Юрий Пашолок. Легкая немецкая гаубица на тяжелом французском шасси

13
Юрий Пашолок. Легкая немецкая гаубица на тяжелом французском шасси

Юрий Пашолок. Легкая немецкая гаубица на тяжелом французском шасси

История немецкой САУ 10,5 cm leFH 18/3 (Sf.) auf GW B2, созданной на базе трофейного танка Pz.Kpfw. B2 (f)

Едва ли не первыми, кто активно занялся самоходной артиллерией на гусеничных шасси, стали французы. Если у большинства стран гусеничные САУ ограничились опытными машинами и крошечными сериями, французы в годы Первой мировой войны продвинулись очень далеко. Они хорошо для себя уяснили полезность орудий с высокой подвижностью, особенно что касается тяжелой артиллерии. В результате на свет появилась масса самоходных орудий. Часть из них на войну не успела, тем не менее, САУ с орудиями калибра 194 и 280 мм изготовлялись десятками штук. Французы работали по широкому фронту: в серию пошли легкие штурмовые САУ, также изготовлялись «самоходные лафеты» разного класса и калибра. Правда, есть маленькое «но»: после окончания Первой мировой войны работы по данной теме замерли, поскольку у заказчика банально прекратилось финансирование.

Вероятнее всего, первый образец 10,5 cm leFH 18/3 (Sf.) auf GW B2

Вероятнее всего, первый образец 10,5 cm leFH 18/3 (Sf.) auf GW B2

Снова к самоходной артиллерии французы вернулись уже в 30-е годы. Вопрос в том, что подход теперь стал совершено иным. Про «самоходные лафеты» тяжелого класса вспоминали редко, основным направлением стали «штурмовики» и истребители танков. Основная часть этих машин оказалась либо тупиковыми разработками, либо была изготовлена в виде опытных экземпляров. Гаубичных САУ среди них почти не было, мелькает разве что проект установки 105-мм гаубицы в бронетранспортере Lorraine 39 L. По большому счету, французская программа самоходной артиллерии стала типичным для них пшиком, который закончился непонятными эрзацами. Вместе с тем, на самом деле САУ с использованием французских танков построили много. И истребителей танков, и гаубичных САУ. Правда, с одним маленьким нюансом. Строили их, как и применяли, немцы.

Может показаться, что эта боевая машина вела огонь по навесной траектории, но нет. Это скорее "штурмовик"

Может показаться, что эта боевая машина вела огонь по навесной траектории, но нет. Это скорее «штурмовик»

По итогам французской кампании мая-июня 1940 года немецкой армии досталась большая куча французских танков. Из них ценность представляли 2 машины — Horchkiss H 39 и SOMUA S 35. Именно у них наблюдалось более-менее приличное сочетание подвижности, надежности, живучести и огневой мощи. Остальные танки выглядели, скажем так, крайне спорно. Касалось это и Char B1 bis, коих немцы смогли ввести в строй, по разным данным, от 150 до 180 штук. «Боевой» танк, по факту тяжелый, считается одним из символов французских бронетанковых сил военного периода, но по факту успехи его применения слегка преувеличены. Да и немцы быстро поняли, с чем имеют дело. На советско-германском фронте их применяли всего 2 раза (для сравнения, Horchkiss H 39 и SOMUA S 35 активно воевали минимум до осени 1944 года включительно). Кроме того, довольно быстро появились идеи о спецмашинах на базе 32-тонного класса. Примерно половина Pz.Kpfw.B2 (f), так он именовался в немецкой армии, была переделана в огнеметные танки. Еще часть переделали в САУ, известные как САУ 10,5 cm leFH 18/3 (Sf.) auf GW B2.

Можете сами прикинуть габариты этого "штурмовика"

Можете сами прикинуть габариты этого «штурмовика»

История этой необычной машины началась в тот же день, что и разработка Pz.Kpfw.B2 (Flamm) — 11 марта 1941 года. В ходе посещения завода Daimler-Benz werk 40, головного предприятия концерна по выпуску бронетанковой техники, Гитлер поднял вопрос о создании огнеметного танка. Базой служили французские танки Pz.Kpfw.B2, одновременно предполагалось получить машины поддержки на той же базе. Обсуждение этого вопроса на заводе Daimler-Benz werk 40 было не случайным — именно Daimler-Benz контролировал процесс ремонта Pz.Kpfw.B2. Впрочем, данные работы сразу оказались в низком приоритете. Перефразируя одну поговорку, Ганс может всё, но не может всё сразу. Только 26 мая, явно не без пинка со стороны Гитлера (а он про своё предложение не забыл) 6-й отдел Департамента Вооружений инициировал работы по машине. Официально работу поручили Rheinmetall-Borsig, но по факту разработчиком машины стало предприятие Alkett в пригороде Берлина Шпандау.

