Юрий Пашолок. Массовый толстобронный француз сомнительной полезности

14

Юрий Пашолок. Массовый толстобронный француз сомнительной полезности

История Renault R 35, самого массового современного французского танка на начало Второй мировой войны

Содержание:

Бодро начав в Первую мировую войну, после ее окончания французское танкостроение стало усиленно буксовать. Делало оно это настолько старательно, что умудрилось пропустить вперед англичан. У тех хватало своих проблем, но на фоне того, чего происходило во Франции, у английского танкостроения в 20-е дела обстояли неплохо. Результатом стало то, что к 1933 году, когда в Европе началось постепенное нагнетание атмосферы, у французов новые танки всё еще не были массовым явлением. Char B, на который делалась ставка, еще не сформировался окончательно, а легкий Char D превратился в средний танк.

Эффектный кадр маневров с участием Renault R 35. Именно в таких условиях выяснилось, что ходовая часть танка работает не так хорошо, как того хотелось бы

Эффектный кадр маневров с участием Renault R 35. Именно в таких условиях выяснилось, что ходовая часть танка работает не так хорошо, как того хотелось бы

2 августа 1933 года французские военные объявили конкурс на 6-тонный легкий танк, который должен был заменить устаревшие Renault FT. Согласно спецификации, двухместная боевая машина имела броню толщиной 30 мм, среднюю скорость 8-10 км/ч, а также вооружение в виде либо 37-мм пушки, либо пары пулеметов. Всего в конкурсе, который начался с предложения фирмы Hotchkiss, приняло участие 15 компаний. Результатом стала победа танка Renault ZM, принятого на вооружение как Renault R 35. Он стал самым массовым французским танком нового поколения, правда, к весне 1940 года он вызывал у французских военных далеко не самые теплые чувства.

Быстрое решение с сомнительными результатами

В начале 30-х годов Renault, и так игравшая существенную роль во французском танкостроении, заметно нарастила своё присутствие. Во многом это связано с деятельностью Франсуа Леидо, во второй половине 20-х годов ставшего одним из ключевых людей в империи Луи Рено. Он не скрывал своих амбиций относительно своего места в Renault, брак с дочерью Луи Рено недвусмысленно на это намекал. Обладавший хорошей деловой хваткой и связями, Леидо в начале 30-х годов провернул немалое число сделок, которые вернули Renault на лидирующие позиции. Касалось это как экспортных поставок, так и работ по линии французской армии.

Изначальный проект Renault ZM

Изначальный проект Renault ZM

Возглавляя бронетанковое направление Renault, Леидо смог отхватить наиболее жирные куски программы моторизации французской армии. Сначала Renault смогла обойти Latil и Brandt, создав транспортер Renault UE. Он стал самой массовой гусеничной машиной французской армии. Это стало едва ли не единственной крупной удачей французской программы моторизации. Далее удалось вырвать победу в программе создания легкого броневика-разведчика AMR. По ходу развития этой программы французская кавалерия решила, что ей нужен не броневик, а что-то вроде английского 4-тонного танка-разведчика. Так на свет появился AMR 33 VM (Renault VM), первый по-настоящему маневренный французский танк, пошедший в серию.

Renault ZM и один из опытных образцов Renault ZT. Эти танки имели один и тот же мотор, а позже еще и одинаковую подвеску

Renault ZM и один из опытных образцов Renault ZT. Эти танки имели один и тот же мотор, а позже еще и одинаковую подвеску

С Renault VM напрямую связана история появления нового танка, который стал ответом на объявленный французскими военными конкурс. В марте 1933 на испытания вышли доработанные Renault VM с новой ходовой частью. Они получили подвеску, в которой как упругие элементы использовались резиновые «шайбы». Передний и задний узел подвески был «одинарным», центральный «двойной». Они легко стыковались, что позволяло собрать необходимое число тележек. На серийный Renault VM пошла более консервативная ходовая часть, но позже ее использовали в ходе модернизации танка. Ее результатом стало появление Renault ZT, а еще раньше ходовая часть пригодилась на танке, который Renault стала создавать в ответ на запрос французского пехотного командования.

