В случае с немецкой армией вопрос того, как красились их танки, не менее сложный, чем с англичанами. Кого-то это может сильно удивить, поскольку «канонично» немецкие танки имеют темно-серую окраску. Действительно, дольше всего (с 1938 по январь 1943 года) базовым цветом немецких танков был черно-серый цвет RAL 7021 (schwarzgrau, иногда именуют как Panzergrau). Но если посчитать все базовые варианты цветов, то с 1929 по 1945 год их наберется 5 штук, плюс 2 тропических.
На советско-германском фронте основная масса немецкой бронетанковой техники была каноничного темно-серого цвета. Почему немцы выбрали именно такую краску, не совсем понятно. Вместе с тем, именно такая цветовая палитра могла быть не всегда. Еще в конце 1941 года на советско-германском фронте появились танки в необычной для наших мест окраске. Гораздо больше их было во второй половине 1942 года. Самое главное во всём этом, что до наших дней дожили останки этих боевых машин, в родной окраске.
О том, что под Москвой осенью-зимой 1941 года видели желтые немецкие танки, слухи ходят периодически. Сам слышал подобное несколько раз. Но одно дело слухи, а другое — вполне себе реальный артефакт, который был найден на поле боя. В ноябре 1941 года, в районе деревни Мартюшино (городской округ Истра Московской области), огнем советской артиллерии был разбит немецкий танк. Вероятнее всего, речь идет о Pz.Kpfw.III Ausf.J. Командирская башенка этого танка, найденная на месте боя, ныне находится в экспозиции музейной площадки №1 парка «Патриот». Передал ее туда Дмитрий Михайлович Братан.
Так вот, в ходе подготовки к размещению в экспозиции специально оставили кусок в родной краске. И там отчетливо читается желто-коричневый цвет RAL 8000. Это штатный базовый цвет техники Африканского корпуса, утвержденный приказом №281 от 17 марта 1941 года. Если поначалу техника Африканского корпуса красилась RAL 8000 поверх исходного RAL 7021, то далее RAL 8000 наносили уже на заводе. Правда, новая бронетанковая матчасть пришла в Африканский корпус 19 декабря 1941 года. А вот некоторые танки однозначно передали на советско-германский фронт. И это была не разовая акция.
Наиболее вероятный кандидат, чья «шляпа» — 11-я танковая дивизия, которая как раз была в районе Мартюшино. И вот же совпадение, рядом с командирской башенкой стоит Pz.Kpfw.III Ausf.J, который также из 11-й ТД. И тоже был покрашен в такой же цвет. Конечно, в базовый цвет при перекраске машины не попали, но да, она была во всё том же RAL 8000. Правда, воевала она уже не под Москвой, а во второй половине 1942 года.
Впрочем, самое большое число «африканцев» на советско-германском фронте было во второй половине 1942 года. Под Сталинградом и Воронежем, на Северном Кавказе встречалось уже два варианта цвета. Помимо RAL 8000, часть техники было уже в базовом коричневом (на самом деле более близком к песочному) цвете RAL 8020. Его официально ввели приказом №315 от 25 марта 1942 года.
Самое интересное, что в музейном секторе парка «Патриот» есть машины, которые покрашены в RAL 8020. Рубка StuG 40 Ausf.F/8, вытащенная из Дона, покрашена именно в этот цвет. Ровно так же была покрашена еще одна, «местная» StuG 40 Ausf.F/8. Да и Pz.Kpfw.IV Ausf.G, которым занималась наша малярная бригада, явно был изначально покрашен в тот же цвет. Все эти машины изначально предназначались для отправки в Африку, но в результате оказались на советско-германском фронте. Их можно найти как минимум в 11-й, 13-й, 23-й, 24-й танковых дивизиях. Правда, сразу надо уточнить. Никаких логотипов Африканского корпуса на них не было. Танки уходили в части с заводов, безо всяких маркировок.
На этом география «африканцев» не ограничивается. 66-й батальон специального назначения, где служили Pz.Kpfw.I Ausf.F и Pz.Kpfw.II Ausf.J, готовился к высадке на Мальту. Но вместо этого танки, имевшие африканский камуфляж, оказались в районе Синявино. Одним словом, немецкой бронетехники в «африканских» цветах во второй половине 1942 года на нашем фронте было весьма так прилично.
источник: https://dzen.ru/b/Zf3wFGN6eRMyRAnv