История Valentine IV, первой крупносерийной версии танка с американским мотором GM 6004
Классификация танков является делом довольно специфичным. Помимо того, что частенько машины находятся на стыке классов, еще и их назначение могло весьма существенно отличаться. Особенно это касалось легких танков, которые в конце 20-х годов начали почковаться на отдельные категории. Не все это понимают, но те не менее. Едва ли не главными возмутителями спокойствия стали англичане. Именно они сделали массовым явлением такой класс боевых машин, как танкетки. Далее появились «патрульные» танки и разведывательные танки-амфибии. Сами англичане танки-амфибии развивать не стали, а вот «патрульные» боевые машины у них стали самыми массовыми. Наконец, в 1934 году появился такой класс, как пехотные танки. На самом деле Америку английские военные не изобрели. По факту танки поддержки пехоты существовали и раньше, но именно англичане их вывели в отдельную категорию. При этом в категорию пехотных танков попали машины малого, среднего, а затем и тяжелого весового класса.
Поначалу английский пехотный танк легкой весовой категории выглядел откровенно несуразно. За ориентир явно взяли Renault NC, и это при том, что сами французы оказались от него не в восторге. В результате на свет появилось чудовище под кодовым обозначением A11, более известно оно под исходным индексом Matilda, а н вооружение приняли как Infantry Tank Mk.I. Впрочем, в Военном Министерстве начали догадываться — что-то пошло не так. Особенно с учетом того, что боевая масса пушечного пехотного танка, A12, начала резко расти. В 1937 году появилась обновленная спецификция на пушечный танк. Vikcers-Armstrongs, уже пытавшаяся создать пехотный танк A10, взялась за схожий проект. Он получил обозначение Valentine. Лесли Литтл, возглавлявший разработку Valenine, проявил недюжинную смелость, вступив в прямую полемику с английскими военным. Один раз они даже отказались от танка, но 14 апреля 1939 года он всё же был утвержден. Приняли его как Infantry Tank Mk.III, а первоначальное кодовое обозначение Valentine стало официальным в конце сентября 1941 года.
Первый образец Infantry Tank Mk.III был сдан в апреле 1940 года, спустя год после того, как проект утвердили. Для английской промышленности срок довольно быстрый. Уже в июне началось полноценное серийное производство. За полгода 3 завода сдали 345 танков, что было лишь чуть меньше, чем выпуск Infantry Tank Mk.II за весь 1940 год. Дальше больше: за 3 квартала 1941 года удалось сдать 1095 Infantry Tank Mk.III. Машина постепенно менялась, это оказалось связано с результатами войсковой эксплуатации. Она стала причиной, почему бензиновый мотор AEC A189 заменили на дизельный AEC 190. Впрочем, и этот мотор долго не продержался. Ближе к концу 1941 года появилась новая версия танка, известная как Valentine IV. Главным ее отличием стал именно двигатель.
С чем именно связан уход от моторов AEC, не совсем понятно, но общая тенденция налицо. Первым танком, откуда дизельные моторы AEC 190 автобусного происхождения исчезли, стал Infantry Tank Mk.II. Весной 1941 года начался выпуск Infantry Tank Mk.IIA*, более известный как Matilda III. Там прописались еще одни дизельные моторы автобусного происхождения, но другого производителя — Leyland. На Infantry Tank Mk.III* моторы AEC 190 продержались дольше — как минимум до конца 1941 года. Ставились они на вариант с двухместной башней (Valentine II) и с трехместной башней (Valentine III). Но уже осенью 1941 года появился мотор американского производства. Судьба, видимо, решила поиздеваться над англичанами, поскольку и новый двигатель был автобусным. Речь идет о моторе GM 6-71, который с 1938 года выпускался Detroit Diesel, моторным подразделением корпорации. 71 означал объем цилиндра (71 кубический дюйм, или 1,16 литров), а 6 — число цилиндров. Рядная «шестерка» объемом 6,98 литров изначально ставилось на новую линейку автобусов, которую стали производить с 1940 года. Но уже в 1941 году мотор приметили англичане.
