История серийного варианта советского легкого танка Т-70
Содержание:
Советской танковой промышленности в годы Великой Отечественной войны пришлось очень нелегко. Особенно это касалось легких танков. По состоянию на лето 1941 года шло производство малого танка-разведчика Т-40, а также запускался в серию танк сопровождения Т-50. Так получилось, что Т-50 не успел полноценно пойти в серийное производство. Как временная замена появился Т-60, который базировался на агрегатах Т-40. Но уже к началу 1942 года стало окончательно ясно — про Т-50 лучше забыть. Поэтому дальнейшее развитие советских легких танков пошло по совсем иному сценарию. Пришлось «раздувать» Т-60, превращая его в полноценный легкий танк.
6 марта 1942 года И.В. Сталин подписал постановление Государственного комитета обороны (ГКО) №1394 «Об организации производства танков Т-70 на Горьковском автозаводе имени Молотова Hаркомсредмаша». Вместо малого танка Т-60 в серию запускался Т-70. В кратчайшие сроки коллектив КЭО ГАЗ им. Молотова под руководством Н.А. Астрова создал легкий танк, который стал заменой не только Т-60, но и отмененного Т-50. Безусловно, танк этот был «мобилизационным», тем не менее, достоинств у него оказалось куда больше, чем недостатков. Главное, что его можно было массово выпускать на тех заводах, где не имелось возможности выпускать более тяжелые боевые машины.
Короткий век литых башен
Согласно подписанному 6 марта постановлению ГКО №1394, первые 20 Т-70 ожидалось получить до конца месяца. Для обеспечения производства танка с марта запускалось и корпусное производство на заводах №176 (г. Муром), №177 (г. Выкса) и №178 (Кулебаки). Также из Мурома и Кулебак поставлялись литые башни. За март их объем выглядел небольшим — по 20 штук за март. С апреля корпусное производство по линии Т-60 прекращалось, а с 1 мая 1942 года выпуск Т-60 на ГАЗ им. Молотова заканчивался. При этом за апрель ожидалось получить 150 Т-70, за май 260, и за июнь 390 штук.
Спустя 3 дня Сталин подписал постановление ГКО №1417сс «Об организации производства танков Т-70 на заводах №37 и 38 Наркомтанкопрома». На заводе №38 выпуск Т-60 прекращался с 1 мая, а на заводе №37 с 1 июня 1942 года. В апреле 1942 года завод №38 должен был выпустить 20 Т-70, еще 70 в мае 120 в июне и 150 в июле. График завода №37 за тот же период составлял 10, 75, 125 и 175 танков соответственно. Последовавший 10 марта приказ НКТП №254 оговаривал, что башни выпускались как литой, так и сварной конструкции. В отличие от ГАЗ им. Молотова, корпусное производство шло исключительно за счет мощностей заводов.
Руководство завода №37 встретило идею запуска в серию Т-70 в штыки. Возмущение можно понять: только в феврале 1942 года в Свердловске, наконец, освоили выпуск Т-60 (до того там выпускались Т-30), и тут новая задача. Также имелась существенная проблема с поставкой двигателей, а на Т-70 их требовалось в 2 раза больше. Руководство завода №37 убедило наркома танковой промышленности В.Я. Малышева в том, что решение явно преждевременное. Он поставил в известность Молотова, который дал согласие на отсрочку. 12 апреля 1942 года Сталин подписал постановление ГКО №1581сс «О выпуске танков Т-60 на заводе №37 Наркомтанкопрома». Согласно ему, первые Т-70 в Свердловске выпускались в июле 1942 года, а в августе завод сдавал уже 75 танков данного типа.
Следует отметить, что Т-70 запускался в серию не в том же виде, как опытный образец машины. В итоговом протоколе от 26 февраля 1942 года значилось 11 пунктов улучшений конструкции танка. Из них 3 касалось силовой установки, а 5 вооружения и механизмов наведения. Также требовалось установить ТПУ (танковое переговорное устройство). Для удобства работы командира танка устанавливалась подбашенная корзина. На ее креплении перенесли сиденье командира, которое теперь регулировалось по высоте. Там же размещался спусковой механизм, то есть теперь нажималась не кнопка, а педаль. Наконец, на полу подбашенной корзины разместилась вращающаяся укладка на 16 унитаров к 45 мм пушке. Чтобы добраться до патронов, командиру требовалось просто протянуть руку вниз. Основная укладка на 70 патронов размещалась за башней в большом ящике. Также в боекомплект входило 15 дисков к ДТ, плюс 3 диска к пистолету-пулемету ППШ.
