Рассказ о легком многоцелевом гусеничном вездеходе «Пластун-СН», одной из новинок международного военно-технического форума «Армия-2023»
Когда речь заходит о гусеничной военной технике, чаще всего в головах проецируется либо танк, либо САУ, либо боевая машина пехоты. Но на самом деле ассортимент гусеничной техники гораздо шире. Это и инженерные машины, и артиллерийские тягачи, и ряд других спецмашин. Они обычно находятся не в центре внимания, но частенько с ними происходят очень интересные вещи. Кроме того, и новинок среди них хватает. Причем появляются они каждый год, некоторые попадают в серийное производство.
Некоторые новинки международного военно-технического форума «Армия-2023» находились на периферии. Вокруг них не бегали толпы журналистов. Между тем, среди новинок были крайне примечательные машины, включая и гусеничные аппараты. Одним из них оказался вездеход «Пластун-СН», версия одноименной машины, созданной по заказу военных. Событие весьма примечательное, поскольку это не реинкарнация давно забытой модели, а совершенно новая гусеничная машина. Причем уже серийная.
В послевоенный период Советская Армия получила различные гусеничные машины. В том числе и гусеничные снегоболотоходы, включая ГТ-С (ГАЗ-47), созданный в начале 1950-х годов. Машина эта была сравнительно небольшой, позже ей на смену пришел более крупный ГТ-СМ. На базе последнего до сих пор выпускаются различные гусеничные вездеходы, прежде всего гражданского назначения.
Между тем, есть спрос и на гусеничные снегоболотоходы поменьше. ГТС-ки отличаются прожорливостью, кроме того, их ходовая часть весьма немилосердна к почве. Ныне часто используются альтернативные гусеничные движители, с гусеничными лентами либо из резины, либо из полиуретана. Они совсем не новые, Жозеф-Арман Бомбардье разработал подобную систему больше 80 лет назад. Используется она и на военных вездеходах, как зарубежных, так и отечественных.
«Русские Вездеходы Пластун», производственная площадка которой находится в Новосибирске, заявила о себе в прошлом году. Сама по себе концепция очень интересная. Большинство подобных отечественных вездеходов, так или иначе, используют серийные кузова (например, «Узола»). Здесь же машина построена с нуля, хотя и массовым использованием серийных агрегатов отечественного производства. Мотор, например, взяли от Лады Веста. Гусеничная лента также хорошо знакома, ее можно видеть на некоторых вездеходах. Но ходовая часть своя, кузов свой, и с наличием производственной площадки. Дополнительный плюс машины в том, что она может плавать.
Линейку вездеходов «Пластун» можно было видеть в прошлом году на «Армии-2022». Машина показывалась в различных вариантах исполнения, для привлечения заказчиков правильное решение. Пошли заказы, а также машиной заинтересовались военные. Правда, не в ее базовом оснащении. Машина, которая впервые засветилась в начале этого года, отличается от гражданского исполнения. Кроме того, кто внимательно следил за машиной, мог заметить, что на «Армии-2023» была уже доработанная машина.
С точки зрения основного модельного ряда «Пластунов» модель «специального назначения» весьма прилично потяжелела. Оно и немудрено: теперь снегоболотоход имеет легкую противопульную броню. Конечно, она легкая, защищает больше от пистолетного огня, а также от автоматной пули на дистанции нескольких сотен метров. Но и у МТ-ЛБ, например, полноценная противопульная броня только впереди, а по бортам 7 мм. Это всё же не боевая машина пехоты, у нее несколько иные задачи.
Несмотря на то, что масса выросла более чем на тонну, машина осталась очень шустрой. Вопрос удельной мощности для подобных машин стоит остро, и тут всё вполне неплохо. Мотор от «Весты» объемом 1,6 литров вполне позволяет уверенно ездить по снегу и мягким грунтам. При этом удельное давление на грунт у машины заметно ниже, чем аналогов: у ГТ-СМ оно 2,24 кг/см², а при полной загрузке «Пластуна СН» оно составляет 0,17 кг/см².
