Юрий Пашолок. Королева поля боя в зените славы
История английского пехотного танка Infantry Tank Mk.IIA, он же Matilda II
Английские танковые силы оказались совершенно не готовы к началу Второй мировой войны. Впрочем, на фоне того, что творилось с их бронетанковыми силами в 1938 году, ситуация сентября 1939 года выглядела еще не так плохо. К моменту, когда Гитлер стал реализовывать планы по «расширению жизненного пространства», в английской армии еще не было ни одного современного среднего танка. Существовали опытные образцы, серийное производство которых еще требовалось осваивать. На это и ушел тот самый «год мира», о котором вскользь упомянул Чемберлен. В 1938 году немцев сдерживать на земле было вообще нечем, а к сентябрю 1939 года хотя бы началось серийное производство новых танков. При этом Cruiser Tank Mk.I и Cruiser Tank Mk.III откровенно отставали от мирового танкостроения. Их единственным плюсом была скорость, в остальном же они почти ничем не отличались от тех же БТ, причем скорее БТ-5. Особенно это касалось надежности и толщины брони. Что-то более-менее приличное в семействе крейсерских танков стало выпускаться с 1941 года. Чего стоят первые «крейсеры», отлично показали боевые действия во Франции. В мае-июне 1940 года английские крейсерские танки умели разве что хорошо гореть.
Наиболее удачными танками, которые к началу Второй мировой войны имелись у англичан, являлись Infantry Tank Mk.II. Этот танк стали разрабатывать в 1934 году как представителя нового класса – пехотного танка. На самом деле «новым» этот класс можно считать условно. Французские танки Char D, например, по подвижности и удельной мощности почти не отличались от английской машины. Да и задачи оказались одинаковыми. Другой вопрос, что Перси Хобарт, ставший крёстным отцом пехотных танков, более толково подошел к вопросу. Если у французов использовались одноместные башни, то у Infantry Tank Mk.II в «голове» сидело трое. Танк имел мощную броневую защиту, при этом боевая масса оказалась вполне в пределах разумного. По большому счету, главным недостатком танка было то, что 2-фунтовая (40 мм) пушка не имела осколочно-фугасных боеприпасов. Английские военные считали, что пушка нужна только для борьбы с танками, а другие цели поражались пулеметом. Ну и еще одна маленькая проблема: на 3 сентября 1939 года имелось всего два опытных образца Infantry Tank Mk.II.
Производство Infantry Tank Mk.II началось уже после начала Второй мировой войны. Еще до войны контракты на выпуск этих танков были подписаны с 6 производителями, но по факту производство разворачивалось медленно. Сначала выпуск развернули на The Vulcan Foundry Limited, ставшем головным разработчиком машины. Далее, в декабре 1939 года, подключилась London, Midland and Scottish Railway (LMS). Но даже усилиями двух заводов за 1939 год сдали всего 24 танка, а за первый квартал 1940 года еще 27 машин. Кроме того, Vulcan и LMS оказались единственными заводами, выпускавшими исходную версию танка. Весной 1940 года в серию пошел Infantry Tank Mk.IIA, который, в сентябре 1941 года, переименовали в Matilda II. Именно этот танк получил прозвище «королева поля боя», он же стал самой массовой версией Matilda, которую использовали непосредственно англичане.
Главной причиной появления Infantry Tank Mk.IIA стало изменение вооружения английских танков. Vickers Mk.I, штатный английский танковый пулемет, был слишком громоздким, особенно это касалось кожуха водяного охлаждения. Поэтому англичане искали замену, которая нашлась в Чехословакии. Новым танковым пулеметом стал BESA, представлявший собой несколько измененный станковой пулемет ZB 53, причем патрон остался немецкий – 7,92×57 Mauser. Официально BESA приняли на вооружение еще в 1938 году, но по факту на танки ставить его стали только к весне 1940 года. Помимо Infantry Tank Mk.IIA, прописался он на Cruiser Tank Mk.IIA и Cruiser Tank Mk.IVA. Ruston & Hornsby Ltd, John Fowler & Co., North British Locomotive Company (NBL) и Harland & Wolff Ltd начали выпуск Infantry Tank Mk.II сразу же с новыми пулеметами. Vulcan и LMS перешли на Infantry Tank Mk.IIA чуть позже.