Оговаривалась и конструкция башни. Изначально она была литой, но еще в конце февраля комиссия предложила разработать сварную конструкцию. Имелся также список из 9 пунктов улучшений конструкции танка на будущее. В нем значилось усиление ходовой части, утолщения бортов до 25-30 мм, требовалось поставить радиостанцию, увеличить боекомплект до 100 патронов к 45 мм пушке, уменьшить усилия на рукоятках механизмов наведения башни. Это, впрочем, не мешало запустить танк в серию. А вот вопрос по поводу конструкции башни встал очень быстро. Дело в том, что литьё имело не только достоинства, но и недостатки. Во-первых, литая башня имела на 15% меньшую стойкость, что требовало увеличения толщины стенок. Для сравнения, у сварной башни толщина стенок оказалась на уровне 30-35 мм, а литая башня имела стенки толщиной 40-45 мм. Во-вторых, литая башня получалась тяжелее. Уже в ходе производства выяснилось, что масса литой башни составляла 992 кг, в то время как сварная конструкция имела массу 876 кг.
Самая же главная проблема выявилась уже в ходе производства. На заводе №38 к началу апреля 1942 года было изготовлено всего 2 литые башни. Завод №178 за март выпустил всего 9 штук, а отгрузили и вовсе 5. Связано это было, в том числе, и с задержкой в выдаче документации. За апрель было выпущено 10 таких башен, ещё 5 в мае. В общей сложности на ГАЗ им. Молотова оказалось 47 литых башен, еще несколько танков с литыми башнями сдали на заводе №38. Некоторое время исследователи указывали, что такие башни на серийные танки не ставили. Но когда поисковики в Прибалтике выкопали кусок литой башни Т-70, главный идеолог «литой башни на серийных не было» ушел в режим радиомолчания.
В дальнейшем вылезло еще минимум пара фотографий битых Т-70 с литыми башнями по 1942 году. Одним словом, башни были. Но производственные проблемы заставили быстро от таких башен отказаться. Уже 20 марта 1942 года КЭО ГАЗ им. Молотова подготовил документацию по сварной башне, она стала основной. Что, впрочем, не означало полное исчезновение литых деталей с Т-70. Литыми делали люк механика-водителя, башенный люк и подвижную бронировку орудийной установки.
Рост выпуска с параллельными улучшениями
Вылезшие проблемы с производством литых башен оказались существенными, но отнюдь не главными. Сам по себе запуск в производство нового танка — это отнюдь не легкая прогулка. Особенно с учетом того, что происходило всё это в самый тяжелый период войны, когда многого не хватало. Не говоря уже о том, что заводы сильно зависели от смежников. Как раз они и подвели ГАЗ в первый месяц производства Т-70. Согласно отчету завода, к концу марта было собрано 3 машины, из них 2 без башен. За март один из заводов-смежников не подал корпусов, лишь в конце месяца 5 комплектов пришло с завода №176.
Ситуация с корпусами привела к тому, что на ГАЗ решили их выпускать самостоятельно. На заводе заложили серию из 25 корпусов, но в виду отсутствия металла необходимой толщины работы сорвались. Удалось собрать всего 5 корпусов, из которых 2 оказались без подбашенных листов. Верхний лобовой лист в виду отсутствия брони толщиной 35 мм собирали из двух листов (20+13 мм). Также все корпуса оказались без люков механиков-водителей, которые поставили позже. Из 8 изготовленных за март литых башен готова оказалась одна, именно ее и поставили на один танк. Также на заводе заложили серию из 17 сварных башен. В виду отсутствия листов толщиной 35 мм их также пришлось делать из двух листов толщиной 20 и 13 мм, но до конца месяца ни одной башни так и не сдали. Дополнительные трудности вызвали проблемы с двигателями. Помимо того, что подготовка к производству ГАЗ-203 затянулась, сорвались поставки коробок передач с ЗИС. Наконец, сборка машин шла по обходной технологии.
