28 июля 1942 года Сталин подписал постановление ГКО №2120 «Об организации производства танков Т-34 на Уралмашзаводе и заводе № 37 Наркомтанкопрома.» Согласно ему, завод №37 включался в структуру УЗТМ, превратившись в завод №50. Уже в сентябре 1942 года в Свердловске изготовили первые 12 танков, под конец года ежемесячный выпуск составлял около 100 машин, а за 1942 год в целом сдали 267 танков. Вроде бы негусто, но это как сказать. Большая часть немецких заводов, выпускавших средние танки, имела даже меньший ежемесячный объем выпуска. Да и типовой контракт на те же Pz.Kpfw.III в 1942 году был от 200 до 325 машин. Так что идея председателя Свердловского обкома ВКП(б) В.М. Андрианова, который и был инициатором перехода на Т-34, оказалась абсолютно верной. Кстати говоря, УЗТМ стал основным поставщиком корпусов и башен для Т-34, выпускавшихся на ЧКЗ.
Вместе с тем, осенью 1942 года УЗТМ стал центром разработки еще одного типа боевых машин. Если весной-летом 1942 года здесь разрабатывали легкие САУ, то осенью ситуация поменялась. Поскольку с легкими танками в Свердловске завязали, дальнейшую разработку легких САУ передали на завод №38, а с тяжелыми САУ дела шли не очень, пошли по третьему пути — средние САУ. Надо сказать, что такие машины разрабатывались под руководством КБ завода №8 еще с весны 1942 года, но с ЗИК-10 и ЗИК-11 дела шли не очень. 19 октября 1942 года вышло постановление Государственного комитета обороны (ГКО) №2429сс «О производстве опытных образцов артиллерийских самоходных установок».
20 октября по инициативе Ж.Я. Котина, который занимал должность заместителя наркома танковой промышленности, в СКБ Уралмашзавода состоялось совещание. По его итогу на УЗТМ была создана конструкторская группа, которую возглавил Л.И. Горлицкий, а ведущим инженером стал Н.В. Курин. Итогом стала самоходная артиллерийская установка У-35, которую приняли на вооружение еще до начала испытаний — 2 декабря 1942 года. Поспешное решение, ибо выяснилось, что машина требует массы доработок по боевому отделению и вооружению. Впрочем, уже в декабре 1942 года сдали первые 25 самоходок СУ-35, с апреля 1942 года переименованных в СУ-122. Данная машина стала первой массовой советской средней САУ, которая одновременно стала лакмусовой бумажкой для промышленности.
Надо сказать, что по поводу производства самоходных артиллерийских установок у военных были крайне специфичные мысли. Например, в НКВ (Наркомат вооружений) осенью 1942 года продолжали считать, что производство самоходных установок можно организовать на любом крупном предприятии, где есть необходимое оборудование. Но в НКТП всё прекрасно видели. На заводе №592 выпуск самоходок СГ-122 завалили по той причине, что там использовались «привозные» шасси. Даже если бы были шасси Т-34, ничего хорошего не получилось бы. Поэтому и было решено выпускать САУ на УЗТМ, где уже имелся выпуск Т-34. Вместе с тем, возможности предприятия явно не оценили. В результате началась безумная гонка, которая продолжалась всё время производства данной машины. Собственно, никто план по выпуску 100 Т-34 в декабре 1942 года не отменял, так что с самого начала было «весело». Не говоря о том, что уже в процессе изготовления первых СУ-35 в рабочие чертежи стали вносить изменения. Во многом это стало результатом того, что самоходные установки строили без изготовления опытного образца, на котором обычно отрабатывается изначальная техническая документация. Поэтому первые самоходные установки несколько отличались от первоначальных чертежей. Дело доходило до того, что детали огнерезами подгонялись по месту уже в процессе сборки. Так что первые 25 СУ-122 установочной партии дались тяжело.
То, что завод явно перегрузили, стало понятно в январе 1943 года. Предполагалось, что за первый месяц 1943 года будет сдано 100 СУ-122 и столько же Т-34. Но реальность оказалась иной. По состоянию на 13 января завод не сдал ни одного Т-34, на 22 число было сдано 5 танков, из них 4 радийных. Всего же за январь удалось изготовить 50 Т-34, из них 25 радийных. Ситуацию усугубили простои производства, связанные с отсутствием топлива и электроэнергии. А из 100 самоходок сдали всего 32 штуки, причем реально их начались сдавать в феврале, а февральскую программу стали выполнять с 10 числа. Естественно, пришлось что-то делать. В жертву решили принести Т-34, поскольку их и так выпускалось не так много. По этой причине с 10 по 20 февраля в Свердловске выпускали только СУ-35, а первые 6 Т-34 построили лишь 21 числа. В результате в этом месяце завод смог сдать 100 СУ-35, а Т-34 фактически было сдано 9 штук, поскольку башен для них завод не получил. Доделывали танки уже в марте: к 5 числу было готово 39 машин, из них 20 радийных. В марте ситуация повторилась: большую половину месяца завод вообще не занимался Т-34, сконцентрировавшись на выпуске СУ-35. Благодаря этому план по выпуску 100 САУ удалось выполнить.
Надо сказать, что «качельки» продолжались практически всё время выпуска СУ-122. Ряд проблем в апреле привел к тому, что за этот месяц вместо 100 самоходных установок было сдано всего 75. В мае план удалось выполнить, как и в июне. Вместе с тем, надо понимать, что при этом страдало производство Т-34, которое поставили в более низкий приоритет. Но — снимать выпуск танка с УЗТМ не торопились. Иногда в выпуск вмешивалась погода. Как раз такое случилось в июле. В начале месяца начались сильные дожди, дороги превратились в непролазное болото. Главную испытательную трассу для самоходок и танков закрыли, в езультате приемка встала намертво на две недели. К этому добавились проблемы с траками, коробками передач и вооружением. В результате в июле было принято 78 Т-34 и 72 СУ-122 (позже второе число скорректировали до 76). Впрочем, и так становилось всё более понятно, что, с одной стороны, выпуск Т-34 не нарастить, а с другой, и производство СУ-122 страдало. Между тем, потребность в самоходках выросла. Выяснилось, что они являются действенным средством поддержки пехотных и танковых частей.
В августе 1943 года на вооружении Красной Армии была принята СУ-85. Эта машина базировалась на СУ-122, используя ту же геометрию рубки. Посему ее выпуск удалось быстро наладить. Так вот, на УЗТМ в августе прекратили выпускать не только СУ-122, но и Т-34. Появилось, наконец, понимание, что на двух стульях сидеть не получится. Это дало положительный эффект: СУ-85 выпускалась в значительно больших объемах, и при этом не так драматично, как предшественница.
Статья по СУ-122:
источник: https://yuripasholok.livejournal.com/12986946.html