Юрий Пашолок. Легкая бронемашина для ВДВ с долгой эволюцией
Рассказ о защищенном специальном транспортном средстве ЗСТС-1944 «Сармат-3», одной из новинок форума «Армия-2024»
Порой так бывает, что сначала требуется одна машина, а потом начинается долгий выбор, чего же точно надо заказчику. Чаще всего подобное случается с военными, которые порой не знают, чего они именно хотят. Итоговый результат может очень сильно отличаться от того, что заказывали изначально, причем порой так получается, что финальный продукт — это хождение два-три раза вокруг одной точки. При этом происходит отказ от промежуточного решения и, в конце-концов, утверждение того, что уже не раз предлагалось. Причем от страны подобное вообще не зависит. Сколько подобный сериал может продолжаться, хороший вопрос.
Существуют подобные сериалы и среди российских разработок. В этом смысле наблюдение за новинками международного военно-технического форума «Армия» является крайне интересным и занимательным процессом. Одним из таких долгих проектов оказалось защищенное специальное транспортное средство ЗСТС-1944 «Сармат-3». Впервые «Сармат» показали еще в 2018 году, за это время машина менялась не раз, и не два. То багги, то броневик, то снова багги. В этот раз, похоже, что показали финальную версию «Сармата», по крайней мере, выглядит это уже как полноценное семейство.
То, что для воздушно-десантных войск нужна специальная техника, не секрет еще с момента появления ВДВ. Другой вопрос, что понимание и реальные действия — это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Особенно это касается колесной техники. Специальные машины для воздушно-десантных войск появились еще в 30-е годы, тем не менее, ситуацию можно описать как «всё сложно». Так или иначе, но в 2000-е годы стали наблюдаться интересные процессы, когда ВДВ, в инициативном порядке, начали продвигать идеи спецмашин специально для себя.
Среди таких машин оказались и багги, которые появились довольно давно, правда, не в нашей армии. Эти специфичные машины, выросшие из прогулочных автомобильчиков, быстро приглянулись военным. Небольшая, проворная машина хорошо подходила для высокомобильных подразделений. Кроме того, на багги часто крепят различное вооружение, прежде всего пулеметы. Они используются в целом ряде армий мира, как правило, в небронированном варианте. Появление подобного аппарата в российской армии было вопросом времени.
Одним из тех, кто продвигал идею багги для ВДВ, был полковник А.В. Лебедь из 45-го полка. Можно сказать, что «Сармат» вырос из той концепции, которую предложил Анатолий Вячеславович. За основу брались агрегаты «Нивы», при этом вооружение крепилось на кольцевой турели. Увы, в апреле 2012 года полковник Лебедь погиб, но дело его не забросили. Вслед за опытной машиной на свет появилось ВКТС (высокомобильное колесное транспортное средство) «Охотник», разработанное московским ОКБ «Техника». Машина также опытная, но с нее дальше всё и завертелось.
Показали «Охотник» на «Армии-2015», самом первом форуме. А в 2018 году появился самый первый «Сармат». В нем угадывались черты как предшественника, так и багги Лебедя. В том числе и кольцевая турель, куда можно было поставить различное вооружение, начиная с пулеметов и кончая гранатометами. А дальше начался долгий путь эволюции. Практически каждый год на «Армии» появлялся новый вариант «Сармата». Например, в 2019 году машина, которая теперь называлась ЛСТС-1943 «Сармат-2», обзавелась полноценным лобовым стеклом, а не сеткой, как это было у предшественников. Также появился и третий вариант машины — ЛСТС-1944 «Сармат-3», более крупный и тяжелый.
В 2021 году «Сармат» был уже семейством, которое прорабатывалось в рамках ОКР «Стрела». Машина обретала всё более законченный вид, появлялись новые версии. Сама машина постепенно становилась тяжелее, впрочем, 2100 кг — это более-менее нормально. Броневой защиты на багги не предусматривалось. И вот, на «Армии-2022», появляется бронированный «Сармат-3». Естественно, броня была легкая, скорее противоосколочная, но и такая, как показывает практика, совсем не является лишней. Вокруг машины ходили интересные люди, правда, совсем не факт, что их появление означало смену курса.