Схожая ситуация была и на заводе №38. В результате полноценное производство Т-70 началось в апреле 1942 года, да и то, в меньшем, чем предполагалось, объеме. Вместо 170 танков (150 + 20 переходящих мартовских) ГАЗ им. Молотова сдал 50 танков, еще 33 Т-70 находилось в процессе сборки. Дополнительной проблемой стало то, что из всех сданных за март-апрель машин всего 19 было отправлено с завода. 33 танка, включая 2 машины, оставшиеся еще с марта, оставались на заводе, где производился их ремонт. Основным дефектом стал перегрев двигателей и частые проблемы с главной передачей. Также, на первых порах, спаренные двигатели вели себя не лучшим образом. Сгорало сцепление, имелись проблемы с соосной работой моторов. Схожие проблемы наблюдались в Кирове. За апрель здесь было сдано 7 танков из 20 планировавшихся, причем часть уже получила сварные башни, которые освоили на заводе №38.
Справедливости ради, на ГАЗ им. Молотова и заводе №38 шла лихорадочная работа по устранению вылезших проблем. Одновременно шли работы по улучшению танка. Только за апрель 1942 года КЭО ГАЗ переделал по корпусу 43 чертежей из 164, а по двигателю – 18 из 79, плюс 8 чертежей было введено вновь. Переделали подбашенную корзину, ввели новую снарядную укладку первой очереди на 20 унитаров. Для проверки надежности танков провели испытания трех машин. По итогам испытаний составили список недостатков, которые требовали доработки. Среди срочных переделок значились установка ограждения двигателя, эластичная обивка внутри башни, улучшение конструкции подъемного механизма, а также установка ТПУ и радиостанции 9-Р.
Результаты проведенных работ стали заметны в мае 1942 года. Проблемы, разумеется, никуда не делись, но в Горьком закончился выпуск Т-60, что позволило сконцентрироваться на Т-70. Корпусное производство постепенно подтягивалось к необходимому уровню. Продолжались и улучшения конструкции, в частичности, с 25 мая 1942 года началась установка ТПУ. Предполагалось, что к тому моменту появятся радиостанции (они ожидались еще в апреле 1942 года), но пока их не поставляли. В любом случае, завод уже был готов к установке 9-Р: с 12 апреля произошел переход с 6-вольтового на 12-вольтовое питание, связано это оказалось как раз с радиостанциями. Для связи с механиком-водителем с 19 мая стали ставить 2 сигнальные лампочки. Ряд изменений внесли в систему охлаждения, благодаря этому её эффективность значительно повысилась.
По итогам вместо 250 танков (программу, по сравнению с исходным планом, снизили) за май 1942 года ГАЗ им. Молотова сдал 260 штук. С мая начал полноценную сдачу Т-70 и завод №38, который испытывал еще большие проблемы, поскольку зависел от поставок моторов и других агрегатов. Вместе с тем, за май завод №38 сдал 51 танк при плане в 5 штук. Кировские Т-70 можно легко отличить по литым спицованным опорным каткам, такие же были на Т-60. Вместе с тем, уже в июне 1942 года на заводе №38 начался выпуск штампованно-сварных опорных катков, посему далее отличия стали минимальными. Зависимость от СТЗ снизилась, но моторы оставались узким местом. Поэтому в июне 1942 года, при плане в 120 танков, завод №38 сдал 117.
Проблемы со смежниками были и у ГАЗ им. Молотова. Двигатели там выпускали сами, а вот коробки передач шли с ЗИС. В июне 1942 года КПП стали поставлять из Миасса, тут же начались проблемы. Существовали проблемы с поставкой радиооборудования, в результате на часть машин пришлось ставить оборудование под напряжение 6 вольт. Поэтому на ГАЗ также случилась посадка выпуска — 350 Т-70 вместо положенных 390. Из них 21 танк получил, наконец, радиостанцию 9-К. Такие танки легко отличить по наличию штырьевой антенны на крыше башни. Уже в июле число выпущенных танков выросло. ГАЗ им. Молотова сдал положенные 450 танков, из них 101 радийный. Завод №38, при плане в 150 Т-70, сдал 153. Еще 10 штук сдал завод №37, но его очень быстро переключили на производство Т-34.
