Юрий Пашолок. Легкая немецкая полугусеничная ЗСУ на полубронированном шасси
История немецкой зенитной самоходной артиллерийской установки Selbstfahrlafette (Sd. Kfz. 11/1) für 2 cm Flak 38 auf le.Zgkw.3 t mit Panzerschutz на базе полугусеничного тягача Sd.Kfz.11
Немецкая армия еще в межвоенный период активно занималась вопросом обеспечения защиты своих войск от атак с воздуха. На этом поприще немцы достигли больших успехов. Касалось это и вопроса создания зенитных самоходных артиллерийских установок. Ставка была сделана на малокалиберные автоматические пушки (прежде всего, 2 cm Flak 30/Flak 38), которые оказались более эффетивными, чем крупнокалиберные пулеметы. Помимо зенитного огня, они хорошо работали и по наземным целям. На дистанции более чем 500 метров такая пушка спокойно пробивала броню толщиной 15 мм. Так что ЗСУ, вооруженные подобными системами, еще в середине 30-х годов посчитали оружием двойного назначения.
Наиболее массовым образцом немецкой ЗСУ стало семейство Sd.Kfz.10/4 и 10/5. Представляли они собой установку на шасси 1-тонного полугусеничного тягача Sd.Kfz.10 зенитного автомата 2 cm Flak 30, либо Flak 38. Орудие было эффективным, но боевой опыт показывал — нужно шасси побольше. Самое интересное, что еще в 1935 году рекомендовалось ставить 20-мм зенитную автоматическую пушку на другое шасси — Sd.Kfz.11. Но дошли до реализации данной идеи только во второй половине войны. Наиболее массовым образцом стала ЗСУ с длинным названием Selbstfahrlafette (Sd. Kfz. 11/1) für 2 cm Flak 38 auf le.Zgkw.3 t mit Panzerschutz. Ее нередко путают с Sd.Kfz.251, хотя это разные машины.
Причины, почему шасси Sd.Kfz.10 перестало устраивать, лежали на поверхности. Во-первых, данная машина была маловата для подобного использования. Да, платформа вполне поместилась, как и сама зенитная установка. Но боезапас оказался минимальным. 12 магазинов — это, мягко говоря, маловато. Приходилось таскать за собой еще и специальный прицеп. Во-вторых, боевые действия показали, что машина перегружена. Особенно это стало очевидно в Северной Африке, где машины эксплуатировались в экстремальных условиях. Случаи выхода Sd.Kfz.10/4 из строя резко выросли, на это наложилась необходимость таскать за собой прицеп 2 cm Munitionskasten auf Sd.Ah.51.
Отчет, датированный августом 1942 года, четко говорил о том, что требуется более крупная база. Далеко ходить не требовалось. Подходящей базой являлся 3-тонный тягач Sd.Kfz.11, который использовался как средство буксировки легких гаубиц и пехотных орудий 15 cm sIG 33. Также доработанное шасси Sd.Kfz.11 использовалось как база для бронетранспортёра Sd.Kfz.251. Шасси данной машины годилось для много чего, но по неизвестным причинам спецмашины на его базе не делали. И лишь настойчивые отзывы из войск заставили Управление Вооружений шевелиться. Тем более что двойное назначение Sd.Kfz.10/4 и Sd.Kfz.10/5 имело обратную сторону. Противник внезапно тоже вел огонь, поэтому ЗСУ стали комплектовать минимальной броневой защитой. Она тоже что-то весила, да и выглядела не особо надежной.
Работы над ЗСУ с использованием Sd.Kfz.11 (он же le.Zgkw.3 t) запустили в апреле 1943 года. Следует отметить, что примерно в это же время шли попытки сделать ЗСУ на базе Sd.Kfz.251, но поначалу результаты оказались не особо удачными. Иногда эта машина проходит как Sd.Kfz.251/17 Ausf.C, она была серийной, но получилась явно перегруженной. Да и боевое отделение оказалось неудачным. Результатом стало то, что шасси le.Zgkw.3 t для 2 cm Flak 38 решили делать полубронированным. Это позволило сэкономить массу и улучшить ситуацию с объемом боевого отделения.
За работу над Selbstfahrlafette 2 cm Flak 38 auf le.Zgkw.3 t mit Panzerschutz ответственным назначили Horch. Еще в 1942 году производитель автомобилей из Цвиккау стал готовиться к выпуску Sd.Kfz.11, причем там изначально предполагали выпуск измененной машины. Horch решил объединить два заказа, в результате к осени 1943 года получилось универсальное шасси. В нем имелись детали как le.Zgkw.3 t, так и шасси H.Kl.6p (шасси Sd.Kfz.251). В результате можно было ставить как эрзац-кабину из дерева, так и бронированную кабину. Очень умное решение, которое вполне можно было ожидать от Horch. Уж во что, а в унификацию там умели.
Уже 11 октября 1943 года опытный образец ЗСУ вышел на испытания. При его создании использовалась переработанная передняя часть корпуса Sd.Kfz.251 Ausf.C. Надо сказать, эту ЗСУ часто путают с Sd.Kfz.251, что неправильно. Само шасси действительно было скорее H.Kl.6p, но при этом Horch делал его универсальным, то есть под бронированную и небронированную кабину. От H.Kl.6p унаследовали характерное расположение рулевого колеса, капот, а также соответствующее расположение агрегатов подкапотного пространства. При этом кабина у машины была своя, заметно расширенная. Тем самым решалась проблема тесного отделения управления.