Отдельно стоит упомянуть гусеничные ленты. Как уже говорилось выше, изначально «Пластун» получил распространенную гусеничную ленту шириной 500 мм. У нее не всё хорошо со сцеплением, поэтому появилась новая лента, специально разработанная для данной машины. Она в полтора раза тяжелее, зато имеет более развитые грунтозацепы и толще. Также изменен и шаг ленты. Первыми такие ленты получили машины для военных, но их уже поставили на гражданские версии «Пластуна».
Весьма интересно выглядит подвеска. Она также имеет автомобильное происхождение, причем для модели для военного применения ее доработали. Но вообще перед нами всё та хе свечная подвеска, как на БТ и Т-34. Элементы подвески вынесены наружу, что облегчает ее обслуживание. Кроме того, такая подвеска не занимает место внутри корпуса. Важный момент связан с такой вещью, как запчасти. В этом смысле «Русские Вездеходы Пластун» поступили очень правильно. В случае чего запчасти для машины найти не будет проблемой. Что же касается ходовой части, то она вполне неплохо обеспечивает езду на скоростях до 50 км/ч. Сам производитель рекомендует скорость около 30 км/ч.
Кому-то может показаться, что скорость небольшая, но это впечатление обманчивое. Колесная техника выигрывает на шоссе, а вот когда дело доходит до грязи или глубокого снега, уже возникает масса вопросов. Тут уже многое зависит от средней скорости, причем практика Второй мировой войны показала преимущества именно гусеничной машины. Ближайший аналог «Пластуна» того периода — это снегоболотоход M29 Weasel, который по снегу вообще как угорелый носится. Кстати, тоже на автомобильном легковом моторе, но по возможностям перевозки он поскромнее.
У «Пластуна-СН» корпус весьма отличается от гражданской версии, причем не только наличием брони. Машину сознательно сделали открытой сверху, таково пожелание заказчика. Но при этом комфорта она не лишена. У машины имеются двери, которые откидываются вниз. Это более удобно, если надо срочно ее покинуть. Салон более утилитарен, спереди стоят обычные сиденья, а сзади продольные лавки. В результате внутри может разместиться до 8 человек.
Вообще продольные сиденья являются не лучшим вариантом размещения, поскольку на них сильнее укачивает. Но такая схема размещения выбрана неспроста. На «Армии-2023» машина была показана в двух вариантах. Первый — разведывательный, с телескопической штангой и камерой наверху. Одновременно машина может использоваться для эвакуации раненых, для чего сзади могут крепиться носилки. В таком виде недостаток превращается в достоинство, поскольку сиденья не мешают.
Второй вариант более интересен, поскольку представляет собой самоходный миномет. Вот в таком виде колесная платформа уже явно пасует, поскольку нужна стабильная платформа. Преимущества такого миномета очевидны. Ему не нужно много времени для приведения в боевое положение. В Красной Армии, к слову, кочующие минометы не нашли понимания на официальном уровне, но их вполне делали в частях. История движется по спирали, а вопрос подвижных минометов с повестки не снимали.
Самый важный момент заключался в том, что на «Армии-2023» были не просто выставочные машины. Это головные машины из установочной серии, после форума они ушли заказчику. В середине сентября на канале «Русские Вездеходы Пластун» появился ролик с партией машин, также предназначенных для военных. В этом главное отличие от многочисленных опытных образцов, которые появляются на выставках. За то время, что данный материал находился в очереди, машина уже оказалась на фронте. Даже светились кадры с потерянными «Пластунами». Правда, бегающим всёпропальщикам надо иногда мозги включать. «Пластун-СН» — изделие для ССН и по заказу ССН.
Будет крайне интересно наблюдать за судьбой этой машины. Само то, что она совершенно новая, а не вытащенная из нафталина старая модель, является крайне положительным моментом. Как показывает практика, войсковая эксплуатация обычно приводит к эволюции конструкции машины, а также появлению новых вариантов. Одним словом, есть смысл следить за судьбой «Пластуна-СН». Скорее всего, на «Армии-2024» нас будут ждать сюрпризы.
источник: https://dzen.ru/a/ZQ3jQXARMX5n6cK4