Юрий Пашолок. Английский тяжелый танк по обмену

7

Юрий Пашолок. Английский тяжелый танк по обмену

Рассказ о тяжелом танке Conqueror Mk.2 из коллекции Технического центра парка «Патриот»

Тяжелые танки являются боевыми машинами, которые тяжелые во всём — и в разработке, и в производстве, и в эксплуатации. Сами по себе танки начинались как раз с тяжелого (а изначально сверхтяжелого) класса, но уже вскоре их подвинули более легкие танки. Как оказалось, лучше построить 10 средних или 50 легких танков, чем несколько тяжелых. Конечно, в некоторых странах упирались, считая, что лучше делать танки прорыва, но и там, в конце-концов, сдались.

Нынешнее размещение экспоната

Нынешнее размещение экспоната

Одним из тех мест, где можно видеть богатые коллекции бронетанковой техники, является парк «Патриот». Естественно, наиболее сильной составляющей его коллекции является отечественная бронетанковая техника. Вместе с тем, здесь много и зарубежных образцов. Значительная часть зарубежных машин является трофеями, но есть и те, что прибыли сюда, можно сказать, по своей воле. В том числе и в рамках обмена, который происходил в 90-е годы. Одним из таких результатов обмена стал Conqueror Mk.2, последний английский серийный тяжелый танк.

А это он же, вторая половина 80-х годов. Всего с того стрельбища вытащили минимум три танка

А это он же, вторая половина 80-х годов. Всего с того стрельбища вытащили минимум три танка

Англичане стали первыми, кто создал и применил танки. Исходно Комитет сухопутного флота создавал сверхтяжелые танки, но по мере работ исходные амбиции слегка усохли. В результате вместо сверхтяжелых танков на поля сражений вышли тяжелые танки. В годы Первой мировой войны англичане стали лидерами по выпуску тяжелых танков, их «ромбы» стали одним из символов Первой мировой войны и до сих пор красуются на эмблемах английских танкистов. Вместе с тем, Первая мировая война показала, что нужно выпускать чего-то более легкое.

На снимке это не ощущается, но какой же он огромный!

На снимке это не ощущается, но какой же он огромный!

Снова к тяжелым танкам английские военные вернулись уже во время Второй мировой войны. И вот что удивительно, и во Вторую мировую войну англичане умудрились стать мировыми лидерами по производству тяжелых танков. Да, их пехотные танки Churchill не являлись вершиной технической мысли. Но более никто не применял тяжелые танки так массово. Из всех пехотных танков Churchill воевал дольше всех, застав еще и войну в Корее. На этом фоне не стоит удивляться, что тяжелые танки оставались у англичан в приоритете и далее.

Напротив стоит Chieftain, так что есть, с чем сравнить

Напротив стоит Chieftain, так что есть, с чем сравнить

Попытка развивать конструкцию пехотного танка Curchill, которая привела к созданию пехотного танка Black Prince, оказалась неудачной. Данная концепция уже изжила себя, поэтому было решено далее развивать пехотные танки по линии Cruiser Tank A41, то есть Centuruion. Это была далеко не первая попытка создать пехотный танк из крейсерского, такое англичане делали несколько раз, но получалось так себе. Вот и A45, созданный по данной концепции, поначалу не получился.

Машина во второй половине 80-х годов была ходовой

Машина во второй половине 80-х годов была ходовой

Вместе с тем, A45 превратился в FV201, головную боевую машину 200-й серии. Она позиционировалась как «универсальный» танк. Называть его основным танком точно не получится, это был именно тяжелый танк. «Универсальным» он именовался скорее по той причине, что становился основой для целого семейства боевых машин, включая самоходные артиллерийские установки и инженерные машины. Поначалу концепция FV201 как увеличенный, более защищенный и тяжелый Centurion, выглядела неплохо. Но далее появился Centuruion MK.3 с таким же 20-фунтовым (84-мм) орудием.

Как сейчас, вопрос открытый, но раз течет, значит живой

Как сейчас, вопрос открытый, но раз течет, значит живой

Новый вариант Centurion выглядел более предпочтительным, чем «универсальный» танк, которым его хотели заменить. Совсем программа 200-й серии не закрывалась, но в 1949 году стартовала программа FV214. Она предполагала создание на базе FV201 «полноценного» тяжелого танка, который был бы способен воевать против ИС-3. Иронично, что англичане создавали танк для борьбы с боевой машиной, которую сняли с производства еще летом 1946 года. Причем работы по FV214 затянулись, что заставило выпустить пару десятков FV221 Caernarvon (FV214 с башней по типу Centuruion Mk.3).

Место механика-водителя

Место механика-водителя

Наконец, в 1954 году было готово 120-мм орудие L1. Разработали его на основе американского 120-мм орудия T53, впрочем, англичане создали вполне самобытную артиллерийскую систему. Главным стало время, которое они потратили на разработку орудия (это и заставило выпустить партию FV221 Caernarvon). За то время, что шли работы, была создана принципиально новая башня. В 1954 году FV214, который также получил имя собственное Conqueror (завоеватель), пошел в серию. Официально он, кстати, не именовался как тяжелый. Подобно американцам, англичане перешли на «нейтральные» обозначения. Новая боевая машина именовалась как Tank, HY gun, Conqueror Mk.1.

Для середины 50-х годов такая подвеска была уже вчерашним днем

Для середины 50-х годов такая подвеска была уже вчерашним днем

Первая партия, Conqueror Mk.1, была выпущена в 1954-55 годах в количестве 20 единиц. Их отправили в BAOR (британская армия на Рейне), где стали вылезать многочисленные неисправности. Справедливости ради, американский 120 mm gun tank M103 также развивался очень долго. Результатом войсковых испытаний стала масса исправлений, которые внедрили на новой версии танка, Conqueror Mk.2. Она стала более массовой — произвели таких танков 165 штук. Также выпустили 8 БРЭМ FV222 ARV Mk.I и 20 более совершенных FV222 ARV Mk.II.

