14
Юрий Пашолок. Латвийский "Виккерс" с длинной рукой

Юрий Пашолок. Латвийский «Виккерс» с длинной рукой

История Vickers-Carden-Loyd M1937, легкого танка-истребителя, который был лучшей бронетанковой единицей латвийской армии

В межвоенный период образовался новый рынок вооружения — бронетанковый. После окончания Первой мировой войны у некоторых стран, прежде всего Франции, образовались излишки танков, которые потихоньку реализовывали в разные страны. Впрочем, вечным запас тех же Renault FT быть не мог, да и продавать новые танки всё же было выгоднее. Вместе с тем, совсем новые танки на экспорт появились только во второй половине 20-х годов. Поначалу экспортный рынок был под французами, у который после Первой мировой войны ситуация выглядела более оптимистичной, чем у англичан. Но дальше французы чего-то стали творить явно не то. Итог закономерен. Французы почти потеряли рынок экспортных танков, а первенство захватили англичане. Причем они его не уступали аж до самого начала Второй мировой войны. На первых ролях оказалась Vickers-Amstrongs, во многом вынужденно, поскольку в родной Англии бронетанковые заказы резко упали.

4-тонный танк Vickers-Carden-Loyd, состояние на 1935 год. Латышские танки закупались как раз в такой конфигурации

4-тонный танк Vickers-Carden-Loyd, состояние на 1935 год. Латышские танки закупались как раз в такой конфигурации

Выход на экспортный рынок совпал с важным событием в истории Vickers. После смерти в мае 1928 года сэра Джорджа Томаса Бакхема, главного конструктора Vickers, его должность занял Джон Карден. Его совместная с Вивианом Лойдом фирма Carden-Loyd стала залогом успеха для Vickers. Идеи Carden-Loyd, наложенные на производственные возможности Vickers-Armstrongs, очень быстро дали свои плоды. Почти одновременно появились танкетки Carden-Loyd Mk.VI и легкий танк сопровождения Vickers Mk.E, обе боевые машины имели большой коммерческий успех. Даже английская армия подсела на танкетки, впрочем, экспортный рынок поначалу приносил больше денег. При этом Карден с Лойдом умудрились породить ряд машин, которые позже развивались в целом ряде стран.

Испытания одного из 12 пулеметных M1936, закупленных в 1936 году. Трехцветный камуфляж нанесли на заводе

Испытания одного из 12 пулеметных M1936, закупленных в 1936 году. Трехцветный камуфляж нанесли на заводе

С начала 30-х годов Vickers-Carden-Loyd начала продвигать концепцию «патрульного» танка. Это было прямое развитие идеи танкетки, но на качественно ином уровне. Если танкетка была скорее пулеметовозкой, то «патрульный» танк обладал куда большими возможностями. Толщина брони достигла «нормальных» значений, имелась вращающаяся башня, боевая масса выросла до 4 тонн, а скорость выросла до 50-55 км/ч. Эти танки более известны как Vickers 4-tonner. Развитие танка пошло по трем направлениям. Первое, в виде плавающего танка-разведчика, имело ограниченный успех, но породило советские Т-37/Т-38. Второе, для английской армии, позже эволюционировало в Light Tank Mk.VI, самый массовый английский танк на начало войны. Наконец, экспортный Vickers 4-tonner имел не меньший, чем Vickers Mk.E, коммерческий успех. Такие танки, в том числе, закупали прибалтийские государства. В их числе оказался и Vickers M1937, обладавший наиболее мощным вооружением. Об этом танке-истребителе, один экземпляр которого ныне находится в парке «Патриот», и пойдет речь. ​

