История немецкого штабного бронеавтомобиля s.gl.gp.Pkw (6-rad) Sd.Kfz.247 на базе трехосного грузовика Krupp L 2 H 143
Немецкие бронеавтомобили времен Второй мировой войны хорошо известны благодаря очень характерному внешнему виду. За счет бронекорпусов, которые имели рациональные углы наклона, броневики, произведенные в Германии, заметно отличались от себе подобных. Подобное «крадратиш-практиш-гут» позже перекочевало и на немецкие бронетранспортеры. Чего у немецких бронеавтомобилей не отнять, так это внешность. Правда, далеко не всегда внешние данные означали удачные технические решения. Порой получалась красивая, но многом спорная машина, выпущенная минимальной серией.
Среди бронемашин, выпускавшихся для немецкой армии, преобладали разведывательные модели. Как и в большинстве армий мира, немецкие броневики больше использовались для разведки и связи. Впрочем, имелись и специальные штабные модели. Одной из них стал s.gl.gp.Pkw (schwerer geländegängiger gepanzerter Personenkraftwagen) (6-rad) Sd.Kfz.247, тяжелый штабной бронеавтомобиль. Машина достаточно известная, хотя и выпущенная крошечной серией. Можно сказать, что броневик стал жертвой странного технического задания.
В середине 30-х годов видение типичной бронемашины для немецкой армии сложилось окончательно. Она должна была иметь единое шасси, которое предполагалось не только полноприводным, но и полноуправляемым. Еще в ходе постройки броневиков первой половины 30-х годов выработалась концепция, согласно которой производитель шасси и производитель броневиков не являлись одними и теми же компаниями. В принципе, ничего странного: в Советском Союзе вполне успешно работала схема, когда шасси выпускал ГАЗ, а броневики собирались Ижорским заводом, а также заводом ДРО в Выксе. Разница заключалась в объемах. В Колпино и Выксе бронемашины производились сотнями штук в год, а у немцев выпуск бронемашин оказался крайне скромным.
Впрочем, странности были не только с точки зрения объемов выпуска. Сама по себе концепция броневиков выглядела слегка удивительно. Допустим, в Советском Союзе отсутствие радиостанций на бронемашинах известно, хотя и у нас радиостанции стали массовым явлением. Отсутствие радиостанций объяснялось скорее небольшими объемами их выпуска. У немцев же отсутствие радиостанций на основной массе броневиков являлось решением концептуальным. То, что радиостанции нужны на всех бронемашинах, до них дошло только во второй половине 1941 года. И это не единственная такая странность.
Подобная ситуация вполне объясняет появление такого странного броневика, как schwerer geländegängiger gepanzerter Personenkraftwagen (6-rad). По сути это ничто иное, как бронированная «маршрутка» для штаба разведывательных подразделений. За основу был взят 3-осный легкий грузовик повышенной проходимости Krupp L 2 H 143 (он же Krupp Protze). Рецепт изготовления оказался очень простым: на шасси грузовика «надели» бронекорпус характерной формы с рациональными углами наклона.
Машина получилась весьма вместительной. Внутри нашлось место не только для водителя, но и 5 пассажиров. Для их размещения по центру кузова установили вполне комфортабельные сиденья, еще один пассажир сидел справа от водителя. На фоне других немецких броневиков, довольно тесных внутри, s.gl.gp.Pkw (6-rad) Sd.Kfz.247 отличался просторным салоном. Но каким-то несуразным. Например, задние пассажиры должны были вылезать через двухстворчатый люк в кормовой части бронекорпуса.
Помимо того, что рациональностью внутреннее убранство s.gl.gp.Pkw (6-rad) Sd.Kfz.247 не отличалось, сама машина вызывает удивление. Во-первых, никаких средств связи не предусматривалось, для штабной машины это странно. Во-вторых, отсутствовало какое-либо вооружение. В случае чего, экипаж отстреливался из личного оружия. По большому счету, получился 6-местный бронированный «кюбельваген», имеющий крайне сомнительную боевую ценность.
Судя по всему, поняли это и на самом верху. К 1 января 1938 года Daimler-Benz werk 40 сдала всего 10 таких бронемашин. На этом выпуск прекратился, поскольку ущербность s.gl.gp.Pkw (6-rad) Sd.Kfz.247 стала очевидной. 6-местный броневик можно было сделать и на другой базе, а шасси Krupp L 2 H 143 перегрузили. Боевая масса машины составила 5,2 тонны, для 65-сильного мотора и шасси 6х4 этого было многовато. Максимальная скорость вроде приличная (70 км/ч), но обольщаться не стоит. У базовой машины полная масса составляла 3,5 тонны, это слегка намекает на перегрузку.
Штат K.St.N.1162 от 1 октября 1938 года предполагал, что Sd.Kfz.247 являлась машиной штаба разведывательной роты. Туда эти броневики и шли, вплоть до начала войны с ними никаких изменений не производилось. А дальше явно что-то пошло не так. Вскоре часть s.gl.gp.Pkw (6-rad) Sd.Kfz.247 обзавелась тумбами для установки пулеметов. Минимум 1-2 экземпляра даже получили радиостанции. В общем, пришлось признать, что исходная концепция являлась глупостью. Что не помешало выпустить еще 58 s.gl.gp.Pkw (4-rad) Sd.Kfz.247. Ну а дальше появился Sd.Kfz.250/1 Ausf.A, тоже шестиместный, но на полугусеничном шасси, с пулеметом и радиостанцией.
В целом можно говорить о том, что получился красивый, но бестолковый броневик. Первые же бои показали, что ему нужно и вооружение, и радиостанция. А еще такая машина должна быть массовой. 68 Sd.Kfz.247 обоих типов за 5 лет — это как-то совсем несерьёзно.
Список источников:
-
-
- Panzer Tracts No.13: Panzerspähwagen Armored Cars Sd.Kfz.3 to Sd.Kfz.263, Thomas L. Jentz, Hilary L.Doyle, 2001
- Фотоархив автора
- eBay
-
источник: https://dzen.ru/a/ZazmHdwcgx8lamOL