Так исторически сложилось, что у Королевской армии Нидерландов танков в межвоенный период почти не было. Пара Renault FT, купленных для испытаний, да пять танкеток Carden-Loyd Mk.VI, приобретенных в 1931 году — вот и всё, что было непосредственно в Нидерландах. На самом-то деле у Нидерландов имелось гораздо больше танков, но находились они в составе KNIL (Королевская голландская ост-индская армия). В метрополии же использовались пушечные бронемашины, больше подходящие для местного театра военных действий.
Полноценные бронетанковые соединения непосредственно в Нидерландах появились уже после окончания Второй мировой войны. Во многом это получилось благодаря англичанам, у которых образовались, можно сказать, излишки. Даже если речь шла о танках американского производства, например, Medium Tank M4A1 и M4A2, на самом деле это были Sherman II и Sherman III. Аналогичная ситуация, кстати, была и у бельгийской армии, также получившей немало бывшей английской бронетехники. Впрочем, после войны у королевской армии Нидерландов имелось немало специфичной бронетехники, которая досталась от канадских частей. В их числе оказались и крейсерские танки Ram, неожиданно оказавшиеся долгожителями.
Вообще с Ram II, самой массовой версией танка, сложилась весьма комичная ситуация. С одной стороны, танк получился неплохим, особенно на фоне Medium Tank M3, послужившим для него базой. С другой стороны, уже в 1943 году было понятно, что именно как полноценный танк он несколько устарел. Поэтому танки данного типа воевали как командирские, с муляжами пушек и спаренных пулеметов. Из них делали бронетранспортеры Kangaroo и прочие спецмашины. Кроме того, использовались они и как учебные танки.
Ram II OP (командирские машины) довольно активно воевали на территории Нидерландов в 1944-45 годах. Некоторое их число, концу войны, было брошено или находилось на СПАМ-ах. Сразу после войны правительство Нидерландов обратилось к канадским властям с разрешением собрать брошенные машины. Поскольку Ram II и прочие Kangaroo были уже устаревшими танками, возражений не последовало.
Два года спустя последовала поставка 44 танков данного типа от англичан. Выглядело это удивительно, особенно на фоне того, что сами канадцы в 1946 году списали оставшиеся Ram. Но имелись свои резоны. Во-первых, такой подержанный танк был вполне неплох и по деньгам, и по характеристикам. Во-вторых, по начинке он был совместим с Sherman II. Собственно говоря, полученные танки имели ровно такие же моторы, коробки передач, элементы ходовой части. Таким образом, получалась унификация по запчастям.
Наконец, из 44 полученных Ram II только 4 имело муляжи пушек. Остальные получили 75-мм танковые пушки OQF 75 mm Mk.V, такие же стояли на Cromwell и Churchill. Они использовали такие же боеприпасы, как и 75-мм танковые пушки M3, стоявшие на «Шерманах». Таким образом, и тут образовывалась унификация. Тут можно только удивиться, почему сами канадцы не стали так перевооружать своих «Баранов». Это не представляло больших проблем, поскольку 6-фунтовая и 75-мм пушки имели одинаковые посадочные места. Да и у англичан имелся большой опыт перевооружения танков с 6-фунтовками.
Полученные от англичан танки очень активно использовались двумя танковыми батальонами начиная с 1948 года. Это не считая некоторого количества Ram I OP, Ram II OP и Kangaroo, которые собрали по полями и СПАМ-ам. Всего таковых набралось 29 штук, но их состояние оказалось весьма печальным. По этой причине к 1950 году основную массу (23 штуки) списали, оставив только «боевые» машины и несколько старых Ram OP.
В 1952 году Нидерланды стали получать первые Centurion Mk.3, плюс появилось некоторое число M4A1E8 последние прослужили минимум до середины 50-х. Во всё том же 1952 году канадские танки быстренько списали. Жаль, что ни один из них не дожил до наших дней. Так или иначе, но лучший из серийных Ram появился уже после войны.
Список источников:
- Nederlands Instituut voor Militaire Historie
источники: https://dzen.ru/b/Zdyc7Z4jISiiAF37