Фары в защитных кожухах были характерны для латвийских танков

Фары в защитных кожухах были характерны для латвийских танков

История латвийских бронетанковых сил несколько отличалась от того, что происходило в других странах. Первыми латвийскими танками стали два английских Mark V, далее к ним добавился еще один Mark V и пара Medium Mark B. Далее история развивалась несколько нестандартно. Обычно за «ромбами» следовали Renault FT, коих было как гуталина, но Латвия предпочла итальянские FIAT 3000. Выбор однозначно верный, поскольку с подвижностью и условиями работы в боевом отделении итальянец был явно лучше. Всего было приобретено 6 таких танков, попали они в Латвию в 1927 году. В отличие от итальянцев, которые применяли свои танки в пулеметном исполнении, латвийские FIAT 3000 получили французские 37-мм пушки SA 18. Эти танки дожили до лета 1941 года, они успели послужить в 12-м механизированном корпусе. Впрочем, время итальянской экспансии на рынок экспортной бронетанковой техники еще не пришел, да и 20-е годы были весьма бедными с точки зрения военных бюджетов. Небогатая Латвия имела мало возможностей для закупки танков, да и особо им они были не нужны. Поэтому основные закупки танков пришлись на 30-е годы, и прошли они под эгидой Vickers-Carden-Loyd.

Все латышские "Виккерсы" получили номера от 201 по 218

Все латышские «Виккерсы» получили номера от 201 по 218

Впервые с продукцией английского оружейного гиганта Латвия познакомилась в 1930 году. Тогда был приобретен единичный образец танкетки Carden-Loyd Mk.VI, причем попал он не в армию, а в Национальную гвардию. Машина использовалась исключительно как учебная и мало подходила на роль полноценной боевой единицы. В этом плане мнение латвийских военных мало отличалось от других стран. Было бы странно ожидать от пулеметовоза возможностей легкого танка. Между тем, бронетанковый парк прибалтийских государств постепенно устаревал, поэтому начался поиск замены. И тут на свет появились «патрульные» танки Vickers. Не такие дорогие, как Vickers Mk.E, очень быстрые, а также хорошо подходящие для местных условий. Первыми Vickers 4-tonner оценили литовские военные. В 1934 году Литва приобрела 16 танков, которые иногда именуют как M1933, но на самом деле по конфигурации это машины 1934 года. Есть разница по мелочам. А годом спустя на приобретение английских «патрульных» танков решилась Латвия.

В 1938 году прибавилось еще 6 пушечных M1937. На фото первым идет №204, тот самый танк, который ныне стоит в парке "Патриот"

В 1938 году прибавилось еще 6 пушечных M1937. На фото первым идет №204, тот самый танк, который ныне стоит в парке «Патриот»

В марте 1935 года было заключено соглашение на приобретение 18 «патрульных» танков. При этом танки по латвийскому заказу несколько отличались от литовских. Во-первых, 4-тонники постоянно совершенствовались. Надо отдать Vickers должное, развивались «малыши» гораздо быстрее, чем Vickers Mk.E. На них, в том числе, обкатывалась ходовая часть. По ходу производства было принято решение отказаться от подвески Джона Кардена и Вивиана Лойда. Вместо нее поставили куда более удачную подвеску конструкции Сидни Хостманна. Вместо листовых рессор там использовались пружины с длинным ходом. Такая подвеска оказалась куда более удачной и продержалась куда дольше (позже подвеска Хостманна появилась на Centurion, а ее производную можно видеть как подеску HVSS). Латвийские «Виккерсы», которые начали поступать с 1936 года, имели характерные фары в жестяных кожухах. Закупленную модель знают как Vickers-Carden-Loyd M1936. Также ее нередко именуют как «голландец» (Dutchman), поскольку большой заказ M1936 пришелся на KNIL (впрочем, если посчитать, сколько их реально купили Латвия с Литвой, то впору назвать M1936 прибалтом). В такой конфигурации Латвия купила 12 танков. Но в нашем случае более интересны те танки, которые прибыли в 1938 году.

Эти танки также несли камуфляж

Эти танки также несли камуфляж

Еще в ходе заказа партии из 18 танков оговаривалось, что 6 машин будут изготовлены в необычной конфигурации. Если у Vickers 4-tonner обычным вооружением был станковой пулемет Vickers с водяным охлаждением, то на указанные машины ставилось чего помощнее. В то время «модной» являлась установка 20-мм автоматической пушки, ее вполне хватало для поражения танков с противопульной броней. Но латвийская армия пошла по совсем другому пути. Там заказали установку полноценной пушки. Получался полноценный танк-истребитель, только маленький. Эти машины предполагалось использовать как средство усиления пулеметных M1936. Пушечная версия машины получила индекс Vickers-Carden-Loyd M1937, причем латышские военные оказались единственными получателями таких танков.

