История немецкого легкого бронеавтомобиля-разведчика leichter Panzerspähwagen (MG) Sd.Kfz.221
Содержание:
Как и ряд других стран, в годы Первой мировой войны немецкая армия обзавелась бронеавтомобилями. В случае с броневиками немецкий подход оказался весьма оригинальным. Самый первый немецкий броневик был построен на базе легкового автомобиля, но далее приоритетом стали грузовые шасси. Схожие тенденции наблюдались и у рейхсвера. Sd.Kfz.3, первый немецкий бронеавтомобиль межвоенного периода, относился к тяжелому классу. Также в конце 20-х годов, под руководством Фердинанда Порше, был разработан 4-осный тяжелый бронеавтомобиль ARW. Но в начале 30-х годов концепция несколько изменилась.
К 1933 году немецкая армия, ранее ставившая на тяжелые бронеавтомобили, несколько изменила концепцию. Для обеспечения нужд созданных тогда же рот бронеавтомобилей было решено изготовлять и легкие бронемашины. Немцы не стали изобретать велосипед и просто воспользовались американским опытом. Взяв за основу легковые автомобили, они построили собственных «скаутов». Пулеметовоз Kfz.13 и радийный Kfz.14 стали первыми немецкими крупносерийными легкими броневиками. Впрочем, уже в начале 1934 года начались работы по созданию легкого броневика-разведчика второго поколения. Точнее, целого семейства броневиков. Изначально самым массовым из них должен был стать Sd.Kfz.221, но что-то явно пошло не так.
Единое легкое шасси
В случае с новыми немецкими бронемашинами-разведчиками первым шагом стало создание шасси. Опыт разработки Kfz.13/Kfz.14 показывал, что коммерческое шасси является быстрым, но совсем не идеальным решением вопроса. Кроме того, общая концепция немецких бронемашин, создававшихся со второй половины 20-х годов, подразумевала размещение силовой установки в кормовой части корпуса. Такое решение позволяло существенно улучшить ситуацию с обзорностью, а также более рационально разместить боевое отделение. Еще одним важным моментом было то, что специальное шасси и более плотная компоновка позволяли укоротить базу. Тем самым экономилась масса, а также снижался риск посадить броневик на брюхо.
Исполнителем работа по шасси стал Horch. Такое решение выглядело наиболее логичным: в Цвиккау как раз начали работу над двумя типами армейских полноприводных внедорожников. Одним из них был Horch 108, который создавался по программе единого армейского тяжелого легкового автомобиля повышенной проходимости. Называть эту машину легковой можно условно. Грузоподъемность шасси составляла 1,5 тонны, а колесная база достигала 3 метров. Деревянного кузова с откидными бортами, конечно, не предусматривалось, но по возможностям Horch 108 был близок к грузовикам. Работа по шасси для нового броневика-разведчика была запущена параллельно. Больше того, закончили опытный образец шасси раньше обычной машины — в июле 1934 года.
Шасси получило обозначение Horch 801, то есть 108 наоборот. Говорить о том, что в Цвиккау просто взяли и развернули шасси обычного автомобиля, точно не приходится. Рама была полностью своя, а колесную базу сократили до 2800 мм. Перенос мотора заставил переработать систему охлаждения: радиатор перенесли вперед, также учитывалась и более высокая масса бронемашины. Правда, имелся один тонкий момент. У Horch 108 имелись колеса-перекатыши, которые помогали при еде по бездорожью. У Horch 801 их не имелось, что позже очень сильно сказалось на проходимости машины. Видимо, на испытаниях про это как-то не думали.
