Юрий Пашолок. Альтернатива Vickers Medium Tank Mk.III
История Medium Tank A7, попытки создать сменщика Medium Tank Mk.III
Конец 20-х годов стал для английского танкостроения темным временем. Да и не только для танкостроения, но и танковых войск в целом. Сначала, в 1927 году, с поста «главного оружейника» ушел сэр Джеймс Фредерик Ноэл Бирч. Тот самый, в честь которого САУ Vickers назвали Birch Gun. Ушел он, кстати говоря, как раз в Vickers-Armstrongs. Сэр Уэбб Гиллман, который сменил Бирча, являлся консерватором, это привело к полному краху программы английской самоходной артиллерии. Следующим ударом стала смерть сэра Джорджа Томаса Бакхема, главного конструктора Vickers по вооружению и танкам. Это привело к тому, что Vickers потерял часть связей наверху. Очень большая проблема, особенно с учетом того, что реальных танкостроителей было два — Vickers и королевский арсенал в Вулидже. Работали они в связке, а тут и экономические проблемы, и связи нарушились. Поэтому Vickers-Armstongs Limited стала искать клиентов на стороне. Этому способствовали и разработки Джона Кардена, а также Вививана Лойда. Их Carden-Loyd стал очень плотно сотрудничать с Vickers, а далее эти двое стали главными на Vickers по танкостроению. Третий удар случился в 1929 году, когда расформировали EMF, первую крупную английскую бронетанковую часть, которая должна была действовать самостоятельно. Заодно и минус Джон Фуллер, главный идеолог маневренных танковых операций.
На всё это наложились и чисто конструктивные проблемы. Имевшийся на вооружении английской армии Medium Tank Mk.II был неплохой машиной, но до требований по скорости и броневой защите не дотягивал. Поэтому в мае 1926 года начались работы над новым средним танком. Он получил обозначение A6. Совершенно новая боевая машина, которая имела классическую компоновку с размещением двигателя и трансмиссии в кормовой части. Также характерным отличием Medium Tank A6 стало появление двух пулеметных башен. Это было правильным решением с точки зрения маневренности огня, поскольку на Medium Tank Mk.II те же самые пулеметы стояли в бортах корпуса и почти никуда не попадали. Также оригинальным решением стало введение сразу двух смотровых башенок, плюс зенитного пулемета. Но, как часто это бывает, не все оригинальные решения работают.
В начале 1928 года королевский арсенал в Вулидже изготовил два образца Medium Tank A6. Согласно исходной спецификации, боевая масса машины должна была составить 14 тонн, но по факту получилось 16. Кроме того, как и у многих опытных машин, тем более революционной конструкции, обнаружилось немалое количество недостатков. Касалось это и ходовой части, впрочем, наверху посчитали проблемой не ее, а перегруз танка на 2 тонны. В результате родилось два варианта решения проблемы. Первый, эволюционный, предполагал дальнейшее развитие текущего танка. Это привело к появлению Medium Tank Mk.III, в 1929 году королевский арсенал в Вулидже построил два опытных образца этой машины. Параллельно над этим Vickers построила по одному образцу A6 и Medium Tank Mk.III, которые отличались от своих собратьев. А вот второй, революционный путь, предполагал создание королевским арсеналом своего собственного танка. Эта машина, получившая индекс A7, стала попыткой всё-таки вписаться в массу, которую прописал в спецификации на A6.
Желание вписаться в массу, конечно, было делом хорошим, но имелся и маленький нюанс. Несмотря на богатый опыт производства танков (обычно минимум половина заказов по средним танкам уходила в Вулидж), опытом разработки собственных танков арсенал похвастаться не мог. Мозговой центр всё равно находился на территории Vickers. В результате разработка A7 больше напоминала попытку скомпилировать более ранние разработки и создать на их базе что-то своё. При таком подходе успех предприятия гарантирован далеко не всегда. С иронией можно заметить, что в Вулидже вообще не стали искать сложных путей и, спустя несколько лет, повторили путь Vickers. Когда там создавали экспортный Medium Tank Mk.C, просто взяли Birch Gun и на его базе сделали танк. При этом изначально Vickers хотел получить легкий танк, но выпилился такой переросток, что его назвали средним. В Вулидже из Birch Gun с самого начала решили делать средний танк. Конечно, не с нуля, но прародитель угадывался безошибочно. При этом в шасси A7 воткнули тот же самый 120-сильный мотор Armstrong Siddeley, который стоял на A6 и Medium Tank Mk.III. В Вулидже посчитали, что этого мотора хватит.
