Юлия Лиморенко. Ясон и поход аргонавтов. Снова продолжение
Мисия и снова архаика. Продвигаясь дальше вдоль побережья Малой Азии (той, что входит в нынешнюю Турцию), аргонавты сделали стоянку на острове Кеос. Это не тот Кеос, который остров Кея, тот остался в Эгейском море! Это отдельный Кеос. Там и надо-то было набрать воды, ничего больше. И тут героем дня становится некто Гилас — согласно версиям мифа, оруженосец, приятель или любовник Геракла… ой… греки такие затейники… В общем, парень был совсем юный и вообще картинка. И нимфы купились! Украли беднягу (а может, и везунчика…) Гиласа и решили оставить себе.
Похищение богиней или вообще сверхъестественными существами женского рода миловидных мальчиков — старый, очень старый сюжет. Примерно об этом — истории Таммуза и Эндимиона. Конец у них, правда, бывает разный: Эндимион, чтобы до него не добралась старость, всё время спит, а Таммуз попросту умер, и безутешная Инанна каждый год вызывает его тень из земли. Умирающий и воскресающий бог — это он, встречайте. Вот и здесь похищение нимфами, судя по всему, не сулило Гиласу ничего хорошего. И Геракл решил его найти!
Дальше версии мифа говорят одно и то же разными словами: аргонавты уплыли без Геракла. То ли пропустили, что он не поднялся на борт (ну да, пропустили Геракла… незаметный такой), то ли он сам сказал, что без Гиласа никуда не поедет… Так или иначе, в похоже аргонавтов Геракл дальше не участвовал. Кстати, есть версия, что величайший (во всех смыслах) из героев Эллады был попросту слишком тяжёл для корабля.
С точки зрения слушателя мифов в этом сюжетном ходе есть резон: Гераклу и так хватило подвигов, лишняя слава ему уже не нужна 🙂
Вифиния и опять архаика. Плавание всё дальше и дальше в неведомых водах как бы уводит аргонавтов всё глубже в архаику: здешние земли ещё живут древним обычаем, и Колхида тоже не обманула их ожиданий.. но это потом. А пока Арго пристаёт в Вифинии, в царстве бебриков, — а тамошний царь Амик вызывает всех пришлых мужчин на поединок до смерти. Версии мифа расходятся в том, кто принял его вызов: сам Ясон или Полидевк, — но итог боя был не в пользу Амика: он погиб.
Но что тут вообще происходило? Зачем надо бросаться на каждого прибывшего на твою землю, почему нельзя проявить гостеприимство? У меня, как обычно, есть только версия…
Если в стране бебриков действовали архаичные законы, то царь вовсе не был прирождённым владыкой. Скорее всего, он получил царство одним из архаических способов: или женившись на царевне — дочери прежнего царя, — или отняв царство силой. В случае Амика скорее имел место второй случай, потому что царевна никак не упоминается. А это значит, что каждого героя, который является в его страну, Амик воспринимает как конкурента, готового бросить вызов его власти. И он вынужден драться: речь идёт о власти!
Мы ещё встретим подобную историю, когда дойдём до Тесея. Об обычае передавать власть путём поединка старого и нового царя (иногда в комплекте с женитьбой на царевне) говорит Фрэзер, указывая на мистерии Неми. А мы вспомним ещё и миф о Зимнем короле и Летнем короле: сражение за власть и женщину между старым (перезимовавшим) и новым (ещё во всем смыслах зелёным) владыками.
В некоторых версиях мифа про бебриков больше ничего не говорится: аргонавты отбили нападение и поплыли дальше. Иногда упоминается, что Ясон нашёл бебрикам другого царя; но сам победитель Амика не остался править. Они тут вообще не для этого, у них квест!
Симплегады. И вот Арго подходит к Боспору (ныне Босфор), и на берегу обнаруживается жилище человека, в буквальном смысле загаженное доверху. Оказывается, там обитает Финей — слепой прорицатель, виновный перед богами. Его история сейчас неважна, главное, что боги послали гарпий, чтобы они не давали ему спокойной жизни. Каждый раз, как Финей пытается перекусить, гарпии половину еды сжирают, а половину портят помётом.
Зет и Калаид (крылатые, как мы помним) прописывают гарпиям целебных звездюлей, и благодарный Финей открывает аргонавтам, что их ждёт. Боспор преграждают сдвигающиеся скалы (Симплегады), и между ними никто не может проскользнуть нерасплющенным. Как тогда вообще плавают из Колхиды в Элладу? По реке Родан (мы про не ещё поговорим). А обратно в Колхиду? А в Колхиду не плавают!