Самые первые Infantry Tank Mk.IIA, за исключением спаренного пулемета и соответствующих изменений орудийной установки, не отличались от предшествующей модели. Хвост, правда, очень быстро исчез, но приподнятая ходовая часть, на первых порах, вполне присутствовала. Вероятнее всего, речь идет о танках Vulcan и LMS, которые выпускались по изначальному контракту. При этом с контрактами творился бардак, поскольку, например, танки Vulcan с регистрационными номерами T.10284–T.10293 выпускались как Infantry Tank Mk.II, а в разбросе номеров T.6729–T.6868 есть Infantry Tank Mk.IIA (например, T.6803). Судя по всему, уже к лету 1940 года от приподнятой ходовой части отказались, поскольку выяснилось, что нужды в ней, как и в хвосте, нет.
На этом изменения не закончились. Зима 1939-40 годов показала, что штампованные траки с H-образным рисунком на рабочей поверхности, которые выпускались Ruston & Hornsby, обладали плохим сцеплением. Они отлично подходили для езды по шоссе, плюс-минус нормально работали в грязи, но на льду машина становилась плохо управляемой. Для улучшения сцепления с замерзшей поверхностью стали делать приварки. Они помогли, но возникла другая проблема. Дело в том, что эксплуатация показала низкий ресурс таких траков, составлял он всего около 300 миль (480 километров). Конструкцию немного доработали (сделали один большой грунтозацеп и один маленький), поэтому ситуация с ресурсом немного улучшилась. Вместе с тем, вопрос с траками оставался актуальным.
В связи с происходящими проблемами был разработан новый трак, также штампованный, но без H-образного рисунка и с более развитым грунтозацепом. Существовал он в двух вариантах, немного отличавшихся конструктивно. Также был разработан трак Lepaz T.D. 1195. Наконец, Ford разработал трак Ford Box, литой конструкции, с развитым грунтозацепом. На испытаниях, которые прошли в марте 1941 года, он оказался чуть хуже штампованных траков, но 0.5 км/ч – это не тот случай, когда разница в скорости так важна. Зато среди всех траков Ford Box оказался наиболее удачным с точки зрения проходимости. Поэтому весной 1941 года его признали наилучшим выбором. Это, впрочем, не помешало Ruston & Hornsby создать новый тип штампованного трака, с новым типом грунтозацепа. Трак пошел в серию, изредка он попадается и на Matilda III/Matilda IV.
Tank Mk.IIA продолжался как минимум до мая 1941 года, вполне возможно, что и в июне-июле последние машины с моторами AEC 190 покидали заводы. За 1940 год их сдали 295 штук, вроде бы мало, но всех крейсерских танков за тот же год сдали 473 штуки. При этом именно Infantry Tank Mk.IIA англичане хотели выпускать в США, по этому вопросу они обратились 2 июля 1940 года. 2 сентября того же года в США отправили серийный Infantry Tank Mk.IIA с WD-номером T.6803, изготовленный на Vulcan. Танк, который сопровождал младший лейтенант Кнотт, прибыл на Абердинский полигон, но там в машине очень быстро разочаровались. Американцы ответили на предложение англичан отказом, после этого и началась история Grant. Ну а отправленный американцам танк ныне находится в Канаде. Что же касается производства Infantry Tank Mk.IIA английскими заводами, то за первый квартал 1941 года сдали 157 машин данного типа, кроме того, большинство из 185 танков, сданных во втором квартале того же года, относилось к этой же модификации. Ближе к концу выпуска в крышках ящиков лобовой части корпуса исчезли прорези.
Время и объем выпуска Infantry Tank Mk.IIA, которые с сентября 1941 года стали именоваться как Matilda II, предопределили их боевую карьеру. Именно на эту версию пришелся пик славы «Матильд». Первыми эти танки получили 4-й и 7-й королевские танковые полки, которые эвакуировали из Франции. Тяжелые потери, которые понесли полки, восполнили за счет новых танков. Infantry Tank Mk.I больше в их составе не было, а переформированные части стали спешно тренироваться, готовясь к возможной высадке немцев. Впрочем, осенью 1940 года стало понятно, что немецкого десанта ждать не стоит; кроме того, английская промышленность смогла существенно нарастить объемы выпуска танков. Это позволило создать задел, которого хватало не только для обороны метрополии, но и для усиления группировки в Северной Африке. С лета 1940 года там начались боевые действия с итальянцами, правда, выглядели они вяло. К масштабным боям пока не была готова ни одна из воюющих сторон. Итальянцы копили резервы, но они явно не рассчитывали, что англичане сделают то же самое.