Несмотря на то, что шасси бралось другое, по факту A7 получились даже чуть длиннее A6. Общая длина составила 6833 мм, а ширина 2730 мм. Явным преимуществом стала высота: если Medium Tank Mk.III имел общую высоту 2935 мм, то его визави получился 2768 мм в высоту. Это стало возможным за счет отказа от пулеметных башен. Экипаж сократился до 5 человек, из них 2 размещалось в отделении управления. От пулеметчика не отказались, он теперь сидел справа от механика-водителя. При этом, справедливости ради, с компоновкой места механика-водителя в Вулидже справились явно лучше. Тут была даже не смотровая щель, а более-менее современный, на конец 20-х годов, смотровой прибор.
В чем королевский арсенал явно обошел своих визави, так это с вопросом создания боевого отделения. A7 получил гораздо более удачную по конструкции башню. Это была крайне удачная для своего времени конструкция, собиравшаяся из плоских листов. 3-фунтовую пушку поставили спаренной с пулеметом Vickers. Командир получил удачную по конструкции смотровую башню с щелями по периметру. На момент создания башня A7 была лучшей среди средних танков того периода. Что же касается броневой защиты, то она полностью повторяла A6/Medium Tank Mk.III (впрочем, оба танка построили из неброневой стали). Самое же главное, что в боевую массу 14 тонн удалось вписаться, по крайней мере поначалу. С точки зрения отделения управления и боевого отделения королевский арсенал в Вулидже явно обошел своих заклятых друзей. Но на этом разработка машины не закачивается, что наглядно показали испытания. Первый образец A7, получивший индекс A7E1, оснастили 4-скоростной коробкой передач Armstrong Siddeley. Второй танк, A7E2, получил планетарную коробку передач Wilson с гидравлическим приводом. Внешне танки можно было отличить по конструкции бортовых экранов, прикрывающих ходовую часть. А еще и массой. По факту A7E2 превысил планку и достиг масса 16,8 тонн.
Как раз ходовая часть и стала главной проблемой. Зная о недостатках A6 и Medium Tank Mk.III, в Вулидже оснастили танки разной подвеской. Первый танк, A7E1 с регистрационным номером T.816, получил рессорную подвеску. Второй, A7E2 с регистрационным номером T.817, получил индивидуальную пружинную подвеску с вертикальным расположением пружин. Оба танка построили в конце 1929 года, и оба явно уступали Medium Tank Mk.III. Дело в том, что на скорости более 24 км/ч подвеску начинало «пробивать». Да и скорость танка не превышала 40 км/ч. Нет, для того времени вполне себе приличный показатель, это даже выше изначальных требований на A6. Другой вопрос, что Medium Tank Mk.III был быстрее, и его подвеска работала лучше. И уж если к нему имелись вопросы, о чем говорить по поводу A7. По прибытии в Mechanical Warfare Experimental Establishment (MWEE) в Фарнборо танки получили регистрационные номера MT9639 и MT9640, а также полигонные номера MEE383 и MEE493. Начавшиеся в 1931 году испытания быстро показали отсутствие перспектив у A7E1. Его испытания остановились достаточно быстро, в Фарнборо сконцентрировались на A7E2. Он стал испытательным стендом, причем, в отличие от Medium Tank Mk.III, без шансов на использование в войсках.
Пружинную подвеску пытались доработать, но безрезультатно. Особенно показательным стал эпизод с совместным испытанием A7E2 и A6E3, которые прошли в 1935 году. На последнем была установлена подвеска Vickers-Horsmann, не совсем удачная, но работавшая гораздо лучше, чем у конкурента. Как в Вулидже не старались, но выше 15 миль в час стабильная скорость не получалась. У A6E3 скорость достигал 40 км/ч, на короткой дистанции, но тем не менее. Даже существовали мысли поставить на A7E2 подвеску Vickers-Horsmann, но этого так и не случилось.
Несмотря на то, что индивидуальная пружинная подвеска работала не лучшим образом, в Вулидже решили развивать именно ее. R 1934 году начались работы по третьему образцу — A7E3. Про 14 тонн уже забыли, требовалось машину развивать дальше, и тут конкурент Medium Tank Mk.III перещеголял своего. Опытный образец, построенный в мае 1934 года, достиг боевой массы 18,2 тонны. Танк существенно доработали и по корпусу, и по башне, но главным отличием стала силовая установка. Видимо, кто-то в королевском арсенале решил, что достижение высокой скорости можно решить за счет мотора. Ну а что ходовая часть подходит только для тихоходной машины — это всё чепуха.