Впрочем, Финей «успокаивает» героев: когда между скалами проплывёт хоть один корабль, они замрут навсегда. Отлично, решает Ясон, но это потом, а нам-то как быть? И Финей советует: пустите сначала птицу. Если она пролетит между скалами невредимой, то и Арго пройдёт, ну а если птичку сплющит — не судьба…
Так и вышло: птица (в разных версиях голубь или цапля), пролетев между Симплегадами, лишается только перьев из хвоста, И Арго прорывается следом, лишившись только хвостового украшения. Всё, аргонавты пошли в Понт Эвксинский.
Эта история очень типичная для мифа: кто-то что-то сделал впервые, и мир изменился. Кто-то был первым построившим дом, кто-то — первым зажегшим огонь, а вот аргонавты первыми прошли Боспор.
Царь Колхиды и его родня. Дальнейший путь аргонавтов по Чёрному морю в разных версиях описывается по-разному, и в целом эти версии просто показывают, кому из мифографов какая придуманная география была симпатичнее. Аргонавтов «посылают» воевать то с таврами, то с амазонками, то ещё с какими дикарями, но итог один: Арго подходит к устью реки Фасис (Риони). Гамарджоба, колхи 🙂
Как мы помним, в Колхиде правит царь Ээт. И это любопытный персонаж. Разобравшись с ним, мы поймём, что там вообще происходит.
Сведения об Ээте разнятся в разных источниках, общего немного: он сын бога Гелиоса, он отец Медеи и царь Колхиды. Кто его мать, точно сказать нельзя, кто его жена — тем более; по ряду версий, он женат на океаниде, что связывает его с родом Океана.
Согласно самым авторитетным версиям, у Ээта две сестры: Пасифая (да, та самая) и Кирка (да, та самая). Про Пасифаю мы ещё поговорим, Кирка же известна как великая волшебница, живущая на острове Ээя (Эя). По-гречески название острова Эя (Αἰαία) и имя Ээт (Αἰήτης) образованы от одного корня. Кирку мы ещё встретим прямо в этой истории.
Дети Ээта — вопрос, как ни странно, спорный. Общепринято, что у него есть дочь Медея, тоже волшебница не хуже Кирки, но не такая опытная. По ряду версий, ещё одна его дочь, Халкиопа (мы о ней говорили), стала женой Фрикса. Иногда Кирку-сестру Ээта называют Киркой-дочерью Ээта, но это явно результат типичного для мифов удвоения и склейки образов. Ещё по ряду версий у Ээта есть сын Апсирт. И это любопытно (см. ниже).
Помимо этого в ряде версий говорится, что у Ээта есть брат Перс, который враждует с ним и хочет отжать Колхиду. Иногда, впрочем, Ээт после отплытия Медеи с аргонавтами сам уступает Колхиду Персу и уезжает в загадочные гребеня.
Почему-то в поздних переложениях мифов Ээта часто изображают жестоким самодуром. Но почему? Потому что не отдал Ясону сразу же руно? Так это святыня Колхиды, чего ради отдавать её без испытаний какому-то голодранцу. Что завёл дракона для охраны руна? Но дракону не скармливали девственниц, он просто сторожил руно. Ээт хотел извести Ясона? Но таковы правила игры: герой пришёл в неведомую страну (по сути, в край мёртвых) для инициации — на тебе инициацию! А почему всё-таки не отдал руно, как договорились? А потому что Ясон сам нарушил договор… но об этом чуть позже.
Что же странного с сыном Ээта? А то, что царь очевидно не собирался отдавать ему власть над Колхидой. Почему? В поздних версиях это объясняют тем, что Апсирт — пасынок царя, сын его жены. Но как мы знаем, это не было препятствием для передачи власти, престол могли передать даже незнакомцу. Похоже, дело тут в другом…
И снова версия. Когда Ээт отдал свою дочь Халкиопу в жёны Фриксу, он, возможно, рассчитывал, что Фрикс по праву брака станет царём после него. Но Фрикс умер раньше тестя. Значит, следующим наследником становится не Апсирт, а муж Медеи. А сын царя должен искать себе царства в дальних землях — так по-нашему, по-архаически. Поэтому Ээт так нервно относится к возможному браку Медеи: его зять получит Колхиду! А Ясон не собирается править в Колхиде — он хочет домой, в Иолк, и по своим модерным законам заберёт жену с собой. (Примерно такая же история случилась потом с Тесеем.)
И вот в такую сложную обстановку прибывает горячий парень Ясон, и он, конечно, думать не думает о Колхидском царстве, у него одно на уме: хвать руно — и назад, Пелия свергать. Ну, или сменять мирным путём — смотря по версии.
Вот такие квесты. Мойте руки перед едой 🙂
источник: https://author.today/post/405063