Юрий Пашолок. Крупнокалиберная конверсия английского легкого танка
10.5 cm leFH 16 auf GW Mk.VI (e) и другие конверсии трофейного английского танка Light Tank Mk.VI за авторством Альфреда Бекера
Одной из особенностей Второй мировой войны стало то, что она стала временем наиболее массового применения самоходной артиллерии. Появились САУ, в том числе и гусеничные, еще в годы Первой мировой войны. Занимались колесными и гусеничными САУ в ряде стран. Касалось это и немецкой армии, но гусеничные САУ у кайзеровской армии как-то не задались. После окончания войны пауза с разработкой немецких гусеничных САУ длилась недолго. Немцы строили довольно странные машины, с приоритетом в виде истребителей танков. Вместе с тем, ничего особо путного из этого не вышло. На начало Второй мировой войны всё, что смогла сделать немецкая промышленность — это пучок истребителей ДОТ-ов на базе шасси полугусеничного тягача Sd.Kfz.8, а также некоторое количество опытных образцов машин. Тем не менее, уже вскоре немцы обзавелись самоходными артиллерийскими установками, которые массово применили во Франции.
Чего у немцев не отнять, так это умения импровизировать. Если до войны программа разработки САУ напоминала непонятные, неспешные шатания туда-сюда, то к концу 1939 года работы стали стремительными. Силами Alkett, танкостроительного подразделения Reainmetall-Borsig, были разработаны и быстро запущены в серию штурмовые САУ, а также истребители танков. В качестве базы использовались шасси легких танков Pz.Kpfw.I Ausf.B, которые более-менее подошли для столь необычной задачи. Кроме того, немецкие военные начали быстро переделывать в истребители танков всё, что более-менее подходило для таких задач. Это и грузовики, и трофейные французские транспортеры Renault UE. С подобными переделками не боролись, а скорее их поощряли. В результате на свет появились самые разные конверсии, в том числе и на шасси трофейной бронетанковой техники.
На начало войны самым массовым английским танком был Light Tank Mk.VI. Эта боевая машина больше подходила для колониальной службы, а самым массовым английским танком она стала вынужденно. Самой массовым танком он оставался и во время боев мая-июня 1940 года. В общей сложности оказалось потеряно 407 танков семейства Light Tank Mk.VI, из них часть немцам досталась в исправном состоянии. Сами англичане недолго держали Light Tank Mk.VI в первой линии. Ущербность машины была очевидной, поэтому в 1941 году началась переделка оставшихся машин в зенитные танки Tank, Light, AA Mk.I/Mk.II. Впрочем, куда более серьёзную конверсию создали немцы. Благодаря деятельности гауптмана Альфреда Беккера на свет появился наиболее тяжело вооруженный вариант Light Tank Mk.VI, который еще и повоевал.
Одной из существенных проблем немецкой армии был недостаток в средствах механической тяги пехотных дивизий. Конная тяга являлась для таких частей привычным явлением, касалось это и перевозки орудий, включая тяжелые. В таких условиях использование трофеев стало рядовым явлением. Если в Польше особо поживиться было нечем, то в первые же недели «плана Гельб» целый ряд немецких частей быстро обзавелся французской и бельгийской техникой. Одним из подразделений, которые сделали это одними из первых, стала 12-я батарея 5-го дивизиона 227-й пехотной дивизии. Командир батареи, гауптман Альфред Беккер, в первые же недели кампании поживился бельгийскими тягачами Brossel TAL. Тем самым подвижность батареи существенно повысилась. Впрочем, у Беккера, имевшего хорошее инженерное образование и опыт конструирования, появилась идея поинтереснее.
227-я пехотная дивизия была вооружена не самыми новыми образцами вооружения. Связано это оказалось с тем, что дивизия формировалась в третью волну мобилизации, а посему как минимум часть орудий была устаревшей. Например, в ее составе массовым явлением были 105-мм гаубицы leFH 16, созданные еще в годы Первой мировой войны. Появление трофейных тягачей лишь отчасти решало проблему. Оптимальным вариантом стала установка орудий на гусеничное шасси, то есть создание самоходной артиллерийской установки. Реализовывать свои идеи Беккер смог в июне 1940 года, после того, как дивизия заняла позицию в районе Гавра. На побережье Нормандии было немало брошенной матчасти французской и английской армий, так что имелся выбор.
