Юрий Пашолок. Авиационный американский мотор для английских крейсерских танков

17

Юрий Пашолок. Авиационный американский мотор для английских крейсерских танков

Двигатель Nuffield-Liberty, применявшийся на целом ряде английских крейсерских танков

Помимо того, что англичане стали первыми, создавшими танк, они оказались и первенцами на ниве разработки первых специальных танковых двигателей. Пока одни пытались адаптировать авиационные, либо автомобильные двигатели, англичане достигли немалых высот на ниве специальных танковых разработок. Тем удивительнее было видеть то, с каким багажом силовых установок они подошли к началу Второй мировой войны. Тут можно только вспомнить знаменитый разговор про полимеры. И это при том, что и в 20-е, и в 30-е годы моторостроение англичан отнюдь не стояло на месте.

Cruiser Tank A13E1, один из первых получателей мотора Nuffield-Liberty

Cruiser Tank A13E1, один из первых получателей мотора Nuffield-Liberty

Так сложилось, что специальных танковых моторов у англичан почти не было, а те, что они разрабатывали, выглядели, по меньшей мере, неоднозначно. Например, Meadows DAV, ставший главной проблемой крейсерского танка Covenanter. Впрочем, настоящей лакмусовой бумажкой проблем английского моторостроения стала самая массовая силовая установка крейсерских танков. Ей являлся Nuffield-Liberty, английская конверсия хорошо известного авиационного мотора Liberty L-12. Само то, что этот двигатель, использовавшийся как танковый еще в годы Первой мировой войны, снова оказался востребованным, было очень показательным моментом.

Nuffield-Liberty Mk.II, серийная версия мотора

Nuffield-Liberty Mk.II, серийная версия мотора

Для начала, следует немного рассказать про исходный двигатель, то есть Libertry L-12. В некотором смысле они повторили судьбу еще одних изделий, носивших имя Liberty, а именно транспортов, которые в огромном количестве выпускались в годы Второй мировой войны. Разница в том, что к тому моменту качество американской продукции было на ином уровне, да и сами по себе Liberty Ship являлись технологичными изделиями, которые служили существенно дольше положенного срока. А вот в годы Первой мировой войны клеймо Made in U.S.A. было совсем не гарантией качества. Особенно когда такую продукцию гнали заводы, для которых она была не профильной. История винтовок Мосина американского производства лишний тому пример.

Такие двигатели ставились на Cruiser Tank Mk.III и Mk.IV

Такие двигатели ставились на Cruiser Tank Mk.III и Mk.IV

Libertry L-12 являлся как раз таким изделием, которое изначально создавалось для производства на непрофильных предприятиях. Концепция мотора предполагала разработку авиационного двигателя, который мог выпускаться в огромных количествах автомобилестроительными предприятиями. Достаточно посмотреть на список производителей моторов, чтобы всё было понятно — Buick, Cadillac, Ford, Lincoln, Marmon и Packard. Выпустили они их 20,5 тысяч штук, ресурс у мотора составлял около 100 моточасов, но для авиации Первой мировой войны этого хватало. Также этот мотор очень быстро стал танковым. Его использовали на англо-американском тяжелом танке Mark VIII International. Впрочем, знаменитой эту силовую установку сделал Джон Уолтер Кристи и его колесно-гусеничные танки.

Сам мотору еще был очень похож на исходный Liberty L-12, но весь "обвес" стал английским

Сам мотору еще был очень похож на исходный Liberty L-12, но весь «обвес» стал английским

Собственно говоря, именно танк Кристи стал главной причиной появления Liberty L-12 в Англии. В конце 1936 года, по настоянию полковника Мартеля, у Кристи был выкуплен Convertible Medium Tank M1931, который переименовали в Cruiser Tank A13E1. Одновременно американский инженер получил работу на Nuffield (Morris), кроме того, его привлекли к приобретению двигателей Liberty L-12. Надо сказать, что американские военные наелись по горло с Liberty уже к 1932-33 годам, а в СССР их перестали ставить в БТ, перейдя на моторы М-17Т (советская версия авиационного мотора BMW VI). А вот англичане проснулись в 1936 году, перехватив эстафетную палочку.

На Crusader ставился новый мотор, Nuffield-Liberty Mk.III, у которого от механизма ручной заводки отказались, изменилось и другое навесное оборудование, включая водяной и масляный насосы

На Crusader ставился новый мотор, Nuffield-Liberty Mk.III, у которого от механизма ручной заводки отказались, изменилось и другое навесное оборудование, включая водяной и масляный насосы

Результатом стал мотор, получивший обозначение Nuffield-Liberty, или. N.L., как его обозначали в руководствах. Разница состояла в том, что это уже был не покупной L-12, а несколько иная силовая установка. Объем остался тем же (27 литров), как и общее построение, но уже на старте производства на Morris внесли ряд изменений. Особенно это касалось «обвеса». Установили два карбюратора Solex RZNHP, электрическое оборудование было фирмы Lucas и C.A.V, английским стали топливный фильтр, и воздушный фильтр. Мощность двигателя ограничили 340 лошадиными силами при 1500 об/мин.

