Киноиндустия — это целый мир. Здесь действуют свои правила, которые могут быть не совсем понятны обычному человеку. Кому-то действия киношников кажутся странными, а порой и лишенными логики, но это не так. Просто у них свой взгляд на вещи. Касается это и военно-исторических картин, которые очень часто (причем часто по делу) критикуются теми, кто в этом разбирается. На самом деле правда где-то посередине, и если найти правильный баланс, то результат оказывается очень неплохим.
В 2020 году на экраны вышел фильм «Подольские Курсанты», посвященный боям октября 1941 года на Ильинских рубежах. Фильм этот оказался интересным не только с точки зрения темы (бои за 37-й (Малоярославецкий) укрепрайон не так известны, как небезызвестное Дубосеково), но и подходом к съемкам. Фильм поставил новую планку с точки зрения качества и количества использованной военной техники. Очень серьёзный подход оказался и с точки зрения использования макетов танков.
Насколько серьёзным оказался подход студии «Военфильм» к съемкам, говорит простой факт. Из кусков было собрано несколько Pz.Kpfw.38(t) и Pz.Kpfw.IV, которые снимались в наиболее ответственных сценах. Некоторые из этих танков ныне находятся в экспозиции Музея Техники Вадима Задорожного. Танки как раз и делались музейной мастерской. Других вариантов у создателей фильма не было. Снимать бои 1941 года намного сложнее, чем условную Курскую Дугу, не говоря уже о 1944-45 годах. Состав техники слегка иной, что с нашей, что с немецкой стороны.
Вместе с тем, одних только ходовых образцов было недостаточно. У нас любят рассказывать, что в фильмах должно быть всё достоверно. Забывая за перфекционизмом одну маленькую деталь. Наверное, кого-то я расстрою, но с точки зрения съемочной группы всё, что к ним попадает — это реквизит. Историческая ценность этого самого реквизита мало кого интересует, и если надо, чтобы такой реквизит сгорел, или эффектно взорвался, будет именно так. Чтобы не взрывать или сжигать настоящий танк, нужно делать макеты, которые будут использоваться подобным образом. А еще у киношников свой взгляд на то, как должен выглядеть танк, который долго воюет. Ну а поскольку кино — это всегда немного гипербола, уровень загаженности несколько отличается от реальности. Еще стоит задуматься о том, что будет с аутентичным танком после месяца съемок. Особенно с его обвесом. Поэтому аутентичную музейную технику дают редко, и с рядом оговорок.
Для «Подольских Курсантов» были изготовлены специальные макеты танков Pz.Kpfw.II Ausf.F и Pz.Kpfw.38(t) Ausf.E-F. Часть из них были сделаны для задних планов, поэтому отличались условностью изготовления. Похожи, и ладно, как декорация пойдут. А вот пара стали «жертвами». Именно они сгорали, их подрывали вместе с мостом, одним словом, вся самая грязная работа досталась им. Когда в ноябре 2018 года коллектив Музея отечественной военной истории, как раз снимались батальные сцены. Мост уже подорвали, Pz.Kpfw.II благополучно «упал» вниз, а «сгоревший» Pz.Kpfw.38(t) застыл на лыжах. Тащил его за собой другой танк.
Надо сказать, что создатели макетов очень хорошо справились со своей задачей. В той же «Ярости» часть сцен снималась с использованием макетов. И сделаны они были куда более примитивными. Здесь же неходовые макеты для крупных планов получились очень неплохо. Даже и не поймешь, что в них нет ничего родного. Как реквизит самое оно.
В этом смысле «Подольские Курсанты» выполнили одну важную миссию. После этого фильма по бронетанковому реквизиту была поставлена новая планка качества. И если раньше мосфильмовские «Тигры» и «Четверки» на базе Т-44 были непотопляемыми, то теперь ситуация изменилась. Зритель распробовал правильный подход к технике, потому киноделам приходится напрягаться. От этого зритель только выиграл.
источник: https://dzen.ru/b/Zc-H1TfL-DM4Zqj2