У нас частенько можно видеть тучные стада адептов бронетанкового перфекционизма. Это те самые люди, которые спрашивают про «а мотор там родной?», докапываются до болтиков, и так далее. При этом многие из них ни разу не слышали тот самый родной вживую, главное, поучаствовать в процессе. Между тем, основная масса танков времен Второй мировой войны, которые служили и дальше, тот самый родной мотор утеряли очень давно, поскольку проходили модернизацию. Больше того, их облик мог существенно меняться в ходе эксплуатации.
Одним из долгожителей среди танков является семейство Medium Tank M4. Этот танк был не менее разнообразен (на самом-то деле даже более разнообразен), чем советский Т-34. Не менее важным моментом было то, что танки данного семейства претерпевали различные метаморфозы и в ходе эксплуатации. Также они продолжали видоизменяться в послевоенный период. Одним из таких примеров является Medium Tank M4A1, восстановленный английским коллекционером Крисом Тиллом.
В случае с Medium Tank M4A1, надо сказать, есть отдельная веселуха. Примерно как с «Виллисами». Дело в том, что производилась практически такая же машина, но канадская — Grizzly I. Поскольку «канадцев» сохранилось немало, их часто доводят до внешнего вид M4A1. Примерно, как послевоенные Hotchkiss M201 стараются загримировать под «настоящий Willys MB, всё в оригинале, даже муха не сидела». Поэтому приходится, для начала, узнавать, что это был за танк. Шанс встретить за рубежом «канадца» совсем не нулевой. Причем такие «барабаны Страдивари» частенько оказываются в различных музеях, где могут и не догадываться о таких чудесах.
В случае с танком, о котором идет разговор, всё проще. Данная машина более-менее известна среди тех, кто занимается Medium Tank M4. Данный танк имеет серийный номер 29680, изготовлена в марте 1943 года на заводе Lima Locomotive Works, Inc., в Лиме, штат Огайо. Выпускалась она по контракту T-3606, согласно которому производилось 600 танков с серийными номерами 29605-30204 и регистрационными номерами U.S.A.W-3038135-3038734. Машина с номером 29680 имела регистрационный номер U.S.A.W-3038210. В определенный период танк Криса Тилла этот номер носил на борту, правда, нанесли его не совсем чтобы верно.
Начиная с первого танка контракта T-3606 танки стали получать новые орудийные установки, M34A1, с широкой бронировкой маски и телескопическим прицелом. Впрочем, это стало началом метаморфоз. Во всё том же 1943 году танки стали получать наварки дополнительной брони, которая защищала снарядные укладки в бортах корпуса, а также переднюю правую скулу башни, где находится место наводчика. Подобные доработки шли и в войсках, и на танках, которые еще не успели попасть заказчику.
Следующий этап метаморфоз — это появление стопора орудия по-походному. Ввели его на данных танках с сентября 1943 года, но ставили его и на ранее выпущенные танки. Значительная масса M4A1, которые служили после войны, получала такой стопор. Тем более что в период с сентября 1944 по май 1945 года 2200 M4A1 прошли капитальный ремонт. Танк Криса Тилла очень похож на такой капремонтный M4A1, за тем исключением, что у него не расширенная ходовая часть. Впрочем, так тоже могло быть, снимков таких танков хватает. Одним из признаком машины, прошедшей капитальный ремонт, является новая командирская башенка, с призматическими смотровыми приборами по периметру и переносом установки зенитного пулемета на штангу.
Достаточно интересно наблюдать за метаморфозами этого танка. В 2015 году, когда я его видел в первый раз, он нес обвес в стиле фильма Fury. В самом фильме танк не снимался, но в реконструкции по его мотивам принимал участие. В дальнейшем обвес танка изменился, заодно появилось имя собственное HAVOC. И это далеко не последняя метаморфоза танка. Судя по последним снимкам, Крис Тилл продолжил приводить свой танк до уровня 1944 года. Командирская башенка заменена на типовую, двухстворчатую, с переносом зенитного пулемета обратно на нее. Правда, пока там стоит Browning M1919A4, но тут, что называется, процесс пошел.
источник: https://dzen.ru/b/ZmVypr2sRnAUuWUW