Башня стала существенно крупнее за счет развитой кормовой ниши

Башня стала существенно крупнее за счет развитой кормовой ниши

Задача установки столь немаленького орудия оказалась нетривиальной, особенно с учетом общих габаритов боевого отделения. На Vickers пришлось изрядно повозиться, чтобы запихнуть пушку в башню «патрульного» танка. Часто пишут, что ставилась 2-фунтовая пушка, но формально это не так. Она именовалась 40-мм пушкой Q.F.S 40 mm Mk.K, причем это не то же самое, что знаменитая танковая 2-фунтовка. Для компенсации чрезмерной нагрузки при стрельбе орудие получило щелевой дульный тормоз. Также несколько отличается и сам ствол, и откатные механизмы. Для спаренного пулемета места уже не нашлось. Одним словом, чистый истребитель.

Орудийная установка была смещена вправо, чтобы там поместился и командир/наводчик/заряжающий

Орудийная установка была смещена вправо, чтобы там поместился и командир/наводчик/заряжающий

Имелись отличия и по башне. С точки зрения конфигурации она похожа на M1936, но при этом башня M1937 длиннее. Иначе пушку не запихнуть. Орудие разместили со смещением вправо, а створка башенного люка открывалась теперь не вперед, а вправо. Стоит также отметить, что башенные приборы наблюдения находились на ином качественном уровне, чем у танков Vikcers начала 30-х годов. Никаких примитивных лючков, все смотровые приборы оснащались стеклоблоками солидной толщины. То же самое касалось и смотровых приборов механика-водителя.

Орудие у танка было своё, отличающееся от знаменитой 2-фунтовой пушки

Орудие у танка было своё, отличающееся от знаменитой 2-фунтовой пушки

По итогам получилась крайне интересная боевая машина. К высокой подвижности добавилась еще и огневая мощь. Странно, что англичане не догадались сделать-то подобное раньше. Нет, 2-фунтовую пушку они ставили на похожее шасси и ранее, но получалось как-то не очень. Потом была похожая попытка создать пушечный танк на базе Light Tank Mk.VI, тоже неудачная. Можно сказать, что VCL M1937 получился во многом случайно, да и появился уже поздновато. Патрульные танки почти перестали интересовать потенциальных покупателей. Да и то, о том, что придется воевать с другими танками, похоже что догадывались одни латышские военные. По крайней мере, пушечные танки подобного класса являлись большой редкостью.

К вопросу, сколько "Виккерсов" было в 12-м МК. Еще 8 штук было в составе 42 "Виккерсов" на начало войны. Еще 8 "Виккерсов" было в составе 29 стрелкового корпуса (литовского). На фото брошенный танк из состава 23-й ТД, как можно заметить, камуфляж сохранился

К вопросу, сколько «Виккерсов» было в 12-м МК. Еще 8 штук было в составе 42 «Виккерсов» на начало войны. Еще 8 «Виккерсов» было в составе 29 стрелкового корпуса (литовского). На фото брошенный танк из состава 23-й ТД, как можно заметить, камуфляж сохранился

Что же касается M1937, то они своим заказчикам почти никак не пригодились. Спустя 2 года после того, как танки поступили на вооружение латышской армии, произошло присоединение Прибалтики к СССР. Латышские танки стали советскими, причем, судя по фотографиям, они так и сохранили «экспортный» камуфляж, который получали на заводе Vickers.

Послевоенный снимок танка №204. Впервые он появился в ведомостях НИБТ Полигона в 1945 году. Амфибия - это VCL M1931, разведывательный танк-амфибия, стоящий рядом с M1937

Послевоенный снимок танка №204. Впервые он появился в ведомостях НИБТ Полигона в 1945 году. Амфибия — это VCL M1931, разведывательный танк-амфибия, стоящий рядом с M1937

Обычно на этом описание заканчивается. Упоминается, что все танки были потеряны летом 1941 года, один отправлен в Кубинку на испытания, он и сохранился. Также изредка упоминают место, где числились эти танки — 23-я танковая дивизия. На самом деле всё гораздо интереснее и запутаннее. Для начала, никакого «Виккерса» или «Карден-Лойда» на НИБТ Полигоне в 1941 году не числится. Зато такой танк появляется на НИБТ Полигоне в 1945 году. Именуется он «Карден-Лойд», находится в хорошем техническом состоянии. Как раз это вполне можно сказать про танк, который ныне находится в Техническом центре парка «Патриот».

