19
Юрий Пашолок. Бронекоробочка по-шведски

Юрий Пашолок. Бронекоробочка по-шведски

Шведское танкостроение представляет собой весьма странную субстанцию. Особенно это касалось послевоенного периода. Шведов носило то туда, то сюда, такое впечатление, что они сами не очень понимали, чего хотели. Шведские военные заказывали у отечественных производителей боевые машины, большинство из которых даже не выходило за рамки эскизов. При этом постоянно росли требования к машинам. Между тем, в войсках вовсю роптали насчет того, что итогом данных метаний являлся огромный недобор по боевым машинам. Касалось это и такого класса боевых машин, как Ikv (Infanterikanonvagn, дословно «самоходная пехотная пушка»). По сути это были машины поддержки пехоты, причем пехота начала понимать — идея создавать хорошо бронированную боевую машину такого класса просто не смысла. Шведское танкостроение отстало от зарубежного, это касалось и броневой защиты. Было решено пойти своим путем, по-шведски нестандартным.

О боевой машине, предназначенной для пехотных частей, в KAFT заговорили в марте 1949 года. Заказ на разработку получила Landsverk, причем эта машина не имела ничего общего с тем, что до того проектировали в Ландскруне. Первый эскизный проект, получивший обозначение Tankett m/49, радикально отличался от похожих самоходок других стран. Пехота затребовала быструю самоходную пушку, небольшую и недорогую, желательно с боевой массой в пределах 6 тонн. Боевая масса Tankett m/49 составляла всего 6300 килограмм, длина – немного больше 4,5 метра, высота – 1,6 метра. В качестве вооружения 3-местной машины предполагалось использовать пушку калибра 75 мм. Маленькими были не только габариты: согласно переписке, ожидаемая стоимость серийной машины составила бы всего 78 000 шведских крон. Дальнейшие работы привели к созданию машины, которая сначала называлась Ikv fm/49, а позже ее приняли на вооружение как Ikv 72 («самоходная пехотная пушка, калибр 7 см, второй тип»). Всего их построили 36 штук, то есть матчасть для 6 батарей. Впрочем, 75-мм орудие удовлетворяло требованиям недолго, посему вскоре появился модернизированный вариант — Ikv 102.

Сама по себе Ikv 72 получила в войсках массу положительных отзывов. Очень низкая машина с боевой массой 8 тонн обладала впечатляющей прытью, с учетом 145-сильного мотора Ford 8 ENN, это неудивительно. У орудия был очень большой угол склонения, так что Ikv 72 могла высовываться из-за пригорка. Но вот как раз к орудию 7,5 cm kanon m/41 Strv и набралось немало претензий. Даже для середины 40-х годов его мощи было недостаточно, чего же говорить про 50-е годы. Ну а поскольку длинноствольное орудие на такую базу не поставить, шведы решили вопрос оригинально. Для пушек калибра 105 мм и больше они разработали кумулятивные боеприпасы, имевшие очень высокие показатели бронепробития. Такие боеприпасы подходили и к короткоствольным системам, включая 10,5 cm kan m/44 sav L/21. Так что вопрос повышения эффективности огня решили за счет замены орудия.

Ikv 102 на учениях, боевое отделение закрыто

Ikv 102 на учениях, боевое отделение закрыто

Вообще поначалу возникла простая идея воткнуть 10,5 cm kan m/44 sav L/21, которая ставилась на Sav m/43, как есть. Но после того, как в 1955 году на одну из Ikv 72 воткнули такую систему, было решено отказаться от «простого решения». Дело в том, что установка получалась слишком громоздкой. По этой причине конструкторы Bofors перепроектировали орудийную установку, благодаря чему она стала более компактной. Этот вариант очень напоминал переделанную 7,5 cm kanon m/41 Strv. Тем не менее, и он был признан не очень удачным. В результате на свет появился третий вариант. Его откатные механизмы сделали еще более компактными, сильно изменился дульный тормоз. Такая конструкция поднимала в момент выстрела большое облако пыли, но с этим было решено мириться. Самое главное, что эта конструкция лучше всего вписывалась в конструкцию самохода. Заодно решили и провести модернизацию шасси. В частности, на крыше боевого отделения появились откидные панели, которые защищали от осадков. Обновлённые машины отличались также переделанным моторным отделением.

Крыша боевого отделения была откидной

Крыша боевого отделения была откидной

Получившуюся конструкцию назвали Ikv 102 (самоходное пехотное орудие, 10 см, второй тип), но при этом Ikv 101 не было. За нее выступала Sav m/43. Для шведов такая чехарда с индексами была вполне в норме. По результатам переделок высота машины выросла с 1670 до 1890 мм, а боевая масса увеличилась до 8,8 тонн. Динамические характеристики, впрочем, остались почти прежними. После успешных испытаний последовал заказ на переделку всех Ikv 72 в Ikv 102. Переделка осуществлялась с 1956 по 1958 год. Ну а дальше была довольно долгая служба. После модернизации машины до конца 70-х годов остались в войсках. Батареи с ними распределили по 6 пехотным бригадам в военных округах центральной части страны.

Ikv 102 отличалась высокой подвижностью

Ikv 102 отличалась высокой подвижностью

Несмотря на специфичность конструкции, Ikv 102 получилась довольно удачной боевой машиной. Да, броневая защита была ниже 20 мм, но для такой машины ее вполне хватало. По сути это была шустрая самоходная пушка, вполне подходящая для своих задач. К тому же еще и дешевая.

Статья по Ikv 102:

Юрий Пашолок. Быстроходная поддержка для шведской пехоты

источник: https://yuripasholok.livejournal.com/12967271.html

Подписаться
Уведомить о
guest

6 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account