История Jyu-Sokosha Type 92 (тяжёлый броневик Тип 92), первого японского легкого танка собственной разработки, который официально именовался «тяжелым броневиком»
В истории взаимоотношений Японии и ряда европейских стран имелась одна закономерность. Даже плотное сотрудничество совсем не означало, что, рано или поздно, не случится война. Далеко за примерами ходить не надо. Добрая половина японской артиллерии времен Первой мировой войны была немецкого происхождения, а если быть более точным, разработки Krupp. Когда немцы активно вооружали японцев, они вряд ли предполагали, что при императоре Ёсихито пушки повернутся против них. Впрочем, учитывая договор Японии и Великобритании, такой вариант был вполне ожидаемым. Япония, преследуя собственные интересы, объявила в августе 1914 года войну Германии и Австро-Венгрии. Результатом этого стало приобретение бывших немецких колоний, а заодно и дивиденды с точки зрения помощи союзников. Прежде всего Великобритании и Франции. Одним из таких бонусов стало появление у японской императорской армии танков.
Японцы трезво оценивали возможности собственной промышленности. Где могли, они, естественно, старались пользоваться собственными силами. При этом японская промышленность была сама по себе крайне специфичной. Когда производитель пушек мог не договориться с производителем снарядов — это норма. В порядок ситуация стала приводиться только к началу 30-х годов, да и то, часто со своими нюансами. В таких условиях, вплоть до конца 20-х годов, собственное танкостроение было невозможным. Еще одним тонким моментом было то, что у японцев имелся свой маленький, но гордый род войск. Имя ему кавалерия. Подобно Франции и США, у японской кавалерии была своя гордость. Там хотели собственные танки, ну а поскольку танков кавалерии не полагалось, официально это звалось «броневиками». Всё то же самое, что и в случае с американцами и французами. Кавалерия опробовала несколько типов зарубежных танков, включая и танкетку Carden-Loyd Mk.VI. Впрочем, к 1929 году стало понятно: зарубежные образцы для задач, которые ставила перед собой кавалерия, не годились. Требовалась собственная боевая машина.
В 1929 году японская кавалерия инициировала разработку собственного малого танка. Называть эту машину танкеткой крайне сложно: грубо говоря, японская кавалерия хотела что-то вроде бронемашины, но на гусеничном, либо полугусеничном ходу. Разработку «броневика» доверили Ishikawajima Motorcar Manufacturing Company, точнее ее автомобильному подразделению, с 1934 года известному как Isuzu. Также это подразделение использовало имя Sumida, военные разработки нередко проходят именно под этой торговой маркой. Опробовав полугусеничную схему, от нее отказались, сконцентрировавшись на чисто гусеничном танке. Так родилась «тяжелая бронемашина Тип 92», первый серийный японский танк полностью собственной разработки.
Надо сказать, что японскую промышленность часто недооценивают, и очень зря. Да, Японии долгое время приходилось находиться в роли догоняющих, но постепенно там формировалась собственная танкостроительная школа. Не менее важный момент, что император Хирохито, а также японский генералитет, к началу 30-х годов стал активно продвигать идею, которую можно сформулировать как «всё своё». Это означало, что на поставку зарубежной техники, особенно военной, накладывались очень жесткие ограничения. Поэтому, хотите или нет, а выпускать надо здесь. Даже копия, но японская. Так, например, появился средний танк Тип 89. Изначально легкий, его быстро записали в более тяжелую весовую категорию. Что он был производной от Medium Tank Mk.C, неважно, просто посмотрите на «исходник», а потом на получившийся результат. Японская машина получилась явно лучше, что наглядно показали боевые действия в Шанхае. Renault NC-27 после тех боёв быстро убрали на скамейку запасных, а Тип 89 прослужил аж до первых послевоенных лет.
Еще более интересная ситуация развивалась вокруг малого танка для кавалерии. Естественно, на танкетку Carden-Loyd Mk.VI разработчики машины смотрели, но не более того. Общего между разработкой Sumida (именно с этой маркой нередко ассоциируют героя данного материала) и Carden-Loyd было немного. Быстро разобравшись, что к чему, японцы идею такой танкетки отвергли. Она была слишком тесной и не обеспечивала необходимую маневренность огня. В результате к 1931 году родилась машина, самобытность которой может отрицать разве что слепой. Общего там было только расположение трансмиссии в носовой части машины. В остальном же «Тяжелая бронемашина Тип 92», как ее официально приняли на вооружение, была полностью самобытной разработкой. При ее создании использовались имевшиеся агрегаты. В качестве силовой установки был взят 6-цилиндровый грузовой мотор, развивавший мощность 45 л.с. при 1600 об/мин. При этом сама машина имела боевую массу около 3,5 тонн. Ближе всего она получилась не к танкетке, а к «патрульному танку», которые тогда продвигала Vickers-Carden-Loyd.