В конце 1940 года 7-й королевский танковый полк разгрузился в Александрии, а в 5 утра 9 декабря 1940 года началась операция «Компас». На сей раз у англичан имелись условия, которые вполне можно назвать тепличными. Нет, речь не про жару. Против них воевал противник, который заранее был хуже подготовлен. Самое же главное, что итальянцам было попросту нечем воевать против английских пехотных танков. 7-й RTR действовал в обстановке полной безнаказанности. Итальянцы, в том числе и их средние танки Carro Armato M 13-40, тщетно пытались вывести английские пехотные танки из строя. Бесполезно. Позже на них обнаруживали массу отметин от попаданий вражеских снарядов, но ни один из Infantry Tank Mk.IIA не был выведен из строя. Доминирование оказалось абсолютным.
50 танков 7-го RTR стали одной из главных ударных сил во время операции «Компас». На некоторое время наступление остановилось, поскольку англичане имели крайне скромный запас сил, особенно что касалось пехоты. Но 3 января 1941 года наступление продолжилось, закончилось оно 21 числа взятием Тобрука. В ходе третьего этапа англичане взяли Бенгази и нанесли тяжелое поражение отступающим итальянским войскам. По сути от краха итальянцев спасло только то, что Греция согласилась на помощь англичан, поэтому боевые действия в Северной Африке на время приостановились. Это была стратегическая ошибка, поскольку Триполи остался в руках итальянцев, а уже 14 числа там начали высаживаться первые подразделения Африканского Корпуса. Возглавлял его Роммель, «заклятый друг» 7-го RTR. Опыт Арраса немецкому генералу впервые пригодился в июне 1941 года.
Прибытие Африканского Корпуса заставило английское командование срочно усиливать африканскую группировку. В Египет прибыл 4-й королевский танковый полк. На тот момент внешний облик «африканской» версии танка уже сформировался. В кормовой части машины сделали крепления для 2-галлонных канистр. Это, наряду с характерной цветовой схемой, стало «классическим» внешним обликом Matilda II. Вот только пик славы, как показали дальнейшие события, уже прошел. Зная о том, что у англичан есть толстобронные танки, Роммель активно применял 88-мм зенитные орудия Flak 18. Что еще хуже для англичан, Сахара – это совсем не Аррас. На открытой местности неспешные английские пехотные танки оказались мишенями.
В этом англичанам пришлось убедиться в июне 1941 года, когда они попытались деблокировать Тобрук. В апреле 1941 года Африканский Корпус и итальянские войска окружили город-крепость, но сходу взять не смогли. Началась осада, которую и пытались деблокировать, в том числе, атакой 7-го и 4-го королевских танковых полков. 15 июня началась операция «Боевой Топор», которая закончилась совсем иначе, нежели «Компас». Под удар немцев попал 4-й RTR, который потерял 64 танка из 100 имевшихся в наличии. Как раз примерно в это время на другом конце земного шара начиналось производство Medium Tank M3, которые, в вариантах Lee и Grant, спустя год, стали сменщиками в том числе и «Матильд».
Пик применения Matilda II пришелся на конец 1941 года. В ходе операции «Крестоносец» эти танки применялись англичанами наиболее интенсивно, но анализ боевых действий неумолимо показывал – время Infantry Tank Mk.II уходит. Да, в Северной Африке появились и Matilda III, но именно их предшественники стали самыми массовыми танками семейства, которые применялись непосредственно англичанами. Союзникам, в том числе и СССР, версии со спаркой моторов AEC не поставлялись. Для них шли танки с моторами Leyland, которые достойны отдельного повествования.
Список источников:
-
-
- Matilda Infantry Tank 1938–45, David Fletcher, Osprey, 1994
- Matilda, Janusz Ledwoch, Militatia, 2007
- US NARA
- Infantry Tank Mk.II-IIA-IIA* Instruction Book, 1941
- Фотоархив автора
-
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/koroleva-polia-boia-v-zenite-slavy-60edcdae0af441749903da29