Юрий Пашолок. Чех с немецкими корнями
После окончания Первой мировой войны произошло очередное переустройство мира. Исчезли Германская, Австро-Венгерская, Российская и Османская империи, зато на карте появились новые государства. В их числе оказалась и Чехословакия, которая больше всех выиграла от развала Австро-Венгрии. Так сложилось, что в поздние годы Австро-Венгрии на территории Чехии бурно развивалась промышленность, что потом очень сильно пригодилось молодому государству. Кроме того, Чехословакия, в отличие от той же Германии, не была ограничена в разработке и производстве вооружений или военной техники. Это позже сделало Чехословакию одним из крупнейших экспортеров вооружения.
Впоследствии к этому списку добавились и танки, но до того чехословацкой танковой промышленности потребовалось более десяти лет развития. Успехи второй половины 30-х годов, когда Чехословакия существенно подвинула тех же англичан из Vickers на рынке бронетехники, случились далеко не сразу. Естественно, с чего-то надо было начинать. Наиболее логичным решением стало привлечение зарубежных специалистов, прежде всего немецких. Так начиналась история создания KH-50, первого танка чехословацкой разработки. Ну как чехословацкой… На самом деле чисто немецкой, просто делалось под чешскую сторону. Причем как бы чехословацкий первенец был не простой, а колесно-гусеничный. Таким образом, без затрат со своей стороны немцы прощупали концепцию колесно-гусеничного танка, благоразумно решив ее у себя не развивать.
Причины, по которым немцы в 20-е годы плотно сотрудничали с чехословацкими военными, прозаичны. ПО условиям Версальского договора разрабатывать танки они не имели права. Посему либо разработки полностью свернули (точнее, сделали вид, что свернули, на самом деле позже танки для Рейхсвера создавали почти те же люди), либо с ними подались за рубеж. Именно это сделал Йозеф Фольмер, «отец» немецких танков. Нет худа без добра: да, его разработки Первой мировой прикрыли, зато теперь над ним не маячила толпа генералов в пикельхаубах, которые ему талдычили, что надо делать железные капуты, а не те танки, что он предлагал. Руки оказались развязаны, и даже в сложных условиях получилось, в общем-то, не так плохо.
В 1923 году чехословацкая фирма Breitfeld-Daněk (Breitfeld, Daněk a spol) приобрела лицензию на производство целого ряда образцов техники Hanomag. Среди них оказался и Hanomag WD-50PS, с которым как раз и экспериментировал Фольмер. Схема, которую он разработал, оказалась самой просто среди колесно-гусеничных систем. На трактор устанавливалась система, превращавшая его после определённых манипуляций в колёсную или гусеничную машину. Для этого трактор заезжал на специальные башмаки, после чего экипажу следовало поставить колёса либо, наоборот, снять их. Вот и чехословацкие военные заинтересовались простотой идеи. Фольмер получил 1,3 миллиона крон на разработку танка, опытный образец которого появился в 1924 году. Данная машина получила обозначение KH-50, то есть «колёсно-гусеничный (Kolohousenka), с мотором мощностью 50 лошадиных сил». В отличие от трактора, теперь отделение управления находилось впереди. Машина могла использоваться как артиллерийский тягач, а если поставить подбашенную коробку и башню, получался танк. Годом спустя появился второй образец, который позже получил и башню, и подбашенную коробку. В качестве вооружения использовалась 37-мм пушка Škoda d/27. Альтернативой выступали два пулемёта wz.24 (они же Schwarzlose), но их так и не поставили.
Основной проблемой KH-50 стало его тракторное прошлое. Легче, чем Hanomag WD-50PS, танк не стал, а 50-сильного мотора было явно маловато. С ним выше 15 км/ч разогнаться было невозможно. Колесный ход улучшал ситуацию, но не сильно. 35 км/ч — это всё равно маловато. Впрочем, у Отто Меркера его Räder-Raupen Kampfwagen m/28 был не сильно лучше. Логичным решением стало развитие танка, получившее обозначение KH-60. Как и в случае с предшественниками, одна из двух построенных машин была выполнена как тягач, а вторая — как танк. Главным отличием от предшественницы стал более мощный двигатель, Hanomag 60 PS. Кроме того, была несколько переделана конструкция шасси, а также подбашенная коробка с башней. Скорость на гусеницах выросла до 18 км/ч, а на колёсах — до 45 км/ч, что было уже вполне неплохо. Тем не менее, постепенно становилось очевидно, что детище Фольмера не имеет будущего.
Сотрудничество Фрольмера и Breitfeld-Daněk шло до конца 20-х годов, после чего с немецким инженером распрощались. Хоть и отрицательный результат, но всё же результат. Чехословацкая компания получила опыт по проектированию танка, а в 1930 году Českomoravská-Kolben и Breitfeld-Daněk объединились в ČKD. Ту самую, что стала позже вторым в мире экспортером танков. И да, над KH-60 работал Алексей Сурин, будущий главный конструктор ČKD по танковой тематике.
Статья по KH-50:
источник: https://yuripasholok.livejournal.com/12911151.html