колесно-гусеничный ход). Но в итоге получилось так, что единственным полноценным танком прорыва оказался именно Т-28. Причем с этой ролью он вполне справился.
Список источников
- РГВА
- РГАЭ
- ЦАМО РФ
- РГАКФД
- ЦГА СПб
источник: https://dzen.ru/a/ZMjJ3qsBCiMSIy4w