Оптимальным вариантом оказался английский легкий танк Light Tank Mk.VI. Помимо того, что довольно большое количество этих танков было брошено в рабочем состоянии, они не представляли интереса с точки зрения комплектации немецких частей. В лучшем случае их использовали как учебные машины. Между тем, как раз с точки зрения задумки Беккера Light Tank Mk.VI выглядел интересной платформой. Силовая установка находилась впереди-справа, а это позволяло организовать в кормовой части боевое отделение. Командир 12-й батареи, недолго думая, взялся за конструирование «самоходного лафета» на трофейной базе.
В кратчайшее время Беккер и его батарея, где хватало рукастых людей из Крефельда (оттуда же был и сам гауптман), изготовила опытный образец машины. Рецепт был очень простым: с танка сняли башню, а также крышу подбашенной коробки. Внутрь запихнули качающуюся часть 10,5 cm leFH 16 вместе с частью лафета. Лафет подрезали так, чтобы он не выпирал за габариты боевого отделения. Внутри пока было очень тесно, но главной задачей стала проверка, как вообще будет работать такая конверсия. Проведенные летом 1940 года испытания показали, что переделка вполне возможна, правда, при стрельбе машину сильно сносило назад, а боевое отделение требовалось расширить. В любом случае, идея оказалась верной, далее требовалось ее довести до кондиции.
Следующим этапом стало формирование полноценного боевого отделения машины, в дальнейшем известной как 10.5 cm leFH 16 auf GW Mk.VI (e). Тут помогли связи Беккера: из родного Крефельда, где и была сформирована 227-я пехотная дивизия, прибыли броневые листы толщиной 22 мм. Для подробных конструкций обычно использовались более тонкие листы — 10-15 мм толщиной. Как показали последующие события, более толстые, чем даже сам танк, листы очень даже пригодились. Пользуясь фанерными листами как лекалами, Беккер сформировал рубку. Тут можно только похвалить рукастого инженера: гауптман не имел опыта в танкостроении, но то, что у него получилось, оказалось лучше разработок Alkett. Ему удалось, на столь небольшой базе, получить просторное боевое отделение. Беккер не стал, подобно Alkett, вписывать рубку в ширину корпуса, а расширил ее во весь габарит машины. В результате внутри, более-менее комфортно, разместилось 3 номера расчета. В принципе, внутри могло разместиться и пятеро. При этом листам рубки придали рациональные углы наклона.
После успешных испытаний машину несколько раз дорабатывали. Чтобы ее не сносило, сзади появился опускаемый сошник. Далее рубка получила развитую конструкцию подвижной бронировки орудийной маски (позже у нее появился «подбородок», который защищал откатный механизм орудия). Внутри также появилась радиостанция. Боекомплект оказался совсем небольшим (15 выстрелов), но с учетом крошечной базы это уже неплохо. Боевая масса выросла более чем на тонну, достигнув 6,5 тонн. Вместе с тем, машина сохранила вполне приличную подвижность.
Отдельно стоит упомянуть тот факт, сколько было сделано 10.5 cm leFH 16 auf GW Mk.VI (e). Благодаря работам Вальтера Шпильбергера ходит информация о том, что таких машин изготовили 12 штук. На самом деле нет. Документы, а также более поздние исследования говорят о том, что таких САУ построили всего одну батарею, то есть 6 штук. Столько же 10.5 cm leFH 16 auf GW Mk.VI (e) видно и на снимках. Также периодически упоминается еще одна машина — 15 cm sFH 13 auf GW Mk.VI (e). Утверждается, что их построили 6 штук. Действительно, Беккер думал о подобной конверсии, но ее так и не построили. Скорее всего, путаница связана с тем, что Беккер, позднее получивший звание майора, стал командиром 5-го дивизиона 227-го артиллерийского полка. А в его состав как раз входило 3 батареи, включая и батарею штурмовых орудий (именно так именовали 10.5 cm leFH 16 auf GW Mk.VI (e)). Вот вам и те самые 18 машин.