То, что шасси Char B1 bis было не лучшей идеей для подобной машины, немцы начали догадываться еще летом 1941 года

То, что шасси Char B1 bis было не лучшей идеей для подобной машины, немцы начали догадываться еще летом 1941 года

К тому моменту у Alkett уже был богатый опыт разработки САУ, а главное, что и работать там умели оперативно. Проект боевой машины, позже получившей обозначение 10,5 cm leFH 18/3 (Sf.) auf GW B2, изготовили в кратчайшие сроки. Уже в июне был изготовлен опытный образец машины. Рецепт ее изготовления оказался очень простым. Штатное вооружение демонтировалось, также убиралась башня и подбашенный лист. Вместо них организовывалась открытая сверху рубка. В отличие от последующих образцов «самоходных лафетов», брони на рубку 10,5 cm leFH 18/3 (Sf.) auf GW B2 не пожалели. Толщина лба достигала 40 мм, борта и корма имели толщину 20-30 мм. С большой долей вероятности это было связано с тем, что САУ предполагалось использовать и как средство ведения огня прямой наводкой. В рубке разместилась 105-мм гаубица leFH 18M, имевшая небольшой сектор возвышения — от -5 до +20 градусов. Что также намекало на характер применения САУ.

На показе итальянской делегации. Судя по выражениям лиц, союзники не думают о данном аппарате ничего хорошего

На показе итальянской делегации. Судя по выражениям лиц, союзники не думают о данном аппарате ничего хорошего

Экипаж вырос до 5 человек, из них 3 находилось в рубке, а еще один рядом с механиком-водителем. Немного выросла и масса — до 32,5 тонн. К сожалению, информации по боезапасу нет, но он получался явно больше, чем у схожих по концепции машин. Между тем, именно шасси стало главной причиной задержки с разработкой 10,5 cm leFH 18/3 (Sf.) auf GW B2. Дело в том, что 102-й огнеметный батальон, на вооружение которого ушло 24 Pz.Kpfw.B2 (Flamm), провоевал на фронте меньше месяца. Французские тяжелые танки довольно быстро стали ломаться, во второй половине июля 1941 года 102-й огнеметный батальон вывели с фронта. Соответственно, машина поддержки стала не нужна.

На советско-германский фронт машина так и не попала. Скорее к счастью для экипажей

На советско-германский фронт машина так и не попала. Скорее к счастью для экипажей

Вернулись к вопросу изготовления самоходных гаубиц 5 января 1942 года. Управление Вооружений Сухопутных Сил заказало серию из 16 машин данного типа, предназначенных для комплектации артиллерийских полков при танковых дивизиях. При этом ТЗ на машину нисколько не изменилось. То есть речь о более-менее подвижной гаубице с полноценными углами вертикальной наводки не шла. Задание на производство САУ снова свалилась на Alkett, который сдал по 5 самоходных гаубиц в январе и феврале 1942 года, оставшиеся 6 сдали в марте. На этом выпуск прекратился. Вероятнее всего, на изготовление машин ушли ранее выпущенные огнеметные танки 102-го батальона, по крайней мере их часть. Дальнейшее изготовление САУ не имело никакого смысла, поскольку число шасси оказалось ограниченным, а ее боевая ценность сомнительной.

К осени 1942 года машина была, по большому счету, особо не нужна

К осени 1942 года машина была, по большому счету, особо не нужна

То, что особых иллюзий насчет 10,5 cm leFH 18/3 (Sf.) auf GW B2 не питали, говорит ее судьба. Направлять ее на советско-германский фронт не планировали, поскольку нормально действовать она могла только рядом с ремонтными предприятиями. 22 сентября 1942 года последовала команда на комплектацию этими машинами 1-го дивизиона 93-го артиллерийского полка 26-й танковой дивизии. Сформировали дивизию тогда же — в сентябре 1942 года. Задачей сформированной в Монсе (Бельгия) дивизии стала охрана оккупированной территории Франции. Дивизион самоходных гаубиц имел 3-батарейную структуру по 4 машины в каждой, еще 4 САУ находилось вне штата, но в дивизионе. К концу мая 1943 года дивизион всё еще имел в составе 15 таких САУ, из низ 14 на ходу. Вместе с тем, летом 1943 года дивизион перевооружили на полноценные гаубичные САУ — Wespe. Что же касается 10,5 cm leFH 18/3 (Sf.) auf GW B2, то их спихнули 90-й моторизованной (панцергренадерской) дивизии, которую собрали из остатков 90-й легкой дивизии. Формировали ее на острове Сардиния, правда, что там было с переданными самоходами, неизвестно.

Довелось ли 10,5 cm leFH 18/3 (Sf.) auf GW B2 воевать, хороший вопрос

Довелось ли 10,5 cm leFH 18/3 (Sf.) auf GW B2 воевать, хороший вопрос

Не будет сильным преувеличением вывод о том, что 10,5 cm leFH 18/3 (Sf.) auf GW B2 стала самой бестолковой немецкой гаубичной САУ на французской базе. У нее не было ни подвижности, ни особой надежности, ни углов вертикальной наводки. Своеобразный недоштурмовик, имеющий сомнительные боевые характеристики. Поэтому судьба машины оказалась соответствующей. Одним словом, странно и бестолково.

Список источников:

      1. US NARA
      2. Panzer Tracts No.19–1 Beute-Panzerkampfwagen Czech, Polish and French Tanks Captured from 1939 to 1940, Thomas L. Jentz, Werner Regenberg, 2007
      3. Beute-Kraftfahrzeuge und Panzer der deutschen Wehrmacht, Walter J. Spielberger, Motor Buch Verlag, 1989
      4. Panzer Tracts No.10 Artillerie Selbstfahrlafetten, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, 2002
      5. eBay

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/legkaia-nemeckaia-gaubica-na-tiajelom-francuzskom-shassi-62612974f60e5a52fbba743a?&

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account