По результатам испытаний шасси Horch 801 утвердили, а в январе 1935 года поступил заказ на 20 шасси, далее он вырос до 308 шасси. Первые 30 шасси сдали в апреле 1935 года, а всего их, до конца августа 1936 года, сдали 332 штуки (серийные номера 810001-810359). В ноябре 1936 года был заключен контракт на шасси второй серии. Этот заказ, который неоднократно дополнялся, оказался небольшим — 126 шасси (серийные номера 810360-810485). Сдавали их, с большими перерывами, начиная с января 1937 по март 1938 года. 14 июня 1938 года подписали контракт на третью серию Horch 801. Исполнили его весьма оперативно — с февраля по июнь 1939 года, всего 332 шасси (серийные номера 810486-810817). Это был последний предвоенный контракт на шасси Horch 801.
Следует отметить, что сам Horch участвовал только в выпуске Einheitsfahrgestell I für s.Pkw (так официально именовалось шасси Horch 801). Вместе с тем, часто именно Horch указывают как производителя броневиков. Это потому, что обычно ориентировались на компоненты шасси. Посему не стоит удивляться, что у нас немецкие броневики-разведчики именовались как «Хорьх».
Три в одном
Шасси Einheitsfahrgestell I für s.Pkw именовалось «единым» не просто так. Подразумевалось, что на этой базе будет строиться сразу три бронемашины. Первый тип, leichter Panzerspähwagen (MG), являлся прямым наследником Kfz.13. Второй тип, leichter Panzerspähwagen (2 cm), предполагался как средство усиления. Наконец, leichter Panzerspähwagen (Fu), создавался как наследник Kfz.14. Все три типа бронемашин предполагалось использовать совместно. Броневики были похожи, тем не менее, каждый из них имел собственный бронекорпус. Это и неудивительно, учитывая, что leichter Panzerspähwagen (MG) предполагался как двухместная машина, а остальные были трехместными.
Базовой, наиболее массовой бронемашиной предполагался leichter Panzerspähwagen (MG), более известный как Sd.Kfz.221. Облик машины формировался исходя из требований свыше, поэтому не стоит удивляться получившемуся результату. Также следует напомнить, что проектировалась бронемашина в 1934 году, когда вовсю строились двухместные танки-разведчики с вооружением в виде 1-2 пулеметов винтовочного калибра.
На шасси Horch 801 ставился бронекорпус, состоявший из двух частей — носовой и кормовой. Такое деление позволяло, в случае необходимости, демонтировать заднюю секцию, получив полный доступ к силовой установке. Особенностью бронекорпуса были рациональные углы наклона листов. Тем самым обеспечивалась защита от пуль винтовочного калибра на дистанции 30 метров и далее. Толщина листов составляла 8 мм, в местах, где обеспечивались большие углы наклона, толщину снижали до 5 мм. Это делалось ради экономии массы.
По той же причине корпус сделали максимально узким. Посему боевое отделение, как и отделение управления, не отличалось простором. К сожалению, ни одного Sd.Kfz.221 до наших дней не сохранилось, но есть, с чем сравнить. Если вы посмотрите внутрь БА-64, то примерно схожие ощущения. От броневика длиной 4,8 метра и массой 4 тонны ждешь немного другого. Вместе с тем, назвать отделение управления Sd.Kfz.221 тесным и неудобным нельзя. С этой точки зрения создатели бронемашины очень хорошо поработали. Особенно что касается обзорности. В распоряжении механика-водителя имелось 3 смотровых лючка, которые обеспечивали вполне приличную обзорность.
Оригинально было выполнено и боевое отделение. Бронемашины в то время получали либо башни, либо вертлюги, либо турели. Немцы же пошли по оригинальному пути, имевшему как достоинства, так и недостатки. К раме сверху прикручивалось основание, к которому крепилась тумба. За тумбой размещалось сиденье стрелка, который одновременно был и командиром, и заряжающим. В передней части тумбы находилось крепление для вертлюга пулемета MG 13, а также короб для пулеметной ленты. Вертлюг мог регулироваться по высоте, превращаясь из средства борьбы с наземными целями в зенитную установку.