Судя по всему, надо урезать осетра и по поводу дополнительных спецмашин, созданных под руководством Беккера. Поскольку было очевидно, что 15 выстрелов маловато, был создан подвозчик боеприпасов Munitionspanzern auf Fahrgestell Mk VI (e). Вместо рубки он получил открытый сверху кузов, в котором размещался боезапас. Также машина тащила за собой переделанный трофейный прицеп Renault UK. Впрочем, встречаются снимки, где французские прицепы используются как есть, и их даже тягают за собой 10.5 cm leFH 16 auf GW Mk.VI (e). Указывается, что Munitionspanzern auf Fahrgestell Mk VI (e) построили 12 штук, но это число стоит срезать минимум вдвое.
А вот то, что еще одних машин построили 4 штуки, похоже на правду. Речь идет о Beobachtungspanzern auf Fahrgestell Mk VI (e), машинах артиллерийских наблюдателей. Этим машинам срезали башни, оставив только командирские башенки. Они, как и подвозчики боеприпасов, получали радиостанции для связи с остальными машинами батареи. На снимках попадается минимум 3 таких машины, в принципе, по 1 машине наблюдателей на 2 САУ (1 взвод), возможно 1 штабная. Также Беккер забрал некоторое количество трофейных Universal Carrier.
Вплоть до осени 1941 года 227-я пехотная дивизия находилась на севере Франции. Наконец, в октябре 1941 года дивизию направили под Ленинград. Батарея штурмовых орудий также числилась как 15-я батарея. Впрочем, обозначение «штурмовая батарея» более уместно с точки зрения того, чем она занималась.
Если кто-то думает, что только у нас пускали на прямую наводку САУ с противопульным бронированием, тот сильно ошибается. Немцы этим занимались еще с Франции, а 10.5 cm leFH 16 auf GW Mk.VI (e) отправляли на поддержку пехоты с завидной регулярностью. Больше того, в отчетах машину хвалили, в том числе и как штурмовое средство. Высота 10.5 cm leFH 16 auf GW Mk.VI (e) составляла всего 2 метра, а сама машина оказалась весьма подвижной.
11 ноября 1941 года случился и вовсе уникальный случай. Батарея поддерживала пехоту, которая атаковала деревню Хотовская Горка (ныне ее не существует). С советской стороны обороняющихся поддерживало 4 малых танка Т-40 из состава 122-й танковой бригады. Наши танки открыли огонь, но 22 мм брони сыграли свою роль. Несмотря на многочисленные попадания, поразить немецкие САУ не удалось. Ответным огнем 2 Т-40 было подбито, один из них отправили на СПАМ, второй восстановили к концу дня. Хотовскую Горку немцы взяли. 13 ноября населенный пункт пытались отбить при поддержке одного Т-34 и одного Т-40, успеха контратака не имела. Отбить деревню удалось только 15 ноября.
Поучаствовали 10.5 cm leFH 16 auf GW Mk.VI (e) и в боях за Погостье, правда, в феврале 1942 года удача была не на их стороне. Всего за один день батарея лишилась половины своих САУ. Некоторое время назад в тех местах был найден кусок такой САУ, вероятнее всего, погибла она 16 февраля 1942 года. Под конец марта 1942 года в 15-й батарее всё еще числилось 2 машины, они еще повоевали в Синявинскую операцию. Впрочем, уже без Беккера. Весной 1942 года его отозвали с фронта, поскольку понадобились его навыки как конструктора.
Про «первую любовь» майор Беккер не забыл. В сентябре-октябре 1942 года им была создана еще одна конверсия — 7,5 cm Pak 40 auf GW Mk.VI (e). Впрочем, информация насчет того, закончил он работы, или нет, отсутствует. По крайней мере, строить САУ он начал. В любом случае, 75-мм противотанковая пушка оказалась крупновата для такого шасси. Что же касается 10.5 cm leFH 16 auf GW Mk.VI (e), то она стала первой из целого ряда боевых машин, разработанных Альфредом Беккером. На фоне остальных конверсий она смотрелась фактически заводским изделием. Может и хорошо, что их построили всего 6 штук. Нам эти гаубичные тараканы доставили немало хлопот, а шасси Light Tank Mk.VI у немцев хватало.
Список источников:
-
-
- ЦАМО РФ
- Beute-Kraftfahrzeuge und Panzer der deutschen Wehrmacht, Walter J. Spielberger, Motor Buch Verlag, 1989
- Panzer Tracts No.10 Artillerie Selbstfahrlafetten, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, 2002
- eBay
-