Кабина для ЗСУ делалась более простой, чем у Sd.Kfz.251. У нее, например, отсутствовала защита днища. Также ее можно легко отличить по фарам. Если у Sd.Kfz.251 использовались водонепроницаемые фары Bosch, то ЗСУ получала обычные фары, по типу грузовиков. Более простыми оказались боковые смотровые лючки. Наконец, броневая защита обеспечивалась только спереди и сбоку. Зато сзади была просторная платформа, которая позволяла вести круговой сектор обстрела. Как и у Sd.Kfz.10/4, платформа имела откидные боковины, которые упрощали работу расчета.
Надо сказать, что на Horch справились с заданием куда лучше, чем создатели Sd.Kfz.10/4. Во-первых, боекомплект был больше — 15 магазинов. Во-вторых, его размещение оказалось не в пример удачнее. Все магазины были доступны прямо из боевого отделения. В-третьих, объемы боевого отделения позволило разместить ящик ЗИП, а также места для размещения личного оружия расчета. Боевая масса машины без зенитного орудия составила чуть менее 6,5 тонн, это на полтонны меньше, чем обычный Sd.Kfz.11.
Следует отметить, что Horch был изначально мотивирован на разработку Selbstfahrlafette (Sd. Kfz. 11/1) für 2 cm Flak 38 auf le.Zgkw.3 t mit Panzerschutz. Еще в апреле 1943 года с ним заключили контракт № 4911-021300306/42 на изготовление 900 подобных машин. В августе 1943 года контракт увеличили до 2400 машин, причем первые 25 штук ожидалось получить в ноябре того же года. Но тут начались проблемы с броней. Кабины поставлялись чешской Poldi, которая, подобно заводу Kladno, имела проблемы с броней. Можно было бы сказать, что это саботаж, но они и до оккупации работали в таком же стиле. А тут еще и сварка, для чехов двойная проблема. В результате первые 25 бронекабин были получены в марте 1944 года, тогда же сдали первые 5 ЗСУ. В апреле их сдали уже 70 штук, 100 в мае… Всего, согласно послевоенному отчету, за 1944 год удалось сдать 490 ЗСУ, еще 154 в 1945 году. Сильно не те цифры, что планировалось, но тоже неплохо.
Интересным моментом стало то, что Selbstfahrlafette (Sd. Kfz. 11/1) für 2 cm Flak 38 auf le.Zgkw.3 t mit Panzerschutz использовали не только в связке с 2 cm Flak 38. Судя по снимкам, шасси использовалось и для монтажа строенной зенитной автоматической установки Schwebelafette 151. В зависимости от исполнения, на нее устанавливались три авиационные пушки MG 151 калибра 15, либо 20 мм. Установка довольно примитивная, но обладавшая большей огневой мощью, чем 2 cm FLak 38.
Также в войсках довольно быстро смекнули, что Selbstfahrlafette (Sd. Kfz. 11/1) für 2 cm Flak 38 auf le.Zgkw.3 t mit Panzerschutz можно использовать и немного иначе. Большая платформа хорошо подходила для того, чтобы возить на ней грузы. Поэтому частенько зенитную установку с нее снимали, а машину использовали как подвозчик боеприпасов или похожим образом. В этом смысле машина мало отличалась от le.Zgkw.3 t mit Holzpritsche, только кабина была бронированной. Платформа, конечно, поменьше, но зато есть защита.
В целом машину оценивали выше, чем Sd.Kfz.10/5. Она была более крупной и стабильной платформой, кроме того, бронированная кабина получилась более удачной. Правда, появилась ЗСУ на фронте в то время, когда от нее уже мало что зависело. Поэтому потери Selbstfahrlafette (Sd. Kfz. 11/1) für 2 cm Flak 38 auf le.Zgkw.3 t mit Panzerschutz были частыми. Нередко ЗСУ, а также импровизированные грузовики, оказывались трофеями. Эти машины встречались у французов, а также в Красной Армии.
Увы, до наших дней ЗСУ данного типа не дожили. Почти. В Австралийском музее Танков и Артиллерии стоит машина с родным шасси, но с новодельным бронекорпусом. В любом случае, Selbstfahrlafette (Sd. Kfz. 11/1) für 2 cm Flak 38 auf le.Zgkw.3 t mit Panzerschutz получилась вполне удачной ЗСУ, причем ее сложно назвать эрзацем. Вполне неплохой аппарат. Правда, немцы догадались их выпускать слишком поздно. На фронт они попали летом 1944 года, когда подобные ЗСУ уже мало на что могли повлиять.
Список источников:
- Panzer Tracts 22-2: Leichter Zugkraftwagen 3 t (Sd.Kfz.11) and Variants development and production from 1934 to 1945, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, 2009
- US NARA
- Bundesarchiv
- eBay
источник: https://dzen.ru/a/ZPzBi-34JQBPRvHB