В 2023 году казалось, что выбор сделан всё же в пользу «Сармата-2», именно эта машина находилась на экспозиции ВДВ. Тем более неожиданным оказался финал истории (по крайней мере, на текущий момент). «Сармат-2» на форуме присутствовал, но про него откровенно говорили как о «музейной» машине. То есть опытная партия сделана, но не более того. А вот у «Сармата-3» судьба совсем иная. Судя по всему, именно на таком, бронированном варианте машины, остановились окончательно. Эти машины присутствовали как на экспозиции ВДВ, так и на стенде «Техники», причем в количестве.
Финальный, на текущий момент, облик ЛСТС-1944 «Сармат-3» — это 4-местная бронемашина с боевой массой 3,5 тонны. В связи с ростом массы мотор стоит более солидный — 150-сильный дизель. Для сравнения, на «Сармате-2» установлен 105-сильный бензиновый мотор. Если «Сармат-2» может перевозиться как внутри военно-транспортного вертолета Ми-8АМТШ, так и на внешней подвеске, более тяжелый «Сармат-3» возят только внутри вертолета. Впрочем, наличие брони явно дает куда больше плюсов, чем минусов, неслучайно выбрали именно такой «Сармат». Да и сама машина крупнее, то же «Сармат-2» двухместный.
К слову, у посетителей форума была возможность пройти тест на внимательность. Дело в том, что на экспозиции ВДВ был более ранний вариант «Сармата-3», в конфигурации, сильно напоминающей машину 2022 года (но всё равно другой, например, бамперы и капот отличаются). Что же касается стенда ООО ОКБ «Техника», то тут представили наиболее свежий вариант машины. Удивляться подобным отличиям не стоит, на пути к серии постоянно идут какие-то изменения. Поскольку для меня тема современной техники сторонняя, особого интереса нет. Но вот тех, кто данной темой занимается глубоко, мне лично жаль. Разбираться, что когда менялось и почему — еще тот ребус.
Базовый вариант машины остался тем же, что и в случае с «Сарматом-3» образца 2022 года. Для сохранения боевой массы в разумных пределах бронекорпус выполнен не по всей длине шасси, а ровно настолько, насколько необходимо. В результате сзади имеется небольшой «хвостик» и кормовой люк. Как и ранее, хвостовая часть корпуса не пустует, правда, размещение оборудование изменилось, как и его состав. На стенде «Техники» оба броневика оснащались выносными генераторами, а так всё зависит от назначения машины.
Надо сказать, что ни одного одинакового «Сармата» на «Армии-2024» не было. Что на стенде ООО ОКБ «Техника», что на экспозиции ВДВ, машины были в разном исполнении. Например, имеется вариант «Сармат-3МЭ», который предназначен для эвакуации раненых. В связи с необходимостью перевозки двух носилок бронекорпус удлинен. Вместо носилок сзади есть место для груза объемом 2 кубических метра. И это явно не все варианты бронемашины. Обычно подобные аппараты обрастают различными модификациями. Не сильно удивлюсь, если появится самоходный миномет, с подобным десантники уже экспериментировали.
Сама по себе история «Сармата» выглядит крайне интересно. Вместо багги, по итогам, получается легкий броневик, всё еще авиатранспортабельный. При этом его боевая масса в 2 раза превышает исходную машину. Не исключено, что это еще не финал истории, окончательно можно будет делать какие-то выводы после запуска «Сармата-3» в полноценное серийное производство. Возможно, ВДВ нащупали, наконец, ту концепцию легкой машины, которая им нужна. Запасаемся терпением и ждем, чем всё закончится.
источник: https://dzen.ru/a/Zsc1kVwy-jOcEjmS