Не менее забавным фактом было то, что разработка Ishikawajima Motorcar Manufacturing Company по ТТТ была очень близка к Kleinetraktor. Это получилось случайно, но многие смотрели примерно в одном направлении. При этом Krupp так и не смог вписаться в 3,5 тонны боевой массы, а японцы смогли. Да еще и запихнуть в боевую машину трех членов экипажа — механика-водителя, пулеметчика в лобовой части корпуса, а также командира во вращающейся башне. Что это всё-таки танк, намекали и габариты «броневика». 4 метра длины — ну как себе танкетка, это более чем в 1,5 раза больше Carden-Loyd Mk.VI. Да и компоновочно это был полноценный танк с классическим моторным отделением. Вполне оригинально была выполнена ходовая часть, имевшая блокированную подвеску с 6 двойными опорными катками малого диаметра и листовыми рессорами как упругие элементы. Также японцы могли похвастаться тем, что танк у них получился полностью сварным. О таком хайтеке что англичане, что французы могли только мечтать. Вполне адекватно, для своего времени, выглядело и вооружение, состоявшее из двух танковых пулеметов Тип 91. Также вполне адекватной, по крайней мере в теории, выглядело бронирование — до 12 мм в лобовой части и 6 мм борта/корма.
Производство Тип 92 в исходном виде продолжалось недолго. Довольно быстро встал вопрос о том, что необходимо более мощное вооружение. И тут помогла заграница, точнее Франция. Дело в том, что Япония приобрела лицензию на производство 13,2-мм крупнокалиберных пулеметов Hotchkiss Mle.1929. Так на свет появился крупнокалиберный пулемет Тип 92. Его и прописали в лобовой части корпуса. Это стало первым крупным изменением конструкции танка. Как и любой первенец, давался он тяжело. Особенно это касалось сварки. Впрочем, проблемы сварных швов тогда были у всех. Также имелись проблемы и с самой броней, хотя тут англичане начинают моргать и смотреть по сторонам. Как показала история с английскими «Виккерсами», броня у них была ничуть не лучше японской. Также трескалась при попадании и ломалась.
Следующая крупная метаморфоза случилась в 1935 году, после боевого дебюта «тяжелых броневиков Тип 92». В феврале 1933 года 1-я специальная танковая рота под командованием капитана Хиякутаке (11 средних танков Тип 89 и 2 «броневиков Тип 92») участвовала во время операции «Нэкка» в провинции Жэхэ. Рота с боями прошла 320 километров, что для танков очень немало. В это время ходовая часть Тип 92 подверглась критике, что стало повторением ситуации во время боевых действий в Харбине за год до того. Это привело к тому, что ходовую часть серьёзно переделали. Число опорных катков уменьшили до 4, при этом их диаметр вырос. Число поддерживающих катков сократилось с 3 до 2.
Обычно малый кавалерийский танк принято ругать, рассказывать о том, какой он был плохой, и так далее. Тем не менее, кавалерийские части продолжали использовать их в Маньчжурии и далее. Собственно говоря, появившаяся позже танкетка Тип 94 (тоже официально «броневик») была машиной немного иного класса. А реальным сменщиком Тип 92 стал «Ха-Го», создававшийся как раз как кавалерийский танк. Тем не менее, «тяжелый» броневик продолжал использоваться в боях против китайцев. Имели с ним дело и советские военные специалисты, которые появились вместе с Т-26.
Вокруг «тяжелых броневиков Тип 92» в принципе образовалось немало забавных нюансов. Например, в знаменитом «немецком» справочнике «типа Хейгль» 1935 года он указан как «Легкий танк М2593», а его боевая масса больше реальной в 2 раза — 7 тонн. Также у нас его именовали как «Японская танкетка «Сумида» Тип 93″. Угадали только с названием. Самое интересное, что пару таких «броневиков» смогли захватить лето 1939 года вовремя боев у реки Халхин-Гол и притащить на НИБТ Полигон в Кубинку. К сожалению, отчет по испытаниям пока найти не удалось, но машина, мягко говоря, не впечатлила. Согласно документам, машину собрали из двух. По состоянию на 1 апреля 1941 года она числилась как «на ходу». Планировалось ее поставить в музей, но после начала войны следы «броневика» затерялись.
Не менее забавно выглядит и датировка последнего боевого применения «броневика». Обычно Тип 92, тираж которых составил 167 штук (для 30-х годов вполне серия), «ограничивают» в датировке августом 1945 года. На тот момент 30 танков имелось на вооружении марионеточной армии Маньчжоу-го. Но на самом деле боевое применение продолжилось и далее. Танки эти совсем даже не погибли, а оказались на складах трофейного имущества. Оттуда их передали китайской стороне, и стареньким «броневикам» еще предстояло понюхать пороху. Последним их эпизодом применения стала весна 1949 года. К тому моменту их давно перевооружили на более современные танковые пулеметы Тип 97 с характерными кожухами.
В заключение стоит отметить, что стыдиться «тяжелым броневиком Тип 92» японцам точно не стоит. Получилась вполне адекватная своему времени боевая машина. Не без недостатков, но если сравнивать с одноклассниками того периода, то ситуация обретает немного иной вид. Ну а то, что боевое применение растянулось аж на 17 лет, говорит о многом. Для дебюта вполне результат.
Список источников:
- ЦАМО РФ
- www3.plala.or.jp/takihome
- Photoalbum of Japanese Tankette : Carden Loyd Mk.VI, Type92, Type94 TK & Type 97 Te-Ke, Kazunori Yoshikawa, Ikaros Publishing, 2016
- www.tanks-encyclopedia.com