К моменту начала испытаний башня уже не устраивала французских военных

К моменту начала испытаний башня уже не устраивала французских военных

Собственно говоря, именно Renault (а конкретно Леидо) была одним из инициаторов конкурса. Для того, чтобы создать опытный образец своей «танкетки», Hotchkiss, первой постучавшейся к французским военным, требовалось время. У Renault же имелся опыт создания Renault VM, понимание, что было сделано не так, а заодно и подходящая ходовая часть. Кроме того, новый танк создавался параллельно с работами по модернизации Renault VM. Также имелся опыт создания более тяжелого гусеничного «броневика» — Renault VO, под который изначально создавалась модернизированная ходовая часть. Этот танк, относившийся к категории AMC (Automitrailleuse de combat, боевой бронеавтомобиль), получил ходовую часть с 6 опорными катками на борт. Далее концепцию переиграли, на свет появился Renault YR (AMC 34), имевший мало общего с предшественником, но во второй половине 1933 года наработки пригодились.

Схема моторно-трансмиссионной группы Renault R 35. Опытный образец почти ничем не отличался

Схема моторно-трансмиссионной группы Renault R 35. Опытный образец почти ничем не отличался

Облик Renault ZM стал формироваться к началу 1934 года. С точки зрения ходовой части он скорее повторял Renault VO, но число опорных катков на борт сократилось до 5. Из них 1 имел индивидуальную подвеску, остальные сгруппировали в 2 тележки. Что же касается общей компоновочной схемы, то она была вполне рядовой для легких гусеничных машин Renault того периода. Ведущие колеса спереди, главная передача, КПП и мотор со смещением вправо, отделение управления и боевое отделение со смещением влево. Правда, мотор пришлось двигать максимально назад, поскольку опыт его установки на Renault VM ближе к носовой части вызвал ряд проблем. К слову, компоновочная схема была украдена французскими инженерами с английской танкетки Carden-Loyd, да и подвеска имела английское происхождение. Подрезали ее у Сидни Хортманна, правда, у того использовались не резиновые блоки, а пружины.

Мотор был неплох, но для танка 6-тонного класса

Мотор был неплох, но для танка 6-тонного класса

С мотором Renault мучиться не стала. Широкая гамма грузовых и легковых машин позволяла подобрать подходящий двигатель. Им стал 4-цилиндровый рядный мотор Renault 22 CV тип 432 объемом 5,88 литров и мощностью 82 лошадиные силы при 2200 об/мин. Для танка, который по спецификации имел массу 6 тонн, даже при условии неизбежного ее роста, должно было хватить. Главным отличием Renault ZM от других танков фирмы стала конструкция корпуса и башни. Ее подрезали у Hotchkiss, руководствуясь принципам Генри Эйнсворта, главного идеолога «танкетки». Полностью от катаных листов на Renault отказываться не стали, из них делались борта и днище «ванны». Остальные детали были литыми, собирались на болтах. Такая конструкция позволяла заметно упростить (и удешевить) конструкцию корпуса, избавившись от заклепок. Также такой корпус имел более высокую ремонтопригодность. Достаточно было просто заменить поврежденные листы, и машина готова к бою.

Неплоха была и подвеска, но тоже с оговорками. Для 6-тонного танка

Неплоха была и подвеска, но тоже с оговорками. Для 6-тонного танка

Литой была и башня, изначально имевшая форму купола. По большому счету, она являлась повторением конструкции Renault FT, но уже без башенки сверху и с боковыми смотровыми приборами. Как и у предшественника, попадал командир (он же, наводчик, он же заряжающий) в нее через двухстворчатый люк, размещавшийся сзади. В носовой части башни имелся выступ, с правой стороны которого размещалась установка 37-мм пушки SA 18. В Renault не искали сложных путей, установка орудия повторяла ту, что использовалась на Renault FT. Впрочем, данную башню забраковали, что привело к созданию новой башни. Теперь приоритетом являлось вооружение из двух пулеметов MAC Mle.1931. Также, по результатам замечаний французских военных, несколько изменился корпус.