В трех точках вращающаяся часть тумбы крепилась к открытой сверху башне. Для защиты от вражеских гранат имелись откидные сетчатые секции. Имелся и набор смотровых лючков. Получившаяся конструкция имела и массу плюсов, и минусы. С одной стороны, такая установка была удобной с точки зрения работы. Наводка по горизонтали производилась ногами, стрелок просто перебирал ими по полу. С другой стороны, конструкция была громоздкой. Так или иначе, но похожую смесь тумбы с башней, открытой сверху, можно было наблюдать у ряда немецких боевых машин. А позже ее скопировали для БА-64.
Легкой получившуюся бронемашину назвать сложно. Столько же весил английский танк-разведчик, а Т-37/Т-38 были легче. Вместе с тем, выбор немецких военных, на тот момент, смотрелся скорее правильным. Для 1935 года 80 км/ч были очень неплохим показателем, да и в целом Sd.Kfz.221 выглядел прогрессивной конструкцией. Посему лучше не заниматься послезнанием, а смотреть, что было в то время у других. На этом фоне leichter Panzerspähwagen (MG) являлся достижением.
К сожалению, подробной статистики по выпуску Sd.Kfz.221 в 1935-38 годах не сохранилось. Вместе с тем, известно, сколько их выпустили. Как уже говорилось выше, Horch выпускал только шасси. Далее шла сборка непосредственно броневиков, занималось несколько заводов. В случае с Sd.Kfz.221 первой серии этим занимались Daimler-Benz werk 40 (пригород Берлина, 14 штук), верфь Deutsche Werke AG в Киле (60 штук), а также верфь Schichau-Werke в Эльбинге (69 штук). В дальнейшем Daimler-Benz werk 40 «отвалилась», у этого завода хватало других заказов, в том числе по танкам. То же самое случилось с Deutsche Werke AG. А вот Schichau-Werke далее занималась другими броневиками семейства leichter Panzerspähwagen.
Что же касается дальнейшего производства Sd.Kfz.221, то оно продолжалось на другой площадке. Ей стал завод Weserhütte в Бад-Эйнхаузен. Именно здесь построили 46 броневиков второй серии, случилось это в период с апреля по ноябрь 1938 года. Отличались они наличием ограждений поворотников, дополнительными смотровыми лючками и другими мелочами. Также, с июня 1939 по август 1940 года, в Бад-Эйнхаузен построили 150 броневиков третьей серии. Они отличались новой конструкцией смотровых приборов, увеличенной до 14,5 мм толщиной лобовой брони, установкой пулеметов MG 34, конвойными фонарями Notek и рядом других доработок. Итого 339 броневиков. Далее выпуск прекратился, поскольку первые месяцы войны показали — бронемашина устарела.
Не слышит, не стреляет, и не особо чтобы едет по грязи
Обозначение leichter Panzerspähwagen довольно четко показывало назначение Sd.Kfz.221. Впервые эти броневики упомянули в штате K.St.N.1135 (взвод легких броневиков-разведчиков) от 1 октября 1936 года. Более подробно их роль была расписана в штате K.St.N.1162 (рота броневиков-разведчиков) от 1 октября 1938 года. Согласно этому штату, во втором взводе полагалось иметь 6 Sd.Kfz.221, а во втором — 4 (плюс 4 Sd.Kfz.222). Итого 10 штук на роту.
Особенностью семейства leichter Panzerspähwagen было то, что три бронемашины (Sd.Kfz.221, Sd.Kfz.222 и Sd.Kfz.223) чем-то напоминали пресловутых трех обезьян. Из трех типов броневиков радиостанция имелась только у Sd.Kfz.223. Более мощное вооружение имелось у Sd.Kfz.222. В результате самый массовый легкий броневик мог видеть, но слышать и стрелять по целям, имевшим противопульную броню, не мог. Справедливости ради, в межвоенный период то же самое можно было сказать и про другие броневики-разведчики, да и двухместные танки-разведчики редко могли похвастаться радиостанциями.
