К началу Великой Отечественной войны ситуация с советскими артиллерийскими тягачами была не в лучшем виде. Вместе с тем, было бы неправильно говорить, что за предвоенные годы советская промышленность ничего не сделала. Скорее наоборот, ее стоит похвалить. В 30-е годы было сделано очень многое. И с точки зрения количества, и качества. Конечно, основу мехтяги Красной Армии составляли трактора гражданского происхождения, но всё относительно. У большинства стран такого количества гусеничных тягачей попросту не имелось. У Красной Армии корпусная артиллерия была механизирована на 100%, а те же немцы часто возили свои 149-мм гаубицы конной тягой.
Кроме того, еще в начале 30-х годов Советский Союз запустил программу создания специальных гусеничных тягачей. Они предназначались для буксировки артиллерийских систем различного класса. В апреле 1930 года УММ КА заказало тяжелый гусеничный трактор. Под руководством Г.Н. Зубарева был создан артиллерийский тягач «Коминтерн». При его создании учитывался опыт разработки на ХПЗ танка Т-24. За время разработки «Коминтерн» сильно изменился. По итогу получился первоклассный артиллерийский тягач, ничего подобного в мире тогда не существовало.
«Коминтерны» использовались как тягачи тяжелой артиллерии, нередко их применяли и в качестве танковых эвакуаторов. Боевая карьера началась для них в Испании, далее были бои на Дальнем Востоке и в Забайкалье. На январь 1941 года в Красной Армии числилось 1581 тягач данного типа. Несмотря на тяжелые потери первых лет Великой Отечественной войны, на июнь 1945 года всё еще числилось 608 таких тягачей. Увы, до недавнего времени считалось, что все они сгинули. Но благодаря работе реставраторов «Коминтерн» возродился.
ссылка на видео на яндекс-дзене — https://dzen.ru/video/watch/64f5ad95def7f83261c62a53
2 сентября на выставке «Моторы Войны» прошел динамический показ артиллерийского тягача «Коминтерн». Это единственный тягач данного типа, находящийся в ходовом состоянии. Машина, выпущенная в конце 1939 года, погибла во время советско-финляндской войны. Она была восстановлена мастерской Евгения Шаманского. Поскольку ресурс мотора ограничен, это всего лишь второй выезд тягача. Когда его можно будет увидеть на ходу в следующий раз, хороший вопрос. Одним словом, кто попал на показ, тому очень сильно повезло. Следует также отметить, что подобные показы проводятся на выставке регулярно — каждую субботу, в 12:00. Адрес выставки: ул. Рогожский Вал, дом 9/2.
источники:
- текст — https://yuripasholok.livejournal.com/14389262.html
- видео на яндекс-дзене — https://dzen.ru/video/watch/64f5ad95def7f83261c62a53
- видео на ВК — https://vk.com/wall-211399027_768
- видео — https://www.youtube.com/watch?v=dYnLH-5uWkw&t
- видео — https://www.youtube.com/watch?v=O9KqOAow5Pg