Танк, в ходе испытаний, дорабатывали. На этом снимке виден лючок на крыше башни. Также танк получил крылья

Танк, в ходе испытаний, дорабатывали. На этом снимке виден лючок на крыше башни. Также танк получил крылья

Работа по Renault ZM двигалась довольно бодро, с опережением конкурентов. Французское пехотное командование мало интересовало, кто у кого что украл. Главным являлось то, что требовались танки, которые могли бы заменить устаревшие Renault FT. Также их интересовал финансовый вопрос. На тот момент идея массового двухместного танка была популярной в ряде стран, но у французов был свой взгляд. Пехотное командование ставило на «подвижное бронированное гнездо», обладающее легкой противоснарядной броней. С этой самой броней связано одно из ключевых событий в истории французских легких пехотных танков. 22 мая 1934 года спецификацию изменили. Толщину брони увеличили с 30 до 40 мм, теперь она должна была защищать от огня 25-мм пушки. Максимальную скорость подняли до 20-25 км/ч, а вооружение теперь состояло из 37-мм пушки SA 18 и спаренного пулемета MAC Mle.1931.

Корпус с утолщенной броней, на чертеже он еще носит индекс Char ZM

Корпус с утолщенной броней, на чертеже он еще носит индекс Char ZM

С одной стороны, идея вроде здравая, а с другой, по программе создания легких пехотных танков был нанесен удар. Дело в том, что с 4 фирмами (Batignolles-Châtillon, Delaunay Belleville, FCM и Renault) уже заключили контракты на изготовление опытных образцов. Это не считая контракта с Hotchkiss, который подписали первым. Естественно, у всех перечисленных фирм танки находились уже в стадии создания опытных образцов. Переделывать что ходовую часть, что весь остальной танк было уже поздно. В результате французские военные сами себе создали проблему, которая им потом сильно аукнулась. Поначалу, впрочем, ситуация казалась не столь критичной. Renault не стала переделывать шасси, но опытная башня уже имела толщину 40 мм. В результате опытный Renault ZM, вышедший на испытания 20 декабря 1934 года, имел боевую массу не 6, а 7,5 тонн. И это было только началом.

Массовость с перегрузом

Поскольку корпус еще не имел толщину по новой спецификации, пока что танк имел неплохую подвижность. Первый этап испытаний прошел успешно, а далее Renault ZM стали дорабатывать. Поначалу он ездил без крыльев, их ввели в ходе доработок, которые вносили по результатам первых тестов. Менялась и надмоторная плита, танк получал дополнительное оборудование. Под конец испытаний на корпус повесили балласт для достижения боевой массы 9 тонн.

Финальная конфигурация Renault ZM, с башней APX-R. На ботах закреплен балласт

Финальная конфигурация Renault ZM, с башней APX-R. На ботах закреплен балласт

Главным изменением, впрочем, стала башня. Поскольку теперь вооружение было другим, текущая конструкция башни стала не актуальной. Кроме того, у нее имелся ряд недостатков, связанных, например, с обзорностью. Ее место заняла башня, имевшая крайне интересную историю. Среди фирм, которые бились в конкурсе на новый легкий танк, была и APX (Ateliers de Puteaux). В феврале 1934 года она представила проект легкого танка Char 6-t APX. Сам танк не представлял ничего особенного, зато его башня, доработанная в марте 1934 года, вызвала интерес у французских военных. Судя по всему, именно эта башня использовалась как образец при разработке доработанной спецификации на легкий танк. Ее окончательный вариант был представлен APX 18 апреля 1934 года.

Renault FT с регистрационным номером 50004, головной серийный танк

Renault FT с регистрационным номером 50004, головной серийный танк

Char 6-t APX даже построили (за свой счет), но шансов на серийное производство у него не имелось. Зато башня, получившая обозначение APX-R, оказалась на опытном образце Renault ZM. Концептуально эта башня также имела немало общего с Renault FT, но не более того. Она получила смотровые приборы спереди и по бокам, также появилась смотровая башенка, имевшая круговое вращение. Спаренную установку 37-мм пушки SA 18 и пулемета MAC Mle.1931 сместили вправо, что позволило выкроить немного места для командира/наводчика/заряжающего. Люк в кормовой части стал одностворчатым, его створка опускалась вниз, выполняя роль сиденья при езде в походном положении.

К моменту запуска в серию танк имел массу около 10 тонн. Для мотора и подвески это были плохие новости

К моменту запуска в серию танк имел массу около 10 тонн. Для мотора и подвески это были плохие новости

По итогам дополнительных испытаний, проходивших с января по май 1935 года, французские военные определились с выбором легкого танка. 29 апреля 1935 года с Renault подписали соглашение о поставке 300 танков, получивших обозначение Char léger Modèle 1935 R (лёгкий танк обр.1935 фирмы Renault). Впрочем, более известен он как Renault R 35. Официально на вооружение французской армии его приняли позже — 25 июня 1936 года. Танк, можно сказать, приняли на вооружение авансом, поскольку машина еще не получила утолщенный корпус. Казалось бы, что могло пойти не так.