Одной из ключевых причин, по которой произошла замена мотора, можно считать унификацию. Дело в том, что во второй половине 1941 года началась работа по созданию спаренной версии GM 6-71, которая предназначалась для установки в Medium Tank M3. Получил этот мотор обозначение General Motors 6046. Помимо того, что моторы были спаренными, на них ставили инжекторы другого типа — M. Благодаря им суммарная мощность выросла до 410 л.с. Вместе с тем, поначалу имелись некоторые проблемы с работой инжекторов, да и штатного GM 6-71 мощностью 140 лошадиных сил вполне хватало для использования на пехотных танков. Не стоит забывать тот факт, что выпуск Valentine предполагался не только в Англии, но и в Канаде. Одним словом, сложились все предпосылки к тому, чтобы ставить американский двигатель, в танковом исполнении он получил индекс GM 6004. Не говоря уже о том, что возможности выпуска у Detroit Diesel были на порядок выше английских. GM G-71 выпекался в огромных количествах и под разные задачи. За время войны их выпустили 54033 штуки в разных вариантах, включая корабельные.
Помимо новых моторов, стали ставить 5-скоростную механическую коробку передач Spicer, имевшую синхронизацию. Это, естественно, приветствовалось механиками-водителями. Следует отметить, что абсолютно точной даты начала выпуска Valentine IV нет, тем более что само производство оказалось организовано очень хитро. Во-первых, на мотор GM 6004 перешли не все производители. Birmingham Railway Carriage and Wagon Company (BRC&W) до конца производства так и продолжал ставить дизели AEC 190. Собственно говоря, 100% Valentine III, отличавшихся от Valentine V только моторами, выпустили как раз силами BRC&W. Во-вторых, выпуск Valentine с двухместными башнями и моторами GM 6004 шел в рамках установленных контрактов. Elswick Works и Metropolitan Cammell Carriage and Wagon Company (MCCW) просто взяли и перешли на выпуск новых танков. В случае с Elswick Works выпуск начался с контракта T9824 от 31 мая 1940 года. Из 300 танков по этому контракту последние 50 было с моторами GM. У MCCW тоже всё было весело: к Valentine IV относилось 86 танков по контракту T9866 от от 12 июня 1940 года (по нему сдавалось 300 танков) и 149 танков по контракту T2009 от 6 марта 1941 года (всего по нему сдавали 250 танков).
Какую-то явность по датам может дать T1284, первый полноценный контракт на Valentine IV, подписанный еще 13 декабря 1940 года. Изначально он предполагал выпуск 250 танков другого типа, но реально сдавались Valentine IV с WD-номерами T47098-T47347. Первые танки по нему сданы 11 сентября 1941 года, на эту дату и стоит ориентироваться. Цена на танк снизилась до 6400 фунтов стерлингов, плюс 4490 фунтов на дополнения. Еще 125 Valentine IV с WD-номерами T66466-T66590 сдали по контракту T2243 от 7 мая 1941 года. Цена снизилась еще больше — до 5450 фунтов стерлингов. Итого 425 танков построил Elswick Works и 235 MCCW. Почему так мало? Ответ предельно простой: английские военные таки додавили Vikcers-Armstrongs и они всё же сделали Valentine с трехместной башней. Valentine V сдали 912 штук, почти в полтора раза больше Valentine IV.
Не менее интересно сложилась и боевая карьера данного танка. Дело в том, что именно в английской армии он не воевал. С если и воевал, то в исчезающих количествах. Согласно имеющимся данным, 520 танков данного типа уехало в Советский Союз, из них 71 был потерян в пути. Первые из них прибыли уже в ноябре 1941 года, а в начале декабря стали поступать в танковые подразделения Красной Армии. Этим и объясняется, почему Valentine II к нам попало так мало (отправили 161 штуку, прибыло 136). Часть уехала союзникам, например в Новую Зеландию. С учетом того, что внешне поздний Valentine II и Valentine IV никак не отличаются, ловить их можно только по регистрационным номерам. В любом случае, можно утверждать с вероятностью 90%, что если где и воевали танки данного типа, то скорее в составе Красной Армии.
Сколько Valentine с двухместной башней и мотором GM 6004, неизвестно. Причиной тому является то, что по ряду машин их WD-номера неизвестны. Иногда в Valentine IV записывают танк из парка «Патриот», но он относится к версии Valentine II. А с остальными надо проверять, какой стоит мотор. Такой вот танк-загадка. В любом случае, он стал первым английским танком, который делался не для себя. Изначально, конечно, планы были другими, но по факту большинство таких танков уехало не в английскую армию.
Список источников:
-
-
- British Infantry Tank Mk III Valentine, Part 1, Dick Taylor, Progress Publishing, 2011
- Into the Vally: The Valentine Tank and Derivatives 1938–1960, Dick Taylor, MMP Books, 2012
- IWM
- usautoindustryworldwartwo.com
- US NARA
- Фотоархив автора
-