Первыми броневикам данного типа, понюхавшими пороха, стали 10 Sd.Kfz.221, построенные в 1936 году по заказу Китая. Впрочем, особого толка от китайских поставок не было. Во-первых, слишком небольшие объемы поставок не позволяли видеть картину в полном объеме. Во-вторых, слишком специфичный ТВД и ограниченные возможности по обратной связи сильно мешали оценить опыт применения. Так или иначе, единственное, что можно сказать — дебют броневиков состоялся в Китае. Воевали они в составе 200-й механизированной дивизии. Использовались они по прямому назначению, то есть для разведки и связи. Интенсивность их применения вряд ли была высокой, поскольку дожили они минимум до 1944 года.
В результате каких-то серьёзных данных по боевым возможностям пулеметных броневиков-разведчиков немецкая армия не имела вплоть до начала Второй мировой войны. А дальше случилось то, что и должно было произойти. Выяснилось, что броневик, не имеющий связи и какого-то приличного вооружения имеет крайне низкие боевые возможности. Кроме того, двухместная машина оказалась плохой идеей по причине перегруженности командира обязанностями. Это стало причиной большого недовольства наверху. Неслучайно требования на танк-разведчик с двухместной башней появились как раз в сентябре 1939 года, по ходу Польской кампании.
Первые месяцы войны самым прямым образом повлияли на дальнейшую судьбу Sd.Kfz.221. Останавливать выпуск броневиков третьей серии не стали, но более их не заказывали. Между тем, никто от применения бронемашин данного типа не отказывался. Бои во Франции лишний раз показали, что Sd.Kfz.221 крайне уязвим. Поэтому появились первые попытки усилить вооружение. В дополнение к пулемету MG 34 стали ставить противотанковое ружье Pz.B.39. Проснулись наверху, впрочем, год спустя.
В 1941 году, наконец, стали устанавливать радиостанции. Правда, имелась маленькая проблема. Fu.Spr.Ger.a имела крайне ограниченную дальность действия, особенно на ходу. Если машина ехала, голосовая связь была доступна на дистанции километр. Также начались эксперименты по усилению вооружения, финалом которых стала установка «тяжелого противотанкового ружья» 2,8 cm s.Pz.B.41. Легкая противотанковая пушка с коническим стволом появилась на Sd.Kfz.221 с 1942 года. Впрочем, к тому времени их осталось немного. Больше того, в обновленном штате K.St.N.1162 от 1 ноября 1941 года Sd.Kfz.221 уже не было. Их место заняли Sd.Kfz.222.
Оставшиеся Sd.Kfz.221 продолжали воевать в 1942-43 годах, но их судьба была давно предопределена. Впрочем, и у Sd.Kfz.222/223 ситуация оказалась не сильно лучше. На советско-германском фронте выяснилось, что проходимость броневиков недостаточная. Позже это привело к замене на соответствующие версии полугусеничного БТР Sd.Kfz.250. Разница лишь в том, что Sd.Kfz.221 попросили на выход первым. Броневик стал заложником требований на чисто пулеметный «разведчик», датированных первой половиной 30-х годов.
Список источников
- Panzer Tracts No.13: Panzerspähwagen Armored Cars Sd.Kfz.3 to Sd.Kfz.263, Thomas L. Jentz, Hilary L.Doyle, 2001
- Panzer Tracts No.13-1: leichter Panzerspaehwagen (Sd.Kfz.221, 222, and 223) and kleiner Panzerfunkwagen (Sd.Kfz.260 and 161)3, Thomas L. Jentz, Hilary L.Doyle, 2011
- Nuts & Bolts No. 47 Horch’s leichte Panzerspähwagen on Einheitsfahrgestell I & II for s.Pkw. Sd.Kfz. 221, 222, 223, 247, 260, 261 and variants, Holger Erdmann, 2022
- Фотоархив автора
- eBay
источник: https://dzen.ru/a/Y2zYeEEJ315Dk5Dd