Танк был технологичным, можно было из двух разбитых собрать один

Танк был технологичным, можно было из двух разбитых собрать один

Для начала, французские военные в упор не замечали, что сами себе создают проблемы. Дело было не только в том, что измененная спецификация запустила часовой механизм, сработавший уже после отправки Renault R 35 в войска. Активность Франсуа Леидо, который старался подмять максимальное число контрактов, вышло боком и французской пехоте, и французской кавалерии. Набрав заказов, Renault в них «утонула», что привело к существенным задержкам по поставкам танков. Первыми не выдержало командование кавалерии. В ноябре 1935 года был подписан контракт на изготовление 200 экземпляров Char léger Modèle 1935 H, DIT. Более известный как Hotchkiss H 35, он был наследником той самой «танкетки», с которой всё и началось. Танк Hotchkiss отвергла пехота, но подобрала кавалерия, при этом отказавшись от дальнейших закупок AMR 35 ZT.

На маневрах в Нормандии, 1937 год. В этот момент пошли жалобы на перегруженную ходовую часть

На маневрах в Нормандии, 1937 год. В этот момент пошли жалобы на перегруженную ходовую часть

Французской пехоте деваться было некуда, но то, что 26 мая 1935 года FCM получила заказ на 100 Char léger Modèle 1936 FCM, уже наводил на некоторые мысли. Первые Renault R 35 были сданы в мае 1936 года, к тому моменту автомобильный гигант весьма так лихорадило. Сложное финансовое положение вынудило французское правительство пойти на крайние меры. 2 декабря 1936 года предприятие Renault в Исси-ле-Мулино было национализировано. Танковое производство переименовали в AMX (Ateliers de construction d’Issy-les-Moulineaux). Аналогичные действия пришлось применить и к танковому производству APX, так появился завод Ateliers de construction de Rueil (ARL). Не самое оптимистичное начало массового выпуска танка, заказы на который продолжали добавляться.

Результат обстрела танка 50004. Броня? Нет, не слышали!

Результат обстрела танка 50004. Броня? Нет, не слышали!

Беда не приходит одна. В 1937 году танк стал массово использоваться на учениях французской пехоты, и вот тут стали вылезать проблемы, которые выглядели ожидаемыми. Дело в том, что боевая масса серийного танка составила 11 тонн (по немецким данным 9,9 тонн). На всякий пожарный напомню, что исходная спецификация подразумевала 6 тонн, а измененная — 9 тонн. Ни в одну, ни в другую спецификацию не вписалась не одна фирма. Hotchkiss обошлась малой кровью, хотя на Hotchkiss H 35 отмечался выход из строя резиновых бандажей опорных катков. FCM 36 от этого не страдал, ибо там была ходовая часть с цельнометаллическими опорными катками. Оба танка пострадали больше по подвижности, поэтому появился Hotchkiss H 39 с более мощным мотором. А вот Renault R 35 пострадал «везде». Удельная мощность снизилась, даже по самым оптимистичным подсчетам, до 8,4 л.с. на тонну. Максимальная скорость по шоссе составляла 20 км/ч, а средняя скорость по проселку — 8,7 км/ч. Еще хуже было то, что ходовая часть, рассчитанная на иные нагрузки, плохо себя вела на бездорожье.

Опытная башня FCM 36 на шасси Renault ZM. Позже пробовали ставить и серийную башню, но что-то пошло не так

Опытная башня FCM 36 на шасси Renault ZM. Позже пробовали ставить и серийную башню, но что-то пошло не так

Далее выяснилось, что и броневая защита у танка «не очень». В июне 1937 года первый серийный образец Renault R 35, имевший регистрационный номер 50004, испытали обстрелом. Выяснилось, что из 22 попаданий снарядами калибра 25 мм 13 пробили броню. Еще хуже себя танк повел при обстреле бронебойными снарядами немецкой 37-мм противотанковой пушки 3,7 cm Pak. Из 18 снарядов 14 также пробили броню. По факту пробитие шло на дистанции 300-400 метров и ближе, но это вполне себе обычное расстояние для боевых действий на тамошнем ТВД. Литая броня имела не только плюсы, но и минусы, стойкость у нее на 10-15% ниже, чем у катаной. Кроме того, сама броня у французов, как показали исследования советских специалистов, проводившихся в 1940 году, оказалась далеко не лучшего качества.