Таким зеленым крокодилом танк был до сентября 2006 года

Таким зеленым крокодилом танк был до сентября 2006 года

Собственно говоря, его и не могло быть в Кубинке ни весной, ни летом 1941 года. Ибо 12-й механизированный корпус отчитался о наличии 42 «Виккерсов» на начало войны. Еще 8 «Виккерсов» было в составе 29 стрелкового корпуса (литовского). Итого 50 штук, именно столько 4-тонников закупили суммарно Латвия и Литва (это к вопросу, насколько уместно вообще называть Vickers 4-tonner «голландцем»). То есть реально 1 танк куда-то делся, но в пределах 12-го МК.

Нанесение обводки на камуфляж. Заодно видна конструкция крыши башни

Нанесение обводки на камуфляж. Заодно видна конструкция крыши башни

По факту история машины №204, ныне находящейся в Техническом центре парка «Патриот», оказывается бурной. 23-я танковая дивизия сама по себе была весьма занятной. Помимо 17 «Виккерсов», в ее составе было 2 танкетки TK-S, вероятнее всего бывшие польские. Боевые действия дивизии, размещавшейся в Либаве (Лиепая), начались еще до 22 июня 1941 года. 18 июня был получен приказ готовиться к выходу с зимних квартир. И вот тут выяснилось, что изношенная прибалтийская матчасть попросту не едет. Из парков смогли выехать всего 5 латвийских «Виккерсов». Для сравнения, из 215 потерянных 23-м ТД танков Т-26 было оставлено всего 18 штук. И это при том, что в дивизии числилось 344 танка Т-26.

Набиваем номер :)

Набиваем номер 🙂

Из этих 5 танков далее 1 сломался, 2 уничтожено огнем противника, 1 ушел в ремонт и 1 передан в другую часть. Танк №204 был одним из этих двоих. В конце 1941 года силами московского метрополитена был отремонтирован бывший прибалтийский «Виккерс». Его дальнейшая судьба неизвестна, а вот один из выживших в боях июня-июля 1941 года латышских танков войну пережил. Правда, формально он уже был не латышский, а советский, из состава 23-й ТД. Машина, как выяснилось, повоевала. В 1947 году она всё еще несла свой заводской камуфляж и номер 204.

Финал работ, 29 сентября 2006 года

Финал работ, 29 сентября 2006 года

Потом, конечно, машина стала веселая-зеленая, как и все полигонные. Было это до сентября 2006 года, пока наша малярная бригада не решила восстановить историческую справедливость. На базовый защитный цвет ХВ-518 мы нанесли 3-цветный экспортный камуфляж с черной обводкой пятен. Такой практиковался Vickers в 30-е годы. Заодно на машину вернулся и ее номер 204. Машина стала сразу выделяться на фоне зеленых крокодилов с павильоне №5 (США и Великобритания), где она находится и поныне. Причем схема, нанесенная нами в 2006 году, выжила. Естественно, за 15,5 лет краска уже отчасти отшелушилась, но новая схема нанесена поверх старой. Так что машина стоит со своей родной камуфляжной схемой и родным номером.

Этот же танк сейчас

Этот же танк сейчас

В заключение стоит отметить, что иногда судьба любит очень зло шутить. Дело в том, что в 2014 году Латвия закупила 123 танка-разведчика FV107 Scimitar. Он является по сути реинкарнацией того самого Vickers 4-tonner. Машины подержанные, но с учетом боевого потенциала Латвии ей больше и не нужно.

Список источников:

      1. ЦАМО РФ
      2. Память Народа
      3. https://tanks-encyclopedia.com/latvian-afvs-of-the-interwar-and-ww2
      4. tankdevelopment.blogspot.com
      5. eBay
      6. Фотоархив автора

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/latviiskii-vikkers-s-dlinnoi-rukoi-61ed78420a981d1c6e81c818?&

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account