История опытного американского истребителя танков 75 mm Gun Motor Carriage T27
Автомобили в качестве платформы для установки орудий появились еще до начала Первой мировой войны. На тот момент это было единственной разумной платформой для повышения мобильности. Особенно это касалось зенитной артиллерии, ЗСУ баловались почти все. Занимались подобным и американцы, причем у них тоже получались ЗСУ. По совпадению, как минимум одна из устанавливаемых систем калибра 76 мм позже рассматривалась как вооружение для истребителя танков. Впрочем, было это спустя два десятилетия. При этом почти два десятилетия у американцев самоходные артиллерийские установки находились в состоянии летаргического сна. Во-первых, банально не было денег, во-вторых, в самом начала 20-х годов пришли консерваторы, которым самоходная артиллерия оказалась не нужна.
Снова к колесным самоходным артиллерийским установкам обратились уже в 1940 году. Во многом вынужденно, поскольку иных вариантов попросту не имелось. Подходящими гусеничными шасси американцы не располагали, тем более танковыми. Попытка соорудить истребитель танков на тракторном шасси с самого начала выглядела весьма сомнительной. Сама по себе концепция американских истребителей танков входила с 3-inch Gun Motor Carriage T1 в противоречие. Требовался круговой сектор обстрела, чего от шасси GMC T1 было добиться невозможно. Поэтому летом 1941 года появилась здравая идея создать «временный» истребитель танков на полугусеничном шасси. Так появился истребитель 75 mm GMC T12, более известный как GMC M3. При этом параллельно разрабатывались и колесные истребители танков. Поначалу ничего мощнее 37-мм противотанковой пушки M3A1 на них не ставили, но идея установки более мощных орудий выглядела логичной.
В 1941 году американских военных стала одолевать навязчивая идея полноприводных армейских машин с низким силуэтом. Идеологом этих машин стал полковник Герберт Лоуз, квартирмейстер военной базы Лагерь Холаберд. Первой попыткой создания такой машин стал Ford Swamp Buggy, многоцелевой «пониженный» полноприводной автомобиль на агрегатах грузовика Ford 2G8Т. Уже в мае 1941 года был подготовлен опытный образец машины, позже получившей обозначение 37 mm Gun Motor Carriage T8. Первые тесты показали, что у этой идеи есть перспективы. В результате летом 1941 года появилась идея альтернативного полугусеничному БТР M3 шасси для 75-мм пушки M1897A4. Дело в том, что GMC T12 получилась довольно высокой, это не понравилось Истребительному командованию. Так начались работы по истребителю танков GMC T27, обладателю наиболее мощного вооружения среди двухосных «самоходных лафетов».
Зачем во все это полезла Studebaker, выглядело вполне очевидно. Оставшись без больших контрактов на производство грузовиков для армии США, Studebaker Corporation искала дополнительные ниши. Естественно, про Studebaker US6 забывать не стоит, но всё же это не настолько лакомый кусочек, как армейский контракт. Вот поэтому Srudebaker, как и Ford, с радостью ввязывалась в разные авантюры. За низкосилуэтным шасси для 75-мм пушки M1897A4 явно стоял полковник Герберт Лоуз. Летом 1941 года в Лагерь Холаберд отправилось очень странное шасси. Оно было не только пониженным, но еще и с 2 постами управления. Далее последовало второе шасси, еще более странное. Мотор у него переместили из носовой части вбок. В результате по центру образовалась платформа, позволяющая поставить орудие с круговым сектором обстрела. Также у второго шасси были сдвоенные колеса. Самое главное, что грузоподъемность шасси составляла не 750 кг, как у Ford Swamp Buggy, а 1,5 тонны. Плюс сама машина оказалась крупнее. Это и стало причиной, почему на нее решили взгромоздить 75-мм пушку.
В начале октября 1941 года обе машины отправили на Абердинский полигон. Там взяли первый образец, у которого мотор находился сзади и установили на него почти такую же тумбу, как на GMC T12. При этом теперь корма стала передней частью машины (с двумя постами управления это не столь важно). Впрочем, испытания машины, получившей обозначение 75 mm GMC T27, продолжались не особо долго. Для начала, очень быстро выяснилось, что шасси попросту перегружено. После установки имитации укладок и посадки экипажа детищу Studebaker сразу поплохело. Далее выяснилось, что как орудийная платформа для столь крупного орудия шасси тоже не подходит. Машину при стрельбе сносило. Потенциально проблему можно было решить сошниками, но такой вариант Истребительное командование даже не рассматривало. Поэтому GMC T27 довольно быстро забраковали. Официально работы закрыли в апреле 1942 года, но по факту забросили машину куда раньше.
Потенциально шасси с мотором сбоку предлагалось переделать как носитель 37-мм пушки M3A1, но при наличии серийного GMC M6 смысл конверсии отсутствовал. Тем не менее, Studebaker продолжал эксперименты. В 1942 году последовали «пониженные» грузовики LA и LC, но они также не вышли за рамки опытных. Но стремление заработать на «левой резьбе» всё же принесло результаты. Благодаря английскому заказу Studebaker получила контракт на создание снегохода, который позже оказался еще и снегоболотоходом. Речь идет о M28/M29 Weasel, настоящей удаче Studebaker, которую часто не замечают за «грузовиком ленд-лиза» US6. Самое интересное, что M29 также рассматривался как орудийная платформа, но обо всём этом явно стоит рассказывать в отдельных материалах.
Список источников:
- US NARA
- Armored Car: A History of American Wheeled Combat Vehicles, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 2002
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/bezumnyi-studer-61957acef5580d6876b7e379?&