Танк имел не только недостатки. Он неплохо чувствовал себя в горах

Танк имел не только недостатки. Он неплохо чувствовал себя в горах

Имелись претензии и к боевому отделению. Смотровая башенка APX-R оказалась неудачной по конструкции, пользоваться ей было неудобно. Критике подверглись и смотровые приборы, уязвимые даже для огня стрелкового оружия. Именно это привело к тому, что возникла идея поставить на Renault R 35 башню от FCM 36. Дальше последовала полудетективная история. Обстрел башни FCM 36 показал якобы слабость сварных швов, но есть мнение, что дело заключалось в происках конкурентов. Так или иначе, но замены не случилось, а по ходу производства APX-R получила более совершенные смотровые приборы.

Танки позднего выпуска получили новые башенные смотровые приборы

Танки позднего выпуска получили новые башенные смотровые приборы

В результате командование французской пехотой получило что-то вроде чемодана без ручки. Плюсов у танка хватало. Какая-никакая, но всё же броня, массовость, а также самый низкий ценник (около 200000 франков, примерно столько же стоил Hotchkiss H 35). Но низкая подвижность и проблемы с ходовой частью удручали. Также в 1938 году стало понятно, что 37-мм пушка SA 18 слабовата. Начались работы по новой ходовой частью, с ней должен был выпускаться 1501-й серийный танк. Также Renault R 35 стал первым танком нового поколения, который стал предлагаться на экспорт. С учетом острой необходимости французской армии в новых танках недобрый знак. В апреле 1939 года было подписано соглашение о закупке 100 танков польской стороной, из них 50 успело дойти до адресата.

Поздние Renault R 35 получали "хвосты"

Поздние Renault R 35 получали «хвосты»

По состоянию на начало Второй мировой войны общий заказ на Renault R35 составлял 1800 танков, из них 1070 построили и 1035 ушло в части. Выпуск шел довольно бодро, в среднем осенью-зимой 1939 года ежемесячно сдавалось по 50 танков. Для понимания, каждый месяц французская пехота получала по 1 полному танковому батальону. Дополнительно добавился заказ на еще 500 танков, но, как уже говорилось выше, в чистом виде их собирались выпускать до 1500-й машины. Дальше в серию шел танк, известный как Renault R 40. В реальности сдали чуть больше — 1545 штук (включая опытные образцы и головной танк 50004). Они имели регистрационные номера 50001-51545. Эта цифра включает в себя 50 танков для Польши (вторая партия уехала в Ливан, то есть досталась французам) 100 танков для Турции (по 50 танков в феврале-марте 1940 года) и 50 штук, построенных в апреле 1940 года для Югославии.

Renault R 35 с пушкой SA 38. Выпустили их совсем немного

Renault R 35 с пушкой SA 38. Выпустили их совсем немного

Стоит также упомянуть вопрос вооружения. Как уже говорилось выше, к 1938 году стало понятно, что 37-мм пушка SA 18 слабовата. Но деваться поначалу особо было некуда, порой на Renault R35 ставились пушки, снятые с Renault FT. Тем не менее, удалось создать более мощное орудие — 37-мм танковую пушку SA 38. На дистанции 100 метров она поражала броню толщиной 29 мм, то есть имелся хоть какой-то шанс поразить ранние Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV. Проблема в том, что эти пушки начали выпускать в 1940 году. В общей сложности их поставили где-то на 150-200 танков, причем скорее более правдива первая цифра.

Массовка французской кампании

Исходная организационная структура французских подразделений, вооруженных Renault R 35, ничем не отличалась от штатов подразделений на Renault FT. Сводили новые танки в танковые батальоны при танковых полках. К тому моменту организационная структура подразумевала танковый батальон «нового» типа. Всего в него входило 45 танков, из них 1 командирский, рота управления (5 танков) и 3 роты по 13 танков в каждом (1 танк управления и 4 взвода по 3 танка в каждом). Такая структура, например, была в 507-м танковом полку, которым командовал полковник Шарль де Голль.