Nuffield-Liberty Mk.IV, имевший иной тип соединения с трансмиссией

Nuffield-Liberty Mk.IV, имевший иной тип соединения с трансмиссией

В таком виде мотор пошел в серийное производство как Nuffield-Liberty Mk.II. Ставили их на Cruiser Tank A13 Mk.I и A13 Mk.II, позже они стали именоваться Cruiser Tank Mk.III и Cruiser Tank Mk.IV. В принципе, на этом этапе данных моторов хватало. Лимитирующим фактором для первый «полноценных» крейсерских танков являлась не мощность двигателя, а возможности ходовой части. А она не девала развивать скорость выше 50 км/ч (точнее, разогнаться было можно, но ходовая часть жила не особо долго). Капризный мотор, надо сказать, уже тогда показал свой характер, но поначалу его хватало.

Продольный разрез данного мотора

Продольный разрез данного мотора

А вот дальше появился более защищенный и тяжелый танк, Crusader. Его боевая масса выросла почти до 20 тонн, что существенно снизило удельную мощность. Сам мотор продолжали дорабатывать. В 1941 году появился Nuffield-Liberty Mk.III, у которого от механизма ручной заводки отказались, изменилось и другое навесное оборудование, включая водяной и масляный насосы. Далее в серию пошел более совершенный вариант, Nuffield-Liberty Mk.IV, имевший иной тип соединения с трансмиссией. Впрочем, все эти двигатели остались теми же по мощности. Нагрузка на мотор выросла, что сказалось и на температуре охлаждающей жидкости.

Nuffield-Liberty Mk.V, самый мощный и совершенный вариант мотора

Nuffield-Liberty Mk.V, самый мощный и совершенный вариант мотора

Надежность данного двигателя не сильно отличалась от тех Liberty L-12, что стояли на БТ-2 и БТ-5. Проблема состояла в том, что Nuffield-Liberty оставался безальтернативным. Конечно, работы по новой силовой установке шли, и ее получили, причем она также была разновидностью авиационного мотора (уже английского). Но появилась она уже в 1942 году, да и то, не сразу. Поэтому для новых танков пришлось данную силовую установку развивать дальше, стараясь хоть как-то выбить из нее дополнительные лошадиные силы.

Его мощность подняли до 400 л.с., чего, впрочем, было уже маловато

Его мощность подняли до 400 л.с., чего, впрочем, было уже маловато

Результатом стал мотор, ставший прямым развитием Nuffield-Liberty Mk.IV. Он получил порядковый номер N.L. Mk.V, при этом его обвес снова перетрясли, особенно изменения заметны сверху. Благодаря всем переделкам мощность выросла до 410 л.с. при 1700 об/мин. На самом деле обычный L-12 и так мог развивать подобную мощность, скорее вопрос, сколько времени. С учетом того факта, что ставился он в крейсерские танки Cavalier и Centaur, которые имели боевую массу порядка 27 тонн, иных вариантов всё равно не имелось.

Карбюратор Solex

Карбюратор Solex

За счет существенных изменений двигателя инженерам Nuffield всё же удалось добиться плюс-минус нормальной надежности двигателя. Другой вопрос, что теперь лимитирующим фактором для повышения скорости движения танка было не шасси, а мотор. Что Crusader, что Cavalier, что Centaur разгонялись до скорости около 40 км/ч. Как показало дальнейшее развитие событий, после того, как на схожем шасси появился мотор Rolls-Royce Meteor, созданный на базе авиационного двигателя Merlin, танк тут же поехал. Тем не менее, танки с моторами Nuffield-Liberty продолжали воевать до самого конца Второй мировой войны.

Ставился данный двигатель в крейсерские танки Cavalier и Centaur

Ставился данный двигатель в крейсерские танки Cavalier и Centaur

Во всей этой истории интересно одно — как такая развитая страна, как Англия, докатилась до, можно сказать, позорной ситуации. Еще можно понять, когда в СССР возобновляют выпуск М-17Т, в конце-концов, эти моторы не самые старые и не самые плохие. Но когда развитая индустриальная держава осваивает выпуск двигателей 20-летней давности, которые и так показывали не лучшие данные по надежности, это уже сильно удивляет. Даже использование моторов автобусного происхождения не выглядит на этом фоне так странно.

Список источников:

      • British Cruiser Tank A13 Mk.I & Mk.II, Peter Brown, Model Centrum Progres, 2015
      • Архив автора

источник: https://dzen.ru/a/ZwP_7YJU1mno6hrr

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account