В случае с мотором выбор пал на продукцию AEC (Associated Equipment Company). В Саутолле выпускали грузовики и автобусы, как раз на автобусный мотор и положили глаз в Военном Министерстве, случилось это в январе 1934 года. Для двухэтажного автобуса AEC Regent выпускалась рядная 6-ка объемом 7,74 литра мощностью 126 лошадиных сил. Примерно столько же, сколько у мотора Armstrong Siddeley, но этого показалось маловато. Поэтому в феврале 1934 года AEC была разработана хитрая конструкция, благодаря которой два мотора объединяли в своеобразный блок, работающий на один вал. Суммарно мотор выдавал 252 лошадиные силы, ранее такое получали с авиационных двигателей. При этом авиационные двигатели были весьма капризными. Получившаяся конструкция стала большим достижением. Соединили силовую установку с планетарной коробкой передач Wilson. Имелись новинки и выше ходовой части. Как уже говорилось выше, корпус и башню переделали, но главным изменением стало орудие. Во всё том же Вулидже работали над более мощной 2-фунтовой (40-мм) пушкой. Макет орудия изначально поставили в A7E2, но полноценного орудия второй образец так и не дождался. Не менее важным моментом стало создание единой орудийной маски, где ставилось и орудие, и спаренный пулемет. Таким образом, от возможности наводить спаренный пулемет отдельно англичане отказались.
В случае с A7E3, получившим номер Военного Департамента T.1340, регистрационный номер BMM 117 и полигонный номер MEE961, была проведена большая работа. Танк получился более совершенным, нежели предшественники. Но уже то, что на испытания он поступил в 1936 году, то есть почти через 2 года после постройки, кое о чем говорит. Довольно долго колдовали над подвеской, судя по переписке, работала она лучше, чем у A7E2, но не идеально. При этом оптимистично писалось, что A7E2 плохо едет, в том числе, в виду «ушатанности». Как только A7E3 поступил в MWEE, предшественника убрали с глаз долой. Повод для оптимизма имелся: считалось, что A7E3 будет разгоняться до 39 км/ч по шоссе и до 26 км/ч по проселку. Даже звучали мысли о возможности раскочегарить танк до 48 км/ч. Но испытания показали совсем другой результат.
Для начала, даже до официальной максимальной скорости по шоссе танк всё же чуть не дотянул, причем, по ходу испытаний, она снизилась до 37 км/ч по шоссе и 22,7 км/ч по проселку. Мотор AEC C1 работал не идеальным образом, после 352 километров случилась поломка, после чего потребовался серьёзный ремонт. Впрочем, больше проблем вызвала ходовая часть и трансмиссия. После 122 километров случилась первая поломка тормозов, а всего они ломались 6 раз. На 274-м километре испытаний впервые сломалась подвеска, потом она ломалась неоднократно. В декабре 1936 года появилась идея поставить в A7E3 авиационный мотор Liberty L-12. Это было связано с работой по программе крейсерского танка, запущенного с подачи полковника Мартеля. Предполагалось 2 варианта переделки — с трансмиссией Кристи и частично собственной разработки. Оптимистично предполагалось, что скорость танка вырастет до 56 км/ч. Вот только про ходовую часть эти самые оптимисты даже и не думали. Точнее, думали, но ничего сделать не могли. Очередная попытка воткнуть подвеску Vickers-Horsmann натолкнулась на ряд ограничивающих факторов. Более удачная подвеска была слишком большой и тяжелой.
Окончательно работы по A7E3 прекратились в 1937 году. К тому времени идея «полноценного» среднего танка ушла в небытие, тем более что ни про какие 16, не то, что 14 тонн, и речи не шло. И A6, и Medium Tank Mk.III, и A7 превысили, по ходу доработки, массу в 18 тонн. Прямым наследником оказался средний танк A9, который стал Cruiser Tank A9 (Cruiser Tank Mk.I). Но и совсем бесследно A7E3 не исчез. Идея со спаркой моторов успешно эволюционировала в силовую установку пехотного танка A12, который также спроектировали в Вулидже. Пригодилась и подвеска: ее далее использовали на пехотном танке A20, который эволюционировал в A22, более известный как Churchill. Если A6 и Medium Tank Mk.III наследников не оставили, то A7 очень даже пригодился. Вот только создавался он как скоростной средний танк, а его технические решения по шасси использовались на пехотных танках. Еще более важным «выхлопом» программы A7 стала башня — ее легко можно найти на «крейсерах» первого поколения. В этом и есть главное достижение конструкторов королевского арсенала в Вулидже. Танк не получился, зато его компоненты оказались на серийных машинах.
Список источников:
-
-
- US NARA
- Medium Marks I-III, N.W. Duncan, Profile AFV 12, Profile Publications Limited
- фотоархив автора
- IWM
-
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/alternativa-medium-tank-mkiii-614ee0b345557e5b818b6602