Renault R 35 из состава 507-го танкового полка. Они одними из первых получили радиостанции

Renault R 35 из состава 507-го танкового полка. Они одними из первых получили радиостанции

Надо сказать, что де Голль был скорее «неправильным» командиром, с той точки зрения, что не сидел на своём месте ровно. Например, он настоял на том, чтобы его танки получили радиостанции. На Renault R 35 они были редким явлением, чаще пользовались флажками. Да и некоторые недостатки, которые выявились по ходу эксплуатации, связаны с его именем. Касалось это и поведения Renault R 35 на бездорожье. По ходу производства эту проблему старались решить разными способами. Например, появился хвост, помогавший во время преодоления окопов и прочих неровностей.

Renault R 35 мелькал на агитационных плакатах. Правда, на лице танкиста какая-то безнадежность

Renault R 35 мелькал на агитационных плакатах. Правда, на лице танкиста какая-то безнадежность

Надо сказать, что критиковать Renault R 35 необходимо с некоторыми оговорками. Во-первых, маневры с его участием показали не только отрицательные результаты. Танк получился медленным, но зато весьма бодро ползавшим по холмистой местности. Этим потом воспользовались скорее не французы, а немцы. Во-вторых, следует посмотреть на его прямых одноклассников. В них значились Pz.Kpfw.II и Light Tank Mk.VI. Как и детище Renault, на начало войны они оказались самыми массовыми танками в своих армиях. И нельзя сказать, что они получились лучше. В мае-июне 1940 года эти танки оказались на одном и том же поле боя. От Light Tank Mk.VI толка вообще оказалось очень мало. А в случае с Pz.Kpfw.II его встреча с Renault R 35 не сулила немецкому танку ничего хорошего. Главная проблема заключалась в том, что у немцев хватало и других танков. А вот против них шансов у самого Renault R 35 было немного.

На начало войны французская армия имела более 1000 таких танков. Но особого энтузиазма военные от этого не испытывали

На начало войны французская армия имела более 1000 таких танков. Но особого энтузиазма военные от этого не испытывали

На начало Второй мировой войны Renault R 35 находились в составе более чем 20 танковых батальонов. К тому моменту их организация изменилась. 27 августа 1939 началось переформирование батальонов танковых полков в отдельные танковые батальоны (BCC, bataillon de chars de combat). Танков в них было столько же, сколько и ранее (45 штук). По состоянию на 1 апреля 1940 года в частях первой линии находилось 880 танков, плюс 13 в ремонте. В общей же сложности во Франции их имелось 1063 штуки. Немало, но Renault FT на 1 апреля 1940 года имелось 1445 штук, из них 504 в строевых частях.

Выпуск Renault R 35 прекратился в мае 1940 года

Выпуск Renault R 35 прекратился в мае 1940 года

Воевали французские танковые батальоны, вооруженные Renault R 35, вполне достойно. Но боевые действия мая-июня 1940 года мало напоминали то, для чего эти танки создавали. Для немецких танковых и пехотных дивизий они если и являлись проблемой, то не особо сложной. Танки, впрочем, терялись не только от вражеского огня, нередкими были и поломки. В любом случае, ставка на «меньше, но больше» явно не сработала. Как машина поддержки пехоты Renault R 35 был слабоват, 37-мм осколочный снаряд по эффективности был не лучше ручной гранаты. Против танков SA 18 была эффективна только в случае, если противником оказывался Pz.Kpfw.I или Pz.Kpfw.II. В других случаях ее эффективность была низкой.

Закономерный финал

Закономерный финал

Из троицы FCM 36/Hotchkkiss H 35/Renault R 35 последний оказался самым массовым, но и самым плохим танком. Идея двухместных легких танков была в принципе неудачной, а в условиях, когда танк перегрузили, финал немного предсказуем. У французских генералов был шанс на разумное решение — массово выпускать Char D2. Но они его упустили, а когда спохватились, было уже поздно.

Список источников

      1. The Encyclopedia of French Tanks and Armoured Fighting Vehicles: 1914–1940, Franзois Vauvillier, Histoire & Collections, 2014
      2. Renault R35/R40, Pascal Danjou, TRACKSTORY №4, 2005
      3. Renault R35/R40, Pascal Danjou, Focus №7, 2010
      4. CAAPC
      5. Архив автора
      6. US NARA

источник: https://dzen.ru/a/Y9uiUjr6phOmPvYr

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account