Надмоторная плита вполне типовая для английских послевоенных танков

Надмоторная плита вполне типовая для английских послевоенных танков

Основная масса Conqueror также отправилась в BAOR, где у них была крайне неоднозначная репутация. Особенно с учетом того, что к 1959 году начались поставки Centuruion Mk.10. Они были легче, разница по лобовой броне оказалась небольшой, а 105-мм пушка L7 мало уступала в пробитии 120-мм орудию L1A1. На этом фоне будущее «универсального» танка оказалось под большим вопросом. Не говоря уже о том, что в 1957 году английские военные инициировали разработку Main Battle Tank. То есть масса, габариты и подвижность среднего танка, а вооружение и лобовая броня тяжелая.

Место механика-водителя

Место механика-водителя

Появившийся в результате Chieftain, конечно, тоже оказался не подарок, но какой танк лучше, было очевидно. Уже в 1966 году Conqueror оказались сняты с вооружения, поставив антирекорд среди массовых тяжелых танков послевоенного периода. Так мало не прослужил ни один другой тяжелый танк. Основная масса этих танков после списания уехала на стрельбища, где использовалась в качестве мишеней. Та же судьба, к слову, была и у танка, который ныне находится в Кубинке.

120-мм пушка L1A1, вполне серьёзный аргумент

120-мм пушка L1A1, вполне серьёзный аргумент

В 80-е годы начался процесс выдергивания танков, которые стояли на стрельбищах. В их числе оказались два Conqueror Mk.2 с регистрационными номерами 05BB92 и 05BB94. Вероятнее всего, выдернули их со стрельбища в Уоркопе, где стоит их собрат — 05BB85. Оба танка оказались в коллекции Имперского военного музея в Даксфорде, где их полностью перетрясли. Бывшие мишени стали ходовыми экспонатами, вместе с Conqueror ARV.

Орудийная установка более узкая, чем у Centurion

Орудийная установка более узкая, чем у Centurion

Далее, в 1988 году, появился шанс на обмен между английской и советской сторонами. В Даксфорд поехал тяжелый танк ИС-2М, ныне являющийся одним из «ударных» экспонатов бронетанковой части музея. Достаточно сказать, что это единственный в Англии ИС-2. В СССР уехал Conqueror Mk.2 с регистрационным номером 05BB92. Для Кубинки это также стало знаковым событием. Сейчас это единственный зарубежный тяжелый танк послевоенного выпуска, причем прибывший не как трофей.

У башни сильно развитая кормовая ниша, необходимая для размещения командира

У башни сильно развитая кормовая ниша, необходимая для размещения командира

Танк вполне благополучно пережил лихие 90-е, когда с экспонатов в Кубинке много чего скручивали и просто били (зачем — «потому что как бы вот»). Большинство агрегатов и прочей мелочевки осталось на месте. Насколько сейчас этот танк ходовой, хороший вопрос. В принципе, уезжал он в СССР как ходовая машина, если позаниматься им, то поедет. Другой вопрос, насколько это нужно. В любом случае, с документацией на Conqueror проблем нет.

Командир сидел в башенке, у него в распоряжении был и дальномер

Командир сидел в башенке, у него в распоряжении был и дальномер

Сейчас танк занимает место в углу павильона №5 (бронетехника Англии и других стран). Поставили его возле стены, поэтому увидеть можно спереди и слева. Зато с одного бока он виден прекрасно. Одна из типичных реакций на данный танк — «какой же он огромный!». На самом деле тут еще не хватает M103, но вообще Conqueror больше его. «Американец» перещеголял английский тяжелый танк только по габаритам башни. В остальном же английская боевая машина крупнее, а ее боевая масса составляет 65 тонн.

Внутри башни

Внутри башни

Конечно, есть ИС-7, который еще тяжелее, а его корпус длиннее, но советский тяжелый танк заметно ниже. Хотя прямым аналогом Conqueror и M103 был Т-10М, а вот тут разница действительно существенная. И не только по массе. На фоне своих визави советский тяжелый танк является верхом совершенства. Особенно что касается мотора и ходовой части. У английского тяжелого танка как мотор использовался всё тот же Meteor, что у Centurion, только в прокачанной серии. Ходовая же часть и вовсе выглядит анахронизмом — блокированная подвеска с пружинами.

Место наводчика, плотненько, но удобно

Место наводчика, плотненько, но удобно

Надо сказать, что с точки зрения удобства Conqueror Mk.2 является очень неплохим танком. Несколько стесненным здесь себя чувствует только командир, которого разместили в отдельной башенке. Это, кстати, уникальное явление для английских танков. В остальном же чувствуется влияние Centurion, причем в хорошем смысле. Для службы Conqueror по-настоящему удобный танк, а заряжающий так вообще может танцевать джигу. Стоит отметить централизованную систему вентиляции, которая стала типовой для английских танков во второй половине 50-х годов.

Место командира, вид из боевого отделения

Место командира, вид из боевого отделения

Можно сказать, что Conqueror сильно повезло не оказаться на полях сражений. Создавался этот танк как средство борьбы с ИС-3, но пока его разрабатывали, в СССР успело смениться два поколения тяжелых танков. Причем Т-10М сняли с производства только потому, что не видели смысла в дальнейшем развитии тяжелых танков. В остальном же эта боевая машина стояла на ином уровне, чем зарубежные визави.

источник: https://dzen.ru/a/Z8vwJxL7QBveaMf8

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest


0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account