В июле 1942 года пошли первые отзывы с фронта, что привело к запуску работ по модернизации Т-70. Помимо большой модернизации (двухместная башня, утолщение бортов), возникла потребность и в других доработках. Выяснилось, что с ходовой частью имеются проблемы. Работы по данной теме привели к созданию Т-70Б. Впрочем, до запуска его в серию было еще далеко. А пока выпуск Т-70 наращивался. За август 1942 года ГАЗ им. Молотова сдал 500 танков, из них 232 радийных. Завод №38, при плане в 190 танков, сдал 193. Одновременно шла и доработка танка. С 5 августа выхлопные трубы стали выводить через отверстия в крыше корпуса (ранее они выходили через воздухозаборник снизу). 8 августа ввели полное ограждение двигателя, что заметно улучшило условия работы командира и механика-водителя. Первыми изменения ввели на ГАЗ, далее их получили танки завода №38.
Последним месяцем выпуска Т-70 на ГАЗ им. Молотова стал сентябрь 1942 года. Дело в том, что еще в сентябре планировалось освоить выпуск Т-70Б с модернизированной ходовой частью. Реально таких танка сдали 2 из 555, причем 288 машин были радийными. Одновременно шли работы по модернизации. 22 сентября на танки стали ставить двойной воздухоочиститель, благодаря которому гарантийный срок службы моторов увеличился с 640 до 1200 километров. 5 сентября ввели усиленную главную передачу. С 26 сентября на танках должны были ставить новый люк механика-водителя. Появился он в связи с жалобами на недостаточную обзорность. Вместо смотровой щели новая конструкция, разработанная в июле 1942 года, получила перископический прибор, который, в случае необходимости, можно было поворачивать в горизонтальной плоскости.
Завод №38 на Т-70Б переходил медленнее. За сентябрь 1942 года в Кирове сдали 226 Т-70 (при плане 225 штук), которые внешне ничем не отличались от горьковской продукции. Разница была уже только в серийных номерах. Согласно приказу по Народному комиссариату танковой промышленности (НКТП) №676сс от 24 сентября 1942 года, продукция завода №38 получила в начале серийного номера букву Л. Одновременно этот приказ ликвидировал разнобой с серийными номерами у танков разных заводов. За октябрь завод №38 сдал еще вместо 235 танков (при плане 225 штук). Другое дело, что из них Т-70Б было всего 9 штук, хотя изготовлять их должны были с 20 октября. Лишь с ноября 1942 года в Кирове полностью перешли на Т-70Б. Итого за всё время было сдано 3146 Т-70. Общая цифра может гулять, поскольку на заводе №38 выпускали Т-30 и Т-60, который шли в общей куче. Посему в общей цифре по Т-70 могут быть и слегка иные танки.
Лучше Т-60, но уже поздновато
В отличие от Т-60, который по сути являлся мобилизационной версией танка-разведчика, его сменщик уже был вполне адекватным легким танком сопровождения. К этой категории относились такие боевые машины, как Pz.Kpfw.II, Pz.Kpfw.38(t), Carro Armato L 6, Type 95 Ha-Go и Light Tank M3. Сюда же можно включить и французские легкие танки, которые, впрочем, к лету 1942 года уже два года как не производились.
Безусловно, на Т-70 сильно давило то, что его прародителем был танк-разведчик. Уже потом, летом 1942 года, выяснилось, что одноместная башня не есть хорошая идея. Вместе с тем, из выпускавшихся в 1942 году танков-одноклассников три имели ту же одноместную башню. Причем это считалось нормальным. Можно, конечно, вспомнить Pz.Sp.Wg.II Luchs, но там двухместная башня появилась исключительно по причине необходимости таковой у танка-разведчика. А так вообще немцы считали, что одноместной башни легкому танку хватит. Как и 20-мм автоматической пушки.
Главная проблема Т-70, впрочем, заключалась не в одноместной башне. На фронт эти танки стали поступать в июне 1942 года, а к тому моменту ряд стран уже кое-что понял. По итогам боевых действий 1941-начала 1942 года немцы задумались о прекращении выпуска легких танков. Оставались только танки-разведчики, которые фактически заменяли броневики (неспроста Luchs носил индекс Pz.Sp.Wg.II). У американцев их легкие танки обладали высокой подвижностью, что также позволяло их использовать как средство разведки. А вот классический «средний танк поменьше», к которому, кстати, относился и Т-50, уже себя постепенно изживал.
У нас тоже прекрасно понимали, что лучший легкий танк — это Т-34. Неслучайно в январе 1942 года Т-50 прибили окончательно, причем ради Т-34 (первые омские 34-ки сдали в июне 1942 года). Ежемесячный выпуск Т-34 нарастили с 454 в январе до 971 в июне. Во второй половине 1942 года процесс форсировали, не пожалев выпуск легких танков в Свердловске (уже в сентябре 1942 года первые Т-34 сдал бывший завод №37) и подвинув выпуск КВ-1с в Челябинске. Результатом стало то, что в декабре 1942 года сдали 1568 Т-34. Была бы возможность, выпускали Т-34 и на ГАЗ им. Молотова и заводе №38. Но производственные мощности не позволяли. Поэтому разумно решили оставить выпуск легких танков. Лишними они точно не были.
Поначалу Т-70 шли в войска по тем же штатам, что и Т-60. В танковые бригады обычно шло от 21 до 28 легких танков. Под Т-70 первый штат (№010/270-010/277) появился в июле 1942 года. Из 53 танков на долю Т-70 приходилась 21 машина. Такой штат являлся наиболее оптимальным, основная масса Т-70 формировалась подобным образом. 6 сентября 1942 года появился штат №010/240-010/248, по нему в бригаде имелось 5 KB, 24 Т-34 и 20 Т-70. По нему, например, формировали 33-ю танковую бригаду, где служил Т-70, ныне находящийся в парке «Патриот». Но продержался он недолго, поскольку тяжелые танки стали поступать в отдельные гвардейские танковые полки прорыва.
Естественно, при таком штате Т-70 особо ничем похвастаться не могли. Тем более что во второй половине 1942 года, когда они массово пошли на фронт, ситуация сильно изменилась. Противотанковые возможности 45-мм танковой пушки снизились. Частично это удалось компенсировать вводом подкалиберного снаряда, который на испытаниях апреля 1943 года смог пробить бортовую броню Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E на дистанции 200 метров. Но таких снарядов в боекомплекте имелось всего 4 штуки. При этом главными противниками являлись Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV, лобовая броня которых являлась проблемой еще в 1941 году.
Вместе с тем, говорить о том, что выпуск Т-70 являлся бесполезной тратой времени, точно не стоит. Как средство поддержки пехоты 70-ки вполне годились. В отличие от Т-60, этот танк имел полноценную танковую пушку с осколочно-фугасным снарядом, имеющим на борту больше 100 грамм ВВ. Т-70 часто использовались пехотой как «маршрутки» поля боя, порой на них забивалось до 20 человек (даже интересно, как они там держались). Неплохо у Т-70 было и с выживаемостью на поле боя, а также с обзорностью. Кроме того, с лета 1942 года танки стали получать радиостанции, что однозначно повысило их эффективность на поле боя.
По-настоящему массовое применение Т-70 началось во второй половине 1942 года, они «засветились» в большинстве боевых операций того периода. Почему-то люди считают, что главный параметр удачности танка — это он сколько набил вражеских. Извините, реальный фронт — это вам не карта «Малиновка». Естественно, какими-то выдающимися достижениями 70-ка похвастаться не могла, она скорее являлась рабочей лошадкой, находящейся в тени Т-34, ставшим главным советским танком. Тем не менее, Т-70, выпущенные летом-осенью 1942 года, продолжали воевать и в 1943, и с 1944 годах. Весьма приличное их количество было в танковых полках при кавалерийских дивизиях.
На начало 1944 года в войсках числилось 2508 Т-70 и Т-70Б, из них 1284 на фронте. Годом спустя их было 1754 штуки, из них на фронте 272. Это явно намекало на то, что время 70-к прошло. Тем не менее, некоторое число Т-70 продолжали использовать как командирские танки в СПА-ах на СУ-76М. Некоторые танки умудрились дойти до Берлина, пройдя почти три года в боях. Одним словом, совсем не лишний танк. Сейчас известно более десятка Т-70, доживших до наших дней, из них несколько в ходовом состоянии. В отличие от Т-60, большинство Т-70 сохранилось в «чистом» виде, то есть как целые танки. Можно сказать, что судьба у них сложилась вполне успешно.
Список источников
- ЦАМО РФ
- РГАЭ
- РГАСПИ
- РГАКФД
- Архив ГАЗ
- Архив автора
источник: https://dzen.ru/a/